ТЕНДЕНЦИИ

Предвыборная борьба сказывается на ИТ-бизнесе скорее отрицательно

Во время шестой конференции "Перспективные технологии и успешный бизнес" (IT-Форум’2003, www.it-forum.ru), проходившей 22-23 октября в подмосковном пансионате "Бор" (см. первую страницу этого номера) я попросил представителей ряда региональных фирм высказаться по поводу того, как растут их компании и какие внешние факторы в наибольшей степени влияют на их бизнес.

PC Week: Какое влияние на ИТ-бизнес оказывает подготовка к выборам в Государственную Думу?

Вадим Татюк: " Перед выборами судьбаносные

ИТ-решения практически не принимаються"

Вадим Татюк, коммерческий директор сибирской компании НЭТА (www.neta.ru), насчитывающей, с учетом шести региональных отделений, свыше 600 сотрудников и "сделавшей" в 2002 г. около 30 млн. долл.; прогноз на нынешний год - примерно 45 млн.: С одной стороны - положительное, так как для проведения выборов закупается определенное количество техники, но есть и отрицательное воздействие, и оно, на мой взгляд, перевешивает. Во многих городах, например, эти выборы совпадают с выборами губернатора области. Поэтому средства, запланированные в областном бюджете на информатизацию тех или иных структур, если и не перенаправляются на другие нужды, то временно придерживаются. Откладывается и принятие различных судьбоносных решений местного масштаба.

Однако мы работаем не только в Новосибирске (в будущем году на него придется скорее всего менее половины нашего оборота), но и в других городах - Барнауле, Кемерове, Красноярске, Новокузнецке, Омске и Перми. К тому же наш бизнес не так сильно завязан на властные структуры - на них приходится лишь около 10% нашего оборота. В целом же, я думаю, что в регионах выборы в Государственную Думу не так сильно влияют на ИТ-бизнес, как в центре. Мы, например, сейчас по заказу мэрии Новосибирска реализуем один долгосрочный проект, и я не вижу какой-либо зависимости его от предстоящих выборов.

Гораздо больше влияет на нас падение курса доллара. Мы замечаем, что многие клиенты, в первую очередь физические лица и представители малого и среднего бизнеса, откладывают приобретение компьютерной техники - видимо, решив подождать, когда один американский "рубль" станет эквивалентен двадцати нашим. Когда же доллар шел вверх, то все, наоборот, стремились не откладывать покупки в долгий ящик.

Андрей Ковач: "Очень заметно движение в регионы

московских и петербургских дистрибьютеров"

Андрей Ковач, генеральный директор екатеринбургской компании "Телескоп" (www.tscp.ru), ведущей свою историю с 1990 г. и насчитывающей ныне 25 сотрудников: Сначала небольшая справка - мы располагаем четырьмя магазинами (двумя в Екатеринбурге и по одному в городах Березовском и Каменск-Уральском) и занимаемся прежде всего розничными продажами. Торговые площади наших магазинов - от 45 до 70 кв. метров, а ассортимент - около 500 ходовых наименований, темпы роста оборотов - примерно 20% год. В силу специфики деятельности предстоящие выборы на наш бизнес практически никак не влияют. Падение же курса доллара имеет даже некоторый положительный эффект, так как цены у нас в салонах выставлены в рублях и мы их меняем значительно реже, чем происходят скачки курса американской валюты.

Сергей Трубкин: "В настоящее время увеличиваеться

разрыв в квалификациисотрудников центральных и

региональных компаний"

Сергей Трубкин, руководитель проектной группы ЗАО "Центр информатики", входящего в мурманскую группу NetSL (www.NetSL.ru), насчитывающую сейчас 115 человек и ведущую свою историю с 1991 г.: Предстоящие выборы негативно сказываются не только на текущих ИТ-расходах госструктур, но и на ИТ-бюджетах промышленных предприятий. Особенно если кто-то из их высших руководителей баллотируется в Госдуму или какой-либо местный орган власти. Так, в Мурманске 7 сентября прошли выборы мэра города, в которых в качестве кандидатов наряду с госчиновниками участвовало - не помню точно - три или четыре директора местных предприятий. А 7 декабря вместе с выборами в Госдуму будут еще и выборы в областную Думу. Среди претендентов на кресла в этих структурах также есть директора заводов и фабрик.

PC Week: Что в настоящее время больше всего тормозит развитие регионального бизнеса?

В. Т.: Что тормозило раньше, то тормозит и сейчас - отсутствие кадров. Более того, эта проблема усугубляется, так как многие компании растут быстрее, чем работающие в них люди! Мы стараемся брать только ту молодежь, у которой, что называется, глаза горят. Пусть даже они и не обладают всеми необходимыми специальными знаниями. У нас, например, есть договоренности с рядом кадровых агентств о том, что, заприметив инициативного человека, они покажут его нам даже в том случае, если он не совсем соответствует другим требованиям. В целях же доведения понравившихся нам людей "до кондиции" мы в прошлом году создали при своей компании специальный учебный центр. Разумеется, мы взаимодействуем с ведущими вузами и будем приглашать студентов старших курсов к себе на практику. В надежде, что сможем выявить тех, кто нам нужен. Однако в больших масштабах осуществлять такого рода просеивание крайне затруднительно, так как практиканты сильно напрягают действующий регулярный персонал и вносят определенный хаос в работу офиса или магазина.

