ИНТЕРВЬЮ

Сейчас, когда наша страна находится на пороге важного политического события - выборов Президента РФ, самое время поговорить об одной из крупнейших в России Государственных автоматизированных систем - ГАС "Выборы". В июле 2003 г. в опытную эксплуатацию была сдана уже вторая очередь этой уникальной ИС, с помощью которой проведены недавние выборы в Государственную Думу, а после мартовской президентской кампании предстоит ввод системы в промышленную эксплуатацию. Научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев попросил ответить на несколько вопросов главного конструктора ГАС "Выборы" Александра Николаевича Калинина.    

Александр Калинин

PC Week: Какова история создания ГАС "Выборы" и какое по счету поколение этой системы эксплуатируется сегодня?

Александр Калинин: Начало данному проекту было положено в 1994 г. На выборах первой Государственной Думы в 1993-м Центризбирком (ЦИК) столкнулся с большими проблемами при подсчете голосов, что и побудило его выступить с инициативой о построении такой системы. Правительство поддержало эту идею, и уже в августе 1994-го Президент РФ выпустил специальный указ, возлагавший на НИИ "Восход" задачу по подготовке концепции автоматизированной ИС и ее созданию. Результатом этой работы стала ГАС "Выборы". Теперь ту разработку десятилетней давности мы называем первой очередью системы. Ее главным конструктором был Юрий Сергеевич Ломов. Все тогда делалось в сжатые сроки: первая задача - подведение итогов выборов - была решена за год. Государственные испытания системы первого поколения прошли в 1999 г., а в 2000-м она была официально сдана в промышленную эксплуатацию, хотя фактически находилась в этом состоянии с 1995 г.

В дальнейшем техника понемногу обновлялась, исправлялись огрехи и модернизировалось ПО, но никаких радикальных изменений не производилось. В качестве рабочих станций использовались ПК Compaq с процессором Intel 486, которые, кстати, прекрасно отработали в течение девяти лет. Программные решения соответствовали тому уровню, на котором в те годы находились инструментальные средства. По территориальному охвату система ничем не отличалась от того, что мы имеем сейчас: она была установлена в ЦИКе, комиссиях субъектов Федерации, окружных и территориальных комиссиях. Уже тогда велись первые эксперименты со сканерами для считывания информации с избирательных бюллетеней.

В 2000 г. заказчик понял, что к грядущим выборам в Госдуму систему следует существенно модернизировать, поскольку за время эксплуатации ее технические и программные компоненты заметно устарели. Некоторые производители инструментальных средств, с помощью которых создавались прикладные программы, прекратили свое существование, и это не могло не сказаться на качестве поддержки системы. В 2001 г. ЦИКом было принято решение о развитии ГАС "Выборы" и состоялся открытый конкурс, в котором участвовало несколько "коопераций". Конкуренция была жесткой, но тем не менее предпочтение было отдано группе, возглавляемой НИИ "Восход". В нее входила также компания КРОК и ряд других фирм. После этого началась обычная работа, которая осложнялась тем, что срок ее завершения был жестко зафиксирован датой предстоящих выборов в Госдуму: на проект отводилось всего полтора года.

PC Week: Кто им руководил?

А.К.: Я тогда был исполняющим обязанности руководителя института и стал главным конструктором ГАС "Выборы". Мы уложились в отведенные сроки, и система была сдана в сентябре 2003 г. Свой весомый вклад внес каждый участник проекта: и НИИ "Восход" как головной исполнитель с его богатыми традициями и опытом в создании проектной документации и прикладных программ, и КРОК, выполнявший ряд функций системного интегратора и отвечавший за часть программ, а также за средства отображения информации, и "Роснет", строивший мультисервисную сеть телекоммуникаций и передачи данных. "Информзащита" обеспечивала разработку решений по безопасности системы, "Диалог-наука" - антивирусную защиту, "Инсофт" - построение регистра избирателей, "АНД Проджект" - функционирование Интернет-портала и интранет-комплекса ЦИКа. Всего в проекте участвовало около 30 компаний.

PC Week: Что представляет собой нынешняя архитектура системы? Какие функции она выполняет?

А.К.: ГАС "Выборы" - система многоуровневая и в полной мере соответствующая структуре избирательной системы Российской Федерации. Она полностью базируется на СУБД Oracle, и в этом смысле является самым крупным проектом в Центральной и Восточной Европе. По всей территории страны, где построены наши сети передачи данных, они поддерживают IP-телефонию, а в избирательных комиссиях субъектов Федерации еще и видеоконференции. Задействованы каналы связи "Ростелекома", дочерних компаний "Связьинвеста", а также госпредприятия "Космическая связь" (16 спутниковых каналов). Их безопасность НИИ "Восход" обеспечивал совместно с "Информзащитой" (контроль осуществлялся Гостехкомиссией). ГАС "Выборы" принципиально не имеет выхода в Интернет: так установлено законом. Кстати, это единственная информационная система в нашей стране, для которой в январе 2003 г. был выпущен специальный закон.

