СКАНИРУЯ ПОРТЫ

Если конференцию профессиональных разработчиков Microsoft (Professional Developers Conference) уподобить игре в бейсбол, то результаты редмондской команды можно назвать отличными, но не выдающимися: хорошие пробежки по базам и ни одного хоум-рана*1.

_____

*1 Хоум-ран - удар, при котором мяч вылетает за ограничивающий площадку забор; может принести команде до четырех очков.

Пакет технологий, представленных в конце октября в Лос-Анджелесе, по большей части основан на существующих стандартах, в целом совместим с имеющимися продуктами и вполне мог бы изменить стиль деятельности корпоративных разработчиков. Именно этого я и ожидал от Microsoft.

В обширном вступительном слове особое внимание было уделено принципу открытости. Во многих демонстрациях для написания деклараций XML и кода .NET использовались не собственные средства, а обычные редакторы ASCII-текста. В создаваемых приложениях мощь клиентских программ сочеталась с прозрачным доступом к ресурсам Интернета.

Выбор Amazon.com (Интернет-магазин, построенный на базе Linux), в качестве базы для показа решений в этом докладе, был глубоко продуманным. Впоследствии в беседе со мной и сотрудником eWeek Дэррилом Тафтом разработчики из Amazon не скрывали, что с радостью воспользовались возможностью предоставить собственные Web-сервисы, построенные на открытых стандартах, клиентам на базе Longhorn в более удобной для них форме. Нет сомнений в том, что Microsoft будет "проталкивать" код на основе .Net на серверы, а технологии Longhorn - на клиентские системы. Однако я с удовольствием отметил, что корпоративным разработчикам не грозит оказаться перед альтернативой "все или ничего".

Накануне конференции я призывал ее участников смотреть на то, лежат ли в основе новых инициатив Microsoft открытые стандарты. Я побуждал их исследовать частности, переложив на Microsoft обязанность доказывать, что грядущие технологии стоят двух лет, которые необходимо потратить на доведение их до рабочего состояния, и что их очертания достаточно определены для того, чтобы подготовку можно было начинать уже сейчас.

То, что мы привыкли называть операционной системой персонального компьютера, сегодня является по существу драйвером одного из элементов платформы приложений.  

Продемонстрированный редмондской корпорацией подход в целом соответствует этим требованиям. Беседуя со мной неделю назад, издатель Тим О’Рейли заметил, что то, что мы привыкли называть операционной системой персонального компьютера, сегодня представляет собой по существу драйвер одного из элементов интересующей нас платформы приложений. Унифицированная модель обмена сообщениями Indigo, являющаяся критически важной, но почти незаметной частью Longhorn, - большой шаг в этом направлении. Разработчики, пишущие код на базе Indigo, обращаются к ресурсам ПК и Интернета, устройствам и вычислительным узлам, доступным через Сеть, подобно тому как некогда пользователи Visual Basic 1.0 получили унифицированный доступ к компонентам среды Windows.

В дополнение прозвучавшей на конференции общей оценки работы Microsoft я хотел бы отметить и двух основных докладчиков - Билла Гейтса и Джима Олчина. Оба говорили искренне и даже признали прошлые ошибки и технические неудачи - что, надо полагать, должно было побудить собравшихся вручить этим ребятам судьбу своих компаний и собственную карьеру. Гейтс подшучивал над своим неумением вовремя разглядеть потенциал Интернета, а Олчин отважно раскочегарил "хакерский" Unix-редактор vi и набросал несколько строк кода. Подобные непосредственные контакты с профессионалами от клавиатуры создают и укрепляют доверие.

Цель конференции разработчиков - безраздельно завладеть вниманием тех, кто, выбрав определенную платформу, претворяет в жизнь предсказанный ей успех. Но эта задача никогда раньше не была для Microsoft такой сложной, как сегодня и в предстоящие два года. Рынок открытого кода по-прежнему бросает вызов, а альтернативные платформы, такие, как Sun и Apple, завораживают корпоративных заказчиков перспективами снижения расходов за счет унификации и надежными решениями для электронного бизнеса.

Картина, изображенная в цифрах на полотне Longhorn, привлекает сочетанием возможностей и удобства разработки приложений. Как показывает недавняя история, именно эта комбинация оказывает на разработчиков положительное влияние, больше чем имеющиеся в активе альтернативные платформы и стратегии. Однако те, кто платит по ИТ-счетам, не должны ограничиваться оценкой первичной стоимости разработки - им предстоит выбирать между эффективностью Longhorn и низкой стоимостью развертывания решений с открытым кодом.

Версия для печати