А. К.: Тормоза у нас те же, что и в центре, - весьма сложное налоговое законодательство, проблемы с кадрами и т. д. Универсальных решений этих проблем нет, но все их как-то преодолевают. Мы уже присмотрели перспективные районы, где будем открывать новые точки продаж. Причем стараемся опираться прежде всего на местные кадры, так как квалифицированные специалисты в конце концов находятся. Развиваться есть куда: ситуация сейчас такова, что в России много городов-стотысячников, где вообще нет компьютерных салонов! Зачем же заставлять людей ездить за техникой и расходными материалами в областной центр?

С. Т.: Действительно, одна из проблем - отток кадров. Не секрет, что многие специалисты стремятся перебраться из районных центров в областные, а из областных - в Москву или Петербург... Таким образом получается, что столичные фирмы аккумулируют опыт региональных. Обратного же потока, как правило, не наблюдается.

Это приводит к тому, что разрыв в квалификации сотрудников региональных и центральных компаний в настоящее время увеличивается. И дело тут не только в оттоке кадров, но и в том, что в столицах, Северной и Белокаменной, во многих вузах уже появились отделения, где готовят специалистов по управленческому консалтингу и другим высшим ИТ-дисциплинам. Кроме того, в Москву и Петербург стали возвращаться профессионалы, значительное время проработавшие за рубежом и накопившие там определенный опыт.

В то же время несомненно, что региональный бизнес не умрет. И значит, что вслед за развитием ИТ-рынка и в регионах начнется реализация крупных высокотехнологичных проектов. Будем учиться сами, будем привлекать ресурсы из других компаний. В любом случае коль скоро общее количество специалистов будет расти, то и в регионах их число увеличится.

Я, например, участвую в осенних IT-Форумах уже третий раз. И если в прошлом и позапрошлом году я чувствовал себя на них достаточно уверенно (т. е. те проблемы и пути их решения, о которых на них говорилось, были нам уже в значительной мере известны), то на нынешнем форуме я вижу, как выступающие свободно оперируют терминами, которые мало кому из региональных специалистов известны. Достаточно ознакомиться с тематикой круглых столов: взятые сами по себе "железо" и программное обеспечение уже мало кого интересуют. Основной упор делается на организацию бизнеса, методики работы с клиентом, организацию ИТ-структур заказчика и т. д.

Одним словом, на IT-Форумах начинаешь понимать, что нам еще многому надо учиться. Ведь чем опасен разрыв в уровне квалификации? Если раньше мы могли предоставить местным компаниям практически те же услуги, что и столичные фирмы, то теперь есть опасность потерять часть клиентов, задумавших реализацию сложных комплексных проектов. А практика показывает, что наши заказчики испытывают все большую потребность именно в комплексных проектах.

PC Week: Какие заказы растут быстрее - поступающие от коммерческих фирм или государственных учреждений?

В. Т.: В настоящее время около половины нашего оборота обеспечивают небольшие и средние коммерческие структуры. Еще 20-25% дают продажи частным лицам. Остальная доля приходится на крупных клиентов и различные госбюджетные учреждения, включая медицинские и образовательные. Трудно сказать, какие заказы у нас растут быстрее - "коммерческие" или "государственные". Но точно знаю, что быстрее всего у нас увеличивается число крупных заказов. И не столько потому, что в тех регионах, где мы работаем, их становится больше, сколько потому, что два-три года назад мы озаботились этим направлением деятельности и предприняли определенные шаги (в том числе укрепили партнерские связи с поставщиками высокотехнологичного сетевого и телекоммуникационного оборудования), чтобы среди наших клиентов были такие солидные заказчики, как крупные коммерческие банки, операторы сотовой связи и т. д. Кроме того, сейчас мы более активно участвуем в тендерах федерального и областного масштаба, хотя несколько лет назад не могли о них и мечтать. Попутно хочу заметить, что все чаще нашими конкурентами становятся московские фирмы, чей интерес к регионам не ослабевает.

С. Т.: Прежде всего поясню: в нашем ЗАО, которое является одной из четырех компьютерных компаний, входящих в состав NetSL, около 10% оборота приходится на малые предприятия (таковыми в первом приближении мы считаем организации, в которых эксплуатируется менее 50 компьютеров), примерно 30% - на госструктуры и почти 60% - на средние (от 50 до 100 компьютеров) и крупные промышленные предприятия. Мы считаем, что контролируем большую часть рынка средних и крупных предприятий области и выполняем около 90% проектов, связанных с их компьютеризацией. Отслеживаем все областные конкурсы.

Не могу судить о росте всего ИТ-рынка региона, но после кризиса 1998 г. - кстати, тогда у нас не был уволен ни один человек - наш оборот стабильно увеличивается на 25-30% в год. Думаю, что и у заказчиков, которые с нами работают, обороты растут примерно с такой же скоростью. Причем объем корпоративных заказов растет быстрее, чем объем государственных. В то же время заметно увеличивается и розничный рынок.

