МОБИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

Калининград. Девять Часов. Сумрачное осеннее утро. Современный офисно-складской комплекс "Балтийской Бизнес-группы". Идет активная погрузка сигарет, кофе, шоколада, соков, зажигалок и еще какой-то всячины на грузовички "форд" веселой красно-белой расцветки. Скоро в путь.

Меня знакомят с Евгением - молодым человеком, за его работой мне предстоит наблюдать следующие несколько часов. Женя - мобильный торговый агент, т. е. универсал, "все в одном", выполняющий обязанности водителя, грузчика, экспедитора, кассира и оператора автоматизированной мобильной торговой системы. Ранним утром он забирает в офисе из крэдла свой карманный компьютер Pocket PC с установленным на нем клиентом системы "ST - Мобильная торговля" разработки калининградской фирмы "Системные технологии" (www.systtecs.com). За ночь "Джорнада" успела зарядить батарею, а чтобы обменяться информацией о вчерашних продажах и собранных на завтра заказах с сервером торговой компании, на котором установлена база оперативного учета, созданная на основе продукта "1С:Предприятие", нужны считанные секунды. Так что из офиса Женя выходит, уже точно зная свой дневной маршрут, номенклатуру и объем товара, который ему предстоит загрузить в свой "форд" и развезти по магазинам, палаткам, ларькам и т. п. Будучи опытным коммивояжером, наш герой, конечно, захватит с собой пару лишних коробок - ведь его клиентам всегда может понадобиться блок-другой сигарет сверх заказа.

Фирма "Балтийская Бизнес-группа" имеет статус официального дистрибьютора табачного концерна "Филип Моррис" и располагает 12 грузовичками (очень удобно для планирования отпусков 13 торговых агентов). Десять из них ежедневно обслуживают до 50 розничных точек и за рабочий день пробегают до 100 км. Одна машина прикреплена к оптовикам и розничным сетям, а еще одна ездит к областным заказчикам. Женя - лихой водитель, уверенно выжимающий из своего дизельного аппарата максимум возможного на узких и запруженных улицах старого города, благо перевозимый товар не боится тряски по довоенной брусчатке. Зона его обслуживания расположена довольно далеко от базы, поэтому и дневной план у него не самый большой - 35-40 розничных точек.

Подъезжая к очередному магазину, Женя берет в руки карманный ПК и через считанные мгновения уже точно знает номенклатуру и объем предзаказа. Дальше нужно лишь уточнить этот список с сотрудниками торговой точки, дистанционно (через ИК-порт) передать информацию с КПК на портативный принтер в салоне автомобиля и распечатать накладную. Остается поставить печать, выбить на мобильной кассе фискальный чек и, собрав заказ в коробочку (слава богу, сигареты и шоколадки весят совсем немного!), передать его клиенту. Полученные взамен деньги Женя по мере их накопления прячет во вмонтированный в "форде" сейф, ключ от которого находится в офисе - так безопаснее. На все уходит 5-10 минут - и снова в путь.

История проекта

· Начало 1998 г. - калининградская торговая компания (ныне "Балтийская Бизнес-группа") и российское представительство "Филипа Морриса" начинают совместный проект создания автоматизированной системы прямой доставки на базе решения, внедренного Philip Morris в Турции.

 

· Середина 1999 г. - отказ от зарубежной системы автоматизации как не отвечающей реалиям российского рынка.

 

· Конец 1999 г. - выбор Windows CE в качестве платформы для разработки собственного решения.

 

· Март - декабрь 2000 г. - формирование специальной группы разработчиков в составе ИТ-отдела компании, интенсивный процесс создания системы автоматизации мобильной торговли.

 

· Декабрь 2000 г. - выделение ИТ-подразделения в самостоятельную структуру ООО "Системные технологии" (в составе холдинга).

 

· январь - март 2001 г. - опытное внедрение в промышленную эксплуатацию системы "ST - Мобильная торговля" 1.0 в "Балтийской Бизнес-группе".

 

· Август 2001 г. - компания "Системные технологии" объявляет о выходе на открытый рынок систем автоматизации мобильной торговли.

 

· Май 2002 г. - официальное открытие московского офиса и создание в столице отдела внедрений.

 

· Декабрь 2002 г. - в производственный процесс внедряются инструменты Rational.

 

· Апрель 2003 г. - в московском офисе создаются отделы маркетинга и продаж.

 

· Ноябрь 2003 г. - выходит версия "ST - Мобильная торговля" 2.4. 

