ВЫСТАВКИ

С 24 по 28 февраля в трех павильонах "Ленэкспо" прошла очередная, XI международная выставка систем связи и телекоммуникаций "Норвеком" - самая крупная специализированная выставка в северо-западном регионе. Ее организаторами выступают фирма "Рестэк" и компания "Северо-Западный Телеком" при поддержке Минсвязи, городской администрации и прочих.

Местоположение экспонентов дает ясное представление о структуре отечественного телекоммуникационного бизнеса, во всяком случае в его питерском изводе.

Павильоны пронумерованы от входа в обратном порядке - с четвертого по второй, в том же порядке уменьшается и градус официоза. Самый пафосный и министерский - четвертый, в нем на первом этаже разместился "Северо-Западный Телеком", во втором - компании из большой группы операторов "Телекоминвест", включающей, например, "Петерстар", "Мегафон" и многих других (но ни МТС, ни "Вымпелкома" там нет). Там же расположились и "Скайлинк" с мобильной связью третьего поколения, и компания WWWPlus, предлагавшая клонировать телефоны (хотя на самом деле всего лишь технологию ADSL, позволяющую делать три линии из одной).

В этом году павильон выглядит гораздо живее по сравнению с прошлым: крутится мультик, объясняющий преимущества мультисервисной сети связи и IP-телефонии, много красивых девушек. Кроме того, по периметру разместились отраслевые операторы, НИИ со своими разработками. Четвертый павильон - как бы вне конкуренции и рынка, он показывает политику "Телекоминвеста". В двух других - нормальный российский бизнес. А посетители, как и положено законами статистики, по павильонам распределяются по гауссиане, с максимумом в третьем.

Известно, что в "Норвекоме" из года в год участвуют одни и те же компании, и найти их можно на одних и тех же местах. Нынешний - не просто сохранил прошлогоднее ядро, но даже прирос новыми ключевыми игроками.

Так, впервые питерское телекоммуникационное шоу посетил "Вымпелком" (торговая марка "Би Лайн"), второй после МТС российский сотовый оператор, только в прошлом году вышедший на петербургский рынок. МТС и "Би Лайн" размещались в третьем павильоне. Шумные, собиравшие яркую молодежную толпу презентации двух наших главных поставщиков сотовой связи начинались почему-то одновременно, и выглядело это так, что конкуренты стараются перекричать друг друга. В паузах становились слышны и другие компании, избравшие децибелы в качестве маркетингового инструмента - и вполне успешного инструмента, если судить по толпам ошалевших посетителей.    

На все это снисходительно поглядывала питерская "Нева-Лайн" - стопроцентная "дочка" МТТ, оператора для операторов, имеющего мощную магистральную сеть и обеспечивающего межрегиональное взаимодействие сетей сотовой и фиксированной связи.

Вообще в этом году меньше стало продавцов мобильных телефонов и аксессуаров. Выставка становится операторской.

На фоне "операторского" павильона соседствующий с ним второй казался если не царством тишины, то чем-то вроде научной библиотеки. Здесь сосредоточились компании, продвигающие "железо", решения и тому подобные вещи, требующие вдумчивого знакомства и спокойного профессионального обсуждения. В частности, тут обосновался еще один новичок "Норвекома" - корпорация Nortel.

Во втором павильоне было много кабельных компаний. "Лентелефонстрой" собрал толпу специалистов: серьезные пятидесятилетние мужи, как пионеры, облепили стенд, где два парня резали и варили оптический кабель и монтировали его на глазах у изумленной публики. Тут же можно было рефлектометром проверить качество соединения.

Впечатляющее видео крутил на своем стенде "Нева-кабель": два кабельных куска подвергались огневой атаке посредством газовой горелки, один из них плавился, горел, дымился, а другому - хоть бы что, так, слегка обуглился. Весьма наглядно, сразу видно, где что целесообразно прокладывать, и убеждать после этого уже никого не надо.

Пропустив несколько лет, на "Норвеком" вернулась компания Rittal со своими знаменитыми немецкими шкафами. Фирма "Вэлком" демонстрировала гигабитный Ethernet. Известный российский разработчик сетевого оборудования Cronyx хоть и привез новые устройства, но специально выделять их не стал - то ли забыл, то ли решил, что незачем: не за новинками сейчас народ идет на выставку, про них все в Интернете можно узнать.

На стенде компании "Президент-Нева" демонстрировали системы бесперебойного энергоснабжения и откровенно гордились тем, что название эксплуатирует электоральный энтузиазм. Подобные же системы предлагали скучающие девушки на неизменно красивом стенде АРС (там тоже было нечто президентское - кажется, одну из девушек звали Моникой).

Небольшой штрих к выставке, точнее, к состоянию рынка: многие, очень многие работавшие на стендах люди ничего не знали о прошлогоднем "Норвекоме", потому что пришли в свои компании недавно. Речь не идет об одном-двух стендах - это массовая черта выставки. Что ж, рынок растет, и в отрасль приходят молодые кадры.

Из нетехнологических признаков времени запомнилась любознательная овчарка в четвертом павильоне. Она туда, между прочим, не просто так выставку посмотреть зашла - собака бомбы искала.

В целом получилась весьма сильная региональная выставка. По сравнению с прошлым годом обозначился операторский тренд. Рынок стабилизировался со всеми вытекающими последствиями. И "Норвеком" - это реальное отражение ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где работает несколько операторов и естественно обостряется конкурентная борьба. Через выставку они пытаются донести до потребителя свое ви/дение положения дел и таким образом продвинуть свои торговые марки.

Выставка удалась даже несмотря на то, что совпала с отставкой правительства. Будь это известно заранее, многих участников мы не увидели бы. Коммуникации - очень динамичная отрасль, сильно завязанная на госструктуры, четко реагирующая на все изменения и политические моменты, отслеживающая их. А когда у нас в стране что-то происходит, чиновник норовит оказаться в больнице или на рыбалке, но не в гуще событий. Внезапность отставки помешала чиновникам отменить свои визиты, и руководители компаний, желавшие повидать их, смогли это сделать.

В России телекоммуникационный рынок еще продолжает расти, но когда наступит насыщение, перед отраслью встанет проблема поиска новых бизнес-моделей и точек роста. Исторически сложилось так, что именно в Петербурге телекомы отрабатывают новые бизнес-модели и внедряют перспективные технологии. Десять лет назад отсюда пошла отечественная мобильная связь, в прошлом году здесь возникли первые в России хот-споты и очередной сотовый стандарт, который сейчас апробируется "Скайлинком".

"Норвеком" - это как бы макет декораций отечественного бизнеса связи, каждая деталь которого отражает положение вещей в отрасли.

В мероприятии отметились почти все ведущие телекоммуникационные компании. "Рестэк" продал им 10 тыс. кв. м площадей. Квадратный метр "Норвекома" в этом году стоил 200-300 долл., следовательно, местные компании выложили за мероприятие 2-3 млн. долл. Это большая трата, хотя в ситуации сложившегося рынка практическая польза от подобных выставок для самих участников невелика - во всяком случае, теперь они не ждут от нее всплеска продаж и новых контрактов. Изменился сам смысл выставки, участие в ней стало главным образом имиджевой акцией.

Прямой отдачи от "Норвекома" нет никакой, но приезжать на него обязательно надо. Сюда едут, чтобы пообщаться в привычном для себя формате. Иногда ради одного дня. Это прекрасный способ наладить деловые контакты с представителями телекоммуникационного рынка северо-запада.

А для праздных посетителей... но их-то как раз уговаривать не надо.

Версия для печати