PC Week: Какие тенденции наблюдаются сейчас в региональном бизнесе?

С. Т.: Продолжается централизация управления как государственными структурами, так и промышленными предприятиями. Практически все заметные заводы и фабрики области уже вошли в состав тех или иных групп. Поэтому большинство значимых решений принимается в Москве. Там же зачастую проходят и тендеры, и оттуда же присылают технику. "Бодаться" в тендерах на поставку оборудования с московскими компаниями очень тяжело, и зачастую единственным нашим козырем являются низкие цены на технику и услуги, что, естественно, приводит к снижению маржи. Практически единственный выход из этой ситуации - развивать сервис.

Причем под сервисом мы понимаем не столько непосредственное обслуживание и ремонт технических средств, сколько предоставление всего комплекса услуг, который возникает вокруг больших систем. Это и обеспечение бесперебойного функционирования комплексов, и развитие ИТ-инфраструктур предприятий, и обучение, и управленческий и ИТ-консалтинг, и многое другое.

Попутно замечу, в чем состоит одно из отличий регионального бизнеса от столичного. Москвичи, к примеру, выполнят какой-либо проект и уедут (до следующего тендера). У нас же нет понятия разового проекта, и мы стараемся работать так, чтобы каждый наш заказчик не только обращался к нам за технической поддержкой, но и привлекал нашу компанию к работе по развитию созданной системы, в том числе в смежных отраслях - электропитание, АСУ ТП, связь.

В то же время областной ИТ-рынок довольно ограничен. Ведь жителей в Мурманской области чуть более миллиона, а предприятий, на которых насчитывается свыше 500 компьютеров, - единицы. Поэтому мы стараемся расширить зону своего присутствия. В частности, уже сейчас мы ведем несколько проектов в Карелии. И на будущее, несмотря на все проблемы, смотрим с оптимизмом.

В. Т.: Экспансия крупных фирм в соседние регионы неизбежна, так как локальный рынок в любом случае ограничен. Еще можно отметить, что укрупнение существующих фирм и образование новых идет более быстрыми темпами, чем распад старых, поскольку рынок растет. Да и сам распад обычно является не банкротством, а разделением бизнеса по функциональному или "собственническому" признаку. Еще могу отметить быстрый численный и качественный рост розничных магазинов, торгующих компьютерной техникой, - это происходит практически во всех регионах, где присутствует НЭТА.

А. К.: Очень заметно движение в регионы московских и петербургских дистрибьюторов. Страдают от этого в первую очередь местные субдистрибьюторы. Магазины же в чем-то выигрывают (товар становится более доступным), а в чем-то и проигрывают (так как жизнь наших конкурентов - мелких продавцов - при этом тоже упрощается). Уже сейчас в нашем городе существуют филиалы таких крупных дистрибьюторов, как OCS, ELKO Group и NT Computer. Кроме того, многие из тех, кто занимается поставкой небольших по размеру комплектующих (процессоры, память и т. д.), имеют здесь своих представителей, которые готовы даже принести заказанную продукцию прямо в офис клиента.

Экспансии столичных торговых сетей в наш регион мы пока не ощущаем. Что, вообще говоря, довольно странно, ведь ИТ-рынок Екатеринбурга достаточно велик. Лично я ничего не имею против проникновения сюда московских розничных сетей и возможного их слияния с местными салонами - это естественный путь развития (известно, что экономия издержек в сетях очень высока), и в нем нет ничего страшного.

Из федеральных тенденций последних месяцев могу отметить рост дистрибьюторских цен. Прежде всего на периферийные устройства и особенно на ЖК-мониторы. Последние выросли более чем на 15%!

От редакции: Интересно отметить, что в оценках причин удорожания ЖК-мониторов представители дистрибьюторских фирм практически единодушны.

Марина Стаханова, менеджер по маркетингу компании "Графитек": Действительно, такой рост произошел, в первую очередь на 15-дюймовые мониторы. Но в ближайшее время цены вырастут также и на 17-дюймовые устройства. Это связано с дефицитом жидкокристаллических панелей.

Денис Гудым, руководитель PR-службы группы компаний Verysell: Могу предположить, что рост цен на ЖК-мониторы связан с увеличением издержек на растаможивание.

Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании "Марвел": Повышение цен на ЖК-мониторы в последние два месяца вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, серьезнейшим дефицитом на мировом рынке ЖК-панелей (и особенно на рынке наиболее ходовых 15-дюймовых) и во-вторых - ухудшением ситуации на российской таможне (в том числе и по ЖК-мониторам). Однако нельзя сказать, что эти цены повсеместно выросли более чем на 15%.

Дмитрий Попович, PR-менеджер RSI: Причин две: производители ЖК-панелей поднимают цены и происходят изменения на таможне.

От редакции: А вот с чем связаны изменения на таможне, можно только гадать. Уж не с предстоящими ли выборами и стремлением любой ценой пополнить федеральный бюджет?

Версия для печати