Приятно было наблюдать, как благожелательно встречали нашего героя сотрудницы ларьков, палаток и магазинчиков. Ведь он не только избавляет их от необходимости где-то добывать товар, но и помогает быстро разобраться с текущим состоянием запасов (иногда Женя демонстрировал гораздо лучшую осведомленность о том, где именно за прилавком лежит конкретный продукт, чем сами продавцы). Далекие от современных информационных технологий, мелкие торговые предприятия очевидно нуждаются в компьютерных средствах инвентаризации, но пока эту роль в какой-то степени взял на себя их поставщик - ведь в "Джорнаде" хранится хоть и неполная (разумеется, все розничные торговые точки имеют дело с несколькими поставщиками), но весьма полезная информация о закупках каждого клиента.

Работать с карманным компьютером Жене нравится. За два года он настолько свыкся с этим устройством, что уже плохо представляет, как можно в поездке заниматься ручным оформлением бумажных документов (раньше ему приходилось это делать постоянно, развозя чипсы в аналогичной доставочной фирме) - ведь любое уточнение или исправление требует большой и нудной рукописной работы, отнимающей драгоценное время как у агента, так и у получателя. Кроме того, с помощью КПК легко добавить в систему данные нового клиента или провести инвентаризацию склада на колесах.

В разъездах с Женей мы провели полдня, этого оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в высокой эффективности работы агента, подключенного к системе автоматизации мобильных продаж. Все интуитивно понятно, быстро и удобно. Но это лишь вершина айсберга. О его главной, "подводной" части рассказал генеральный директор компании "Системные технологии" кандидат физико-математических наук Сергей Максименко: "То, что внешне выглядит очень просто, на самом деле есть результат работы весьма сложной системы, реализующей не только формальную автоматизацию бизнес-процессов типа "получил заказ - загрузил - довез - получил деньги" с применением в случае необходимости современных технологий, например OLAP или синхронизации данных через GSM/GPRS. Мы пошли гораздо глубже и заложили в свой продукт широкие возможности выстраивания логистики движения товара и денег, документооборота любого уровня сложности, что позволяет нашим клиентам реализовывать немыслимые без автоматизированной системы бизнес-процессы или применять методы налоговой оптимизации, помогающие экономить до 80% налогов, оставаясь при этом в правовом поле.

Но реализовать такой подход вручную, без автоматизированной до уровня каждого рабочего места системы практически нереально. Стоит ошибиться одному из агентов - а от этого не застрахован никакой, даже самый высококвалифицированный специалист, - и может начаться лавинообразный разрушительный процесс, в котором ни одна бухгалтерия не разберется. Например, когда наши агенты возили только сигареты, у них был единый прайс-лист, как у большинства компаний, и цены они знали наизусть. Ведь если всякий раз каждую цену выискивать в накладной, норму в полсотни посещений выполнить не удастся. А сейчас у нас 600 наименований товаров и множество вариантов цен, вплоть до индивидуальных позиций для разных клиентов. Все это содержится в системе - агент только вводит количество и печатает накладную. Иначе организовать процесс с таким уровнем производительности, с учетом всех нюансов логистики просто невозможно. Фактически мы предлагаем качественный скачок в организации бизнеса, который в принципе нельзя сделать без автоматизации".

***

Рассказ Сергея Максименко может вызвать вопрос: почему софтверная фирма столь явно ассоциирует себя с торговой компанией? В случае с "Системными технологиями" это совершенно естественно, ведь компания выросла в составе холдинга, изначально занимавшегося прямой доставкой табачных изделий "Филипа Морриса", и остается тесно интегрированной с другими его подразделениями. История эволюции группы из пяти сотрудников в настоящего системного интегратора примерно с 60 специалистами интересна не только с точки зрения превращения частной внутренней разработки в тиражируемое заказное решение, но и как показательный пример становления региональной ИТ-фирмы под крылом реального бизнеса. Вот что говорит Сергей Максименко: "В 1998 г. мы организовали одну из первых в стране цивилизованных систем прямой доставки и бизнес-процессы знаем не понаслышке - как-никак пять раз подряд по итогам двухмесячных конкурсов признавались лучшими дистрибьюторами "Филипа Мориса" среди примерно 600 компаний. Вначале нас обучили специалисты этой компании, но от громоздких терминалов Norand и западного софта нам очень скоро пришлось отказаться - он был сделан для Запада и для российских условий оказался слишком "прямолинейным", да и ошибок в нем было многовато.

