ПУТИ ТЕХНОЛОГИИ

Победа малыша над великаном вошла в число наших любимых историй со времен Давида и Голиафа. А что было бы, если б Давид уложил Голиафа не камнем из пращи, а воспользовался для этого атомной бомбой, которая убила бы не только Голиафа, но и союзников Давида, а заодно и ни в чем не повинных наблюдателей поединка? А теперь представим на минуту, что Голиаф каким-то чудом выжил, жертвами же оказались только совершенно посторонние люди. При таком развитии событий восхищение Давидом, наверно, было бы не столь велико.

А ведь сейчас нечто подобное можно наблюдать в борьбе патентов на технологии Интернета. Совсем недавно чикагский суд рассмотрел иск к Microsoft, поданный крохотной фирмой Eolas Technologies, которая обвинила гиганта в нарушении авторских прав на несколько подключаемых модулей для Internet Explorer, запатентованных Eolas еще в 1994 г. В результате истец получил удовлетворение в размере 520,6 млн. долл., а Microsoft направила апелляцию в суд высшей инстанции.

При освещении этого процесса главный упор делался на то, что малыш побеждает гиганта. Еще больше повышали накал страстей заявления Eolas, которая обещала ударить своим патентом по монополии Microsoft и возродить надежды на то, что браузер сможет заменить всю операционную систему.

Но истинной жертвой судебного решения стала вовсе не Microsoft. Пострадала Macromedia, чья широко распространенная технология Flash лучше всего показывает себя при встраивании в Web-страницы. Пострадали альтернативные браузеры Konqueror, Mozilla, Opera и Safari, использующие подключаемые приложения. Пострадали разработчики, создающие встраиваемые Java-приложения для Web-страниц, которым теперь придется осваивать другой подход к решению таких задач. Пострадали мультимедийные приложения наподобие RealOne и QuickTime. И конечно же пострадали обычные пользователи Всемирной паутины, которые очень скоро почувствуют, что с их любимыми Web-страницами что-то стало не так.

Консорциум же W3C испытывает серьезное беспокойство по поводу влияния пресловутого патента не только на используемые стандарты, но и на сам Интернет. После того как стало известно решение суда, консорциум провел специальное заседание, начал изучение сложившейся ситуации и создал список рассылки, где свое мнение может высказать каждый желающий.

При наихудшем развитии событий Microsoft так или иначе выкрутится, а вот ее конкуренты понесут серьезнейший урон.  

Участники обсуждения практически сразу определили слабость самого патента, приведя целый ряд исторических прототипов и наглядно продемонстрировав тривиальность содержащихся в нем положений. При этом разгорелся горячий спор относительно позиции Microsoft: почему одна из самых могущественных и богатых компаний в мире не смогла опровергнуть патентные притязания в суде? Понять это довольно трудно. Может быть, все дело испортила ее команда высокооплачиваемых адвокатов. А может, судья и заседатели не слишком хорошо разбираются в технологии и патентах.

Но некоторые злые языки утверждают, что Microsoft просто не хочет прибегать к тактике, которая может поставить под сомнение и без того весьма зыбкий портфель патентов этой корпорации. Есть и совершенно параноидальное - хотя и не лишенное смысла - предположение, будто Microsoft сама захотела проиграть это дело. В конце концов чтобы погубить Netscape для платформы Macintosh, корпорация потратила 150 млн. долл., а чем плохо одним ударом нанести огромный ущерб конкурентам в области и мультимедийных и Web-технологий? 520 миллионов за все это - не так уж много.

Microsoft уже объявила, что во избежание дальнейших нарушений пресловутого патента в ее ПО будут внесены соответствующие изменения, однако они наверняка пойдут в ущерб функциональности Internet Explorer. Это станет еще одной длинной цепочкой мер, которые помогут Microsoft ограничить возможности своего браузера. Зачем ей это нужно? В перспективе корпорация намерена включить как можно больше Web-функций в свои приложения и операционные системы, и, если браузер перестанет быть средой для выполнения интерактивных приложений Интернета, пользователи поневоле начнут тяготеть к таким же приложениям, но встроенным в программные продукты Microsoft.

Слишком много натяжек? Возможно. Но нельзя забывать, что Microsoft никогда не любила оставаться в проигрыше, поэтому она и подала апелляцию. Но даже при наихудшем развитии событий вокруг этого патента корпорация так или иначе выкрутится, тогда как Macromedia, Adobe, Mozilla, Java и многие другие понесут серьезнейший урон.

Руководство Eolas дало совершенно ясно понять, что ее главная мишень - Microsoft. Но при этом фирма всячески уклоняется от ответа на вопрос, не станут ли следующей ее целью другие компании, пользователи и технологии.

На рассмотрение апелляции Microsoft уйдет не меньше пары лет, а компании тем временем будут вынуждены вносить изменения в свою продукцию, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем. И похоже, что ближайшие два года будут для интерактивных Web-технологий далеко не блестящими.

Что же ты делаешь, Давид?!

С Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim_raposa@ziffdavis.com.

Версия для печати