"ST - Мобильная торговля" сегодня

Модульная платформа "ST - Мобильная торговля", обеспечивающая интеграцию данных бухгалтерского, оперативного и складского учетов с информацией на карманных компьютерах на базе Pocket PC, содержит базовый набор средств для организации работы разъездных торговых агентов. Повышение эффективности применения базовой платформы достигается благодаря ее совместному применению с модулями "ST - Предзаказ" и "ST - Мерчандайзинг". Первый позволяет на системном уровне решить проблему отсутствия нужного товара в машине торгового агента путем организации предварительного сбора заказов. Второй модуль служит для эффективного планирования и контроля продаж с помощью сбора и обработки информации о текущем состоянии и тенденциях на рынке. Кроме того, система предоставляет возможности технологии комплексного многомерного анализа данных OLAP (On-Line Analytical Processing), позволяющей оперативно отслеживать состояние торгового проекта на основе генерируемых системой отчетов.

Дополнительное наращивание функциональности с учетом особенностей работы конкретного предприятия производится путем подключения контуров: "ST - Учет кассовых операций", "ST - Контроль деятельности агента", "ST - Отгрузка рекламной продукции", "ST - Возврат товара", "ST - Заявка агента", GPS-модуля, позволяющего как в онлайн-, так и в офлайн-режиме контролировать перемещение грузовиков и пр.

В версию "ST - Мобильная торговля" 2.4 включена поддержка Windows Mobile 2003, расширены возможности управления правами пользователя, усовершенствованы средства управления маршрутами, ценообразованием, увеличена скорость обмена данными за счет использования прямых SQL-запросов, добавлена возможность выгрузки в мобильный терминал данных о последних и среднедневных продажах агента за выбранный промежуток времени, расширены возможности по созданию интеллектуальных настраиваемых прайс-листов, введен учет товаров по срокам годности, организован контроль выкладки товара на витрине, система предзаказов дополнена базой данных, содержащей подробную информацию (в том числе цветную фотографию) о каждом предлагаемом товаре, и др. Обмен данными с корпоративной системой учета может осуществляться по любому доступному каналу связи - через инфракрасный порт, крэдл (док-станцию, подключаемую к последовательному порту или USB), с использованием Bluetooth, локальной беспроводной сети или протоколов сотовой связи GSM и GPRS.

Стоимость системы зависит от автоматизируемых бизнес-процессов, числа мобильных работников, сложности интеграции с существующей информационной системой предприятия и составляет: для аппаратной части (на одно рабочее место) - от $260 (без принтера) или $650 (с принтером), для клиентской части (на одно рабочее место) - от $200, для серверной части - от $500.

Конечно, наш софтверный проект возник как проект для себя, тогда это был вопрос выживания дистрибьюторского бизнеса. Представьте себе наше ликование, когда 2 февраля 2001 г. первый агент, вооруженный КПК, выполнил дневной план менее чем за 4 ч, продемонстрировав 120%-ный рост производительности! Потом система реально заработала в масштабах почти полутора тысяч обслуживаемых торговых точек, и мы стали лучше понимать, как можно сделать ее еще эффективнее. Но вести подобную разработку только для себя - слишком дорого, на одном внедрении экономически не оправдано. Логика же развития системы требовала ее совершенствования, и тогда мы решили предложить ее другим. Первыми с энтузиазмом откликнулись наши московские коллеги - те, кто нас хорошо знал. А потом мы вышли на открытый рынок (по нашим оценкам, это тысячи инсталляций, причем не только в торговых компаниях). На сегодняшний день у нас созданы формализованные методики обучения сотрудников клиента и собственных внедренцев. Есть учебные курсы и программы сертификации. Мы способны вести собственными силами до восьми проектов одновременно. Одно внедрение в среднем занимает около трех недель. За это время мы обследуем предприятие, устанавливаем софт, обучаем персонал и запускаем систему. В нашем активе уже есть внедрения, в которых мобильные терминалы взаимодействуют с базами данных не только "1С", но и других информационных систем.

Наш опыт говорит о том, что система достаточно надежна и больших хлопот с ее сопровождением не возникает. Обращения с какими-то проблемами методического или программного характера практически заканчиваются через полтора месяца. Железо, бывает, ломается. Мы в своих решениях используем недорогие неспециализированные карманные компьютеры, поскольку для России, особенно для провинции, цена пока принципиально важна. И не только в плане снижения общей стоимости проекта - цена устройства должна быть сопоставима с зарплатой конкретного человека, который с ним работает. Ведь если сотрудник получает 300 долл., то для него риск потерять терминал стоимостью 2000 долл. непомерно велик. Удержать такие деньги из зарплаты невозможно, а личная ответственность должна быть - иначе отношение к оборудованию будет соответствующим".

***

Пока мы с Сергеем Максименко обсуждали особенности "национальной мобильной автоматизации", Женя объезжал своих постоянных клиентов, отрабатывая последний перед отпуском день на маршруте. А завтра он сядет за руль собственного "фольксвагена" и отправится с семьей в какой-нибудь польский аквапарк - вот такая интересная жизнь у россиян в сердце Европы...

Версия для печати