Управление системой ведется из здания ЦИКа. В отличие от всех зарубежных решений такого рода, она позволяет не только производить подсчет голосов, но также планировать проведение избирательных кампаний и управлять повседневной деятельностью избиркомов всех уровней. Иными словами, для ЦИКа ГАС "Выборы" - это своеобразная ERP-система. Здесь, кстати, кроется принципиальное отличие второй ее очереди от первой. Первая очередь решала отдельные задачи, а вторая - обеспечила комплексную автоматизацию всей деятельности избирательных комиссий: финансовых служб, делопроизводства, сопровождения регистра избирателей и т. д. Например, данные о доходах и имуществе кандидатов берутся из модуля, отвечающего за контроль избирательных фондов. Все подобные процедуры выполняются не вручную: они либо частично либо полностью автоматизированы.

PC Week: НИИ "Восход" получил за эти годы уникальный опыт развития столь крупной общегосударственной информационной системы. Есть ли какие-то общие закономерности и уроки, которые следовало бы учитывать при реализации следующих проектов такого масштаба?

А.К.: Мы убедились в том, что все системы управления крупным предприятием или государственным ведомством имеют общие черты и должны строиться по единым законам. Есть группа блоков или модулей, наличие которой необходимо в любой корпоративной информационной системе. Детали их функционирования могут варьироваться, но все эти блоки должны быть реализованы. Я думаю, что на основе накопленного нами опыта сейчас можно вести "крупноблочное" строительство информационных систем крупных предприятий и государственных ведомств. Мы, например, хорошо отработали процесс комплектации, сборки и тестирования сетевых конфигураций (а их около трех тысяч), которые затем доставлялись на места и разворачивались в крайне сжатые сроки. По сути это промышленная технология.

Начнись данный проект сейчас, мы, вероятно, что-то делали бы иначе, но серьезных просчетов совершено не было. Конечно, на выполнение проекта такого масштаба нужно побольше времени (не менее двух с половиной лет), и это надо иметь в виду на будущее, но в нашем случае изменять сроки по понятным причинам было просто невозможно. Особенно тяжело пришлось в последнем, 2003 г. Кое-какие свои наработки мы не успели реализовать к думской кампании, но они будут использованы на предстоящих выборах Президента РФ, и мы о них объявим накануне этого важного события. Сегодня уже можно сказать, что в Москве и Санкт-Петербурге будет установлено около тысячи новых сканеров избирательных бюллетеней, разработанных компаниями КРОК и ЛОМО.

PC Week: И что? Система так и будет постоянно совершенствоваться под вашим руководством или заказчик подведет черту и примет ее под свою опеку?

А.К.: Работа над второй очередью ГАС "Выборы" в целом завершается, и теперь, если возникнет необходимость в ее модернизации, я полагаю, будет объявлен новый конкурс, в котором смогут принять участие любые компании. Думаю все-таки, что сейчас равных нам в России по опыту и квалификации в этой области нет. Фактически НИИ "Восход" является монополистом в области разработки и реализации избирательных информационных технологий. А вообще-то любая система раз в семь лет, если не чаще, требует радикальной модернизации: что ни говорите, а ИТ за это время столь заметно развиваются, что грех не использовать предлагаемые ими возможности.

PC Week: Кто формально является владельцем системы, кто отвечает за ее эксплуатацию и кто должен заботиться о ее дальнейшем развитии и совершенствовании?

А.К.: Владелец системы - ЦИК. Он, в лице своего Федерального центра информатизации, и будет заниматься ее эксплуатацией. Этот центр, в составе которого около 100 специалистов, выполнял также функции представителя заказчика, формулируя технические задания и осуществляя приемку работ. По мере изменения законодательства или возникновения дополнительных потребностей ЦИК может сформировать новое техническое задание на НИОКР, а исполнители работ такого рода, финансируемых из госбюджета, должны выбираться на конкурсной основе. Если к нам обращаются, мы предлагаем варианты технических решений или указываем направления, по которым систему можно было бы развивать. В целом, думаю, в нынешнем виде система просуществует до 2010 г. С ее помощью будут проводиться нынешние и следующие выборы президента, выборы депутатов Госдумы и многие другие избирательные кампании на региональном уровне. Как это ни покажется удивительным, но каждые выходные в нашей стране где-то проходят выборы.

PC Week: Можно ли надеяться, что созданные информационные ресурсы будут использоваться не только для проведения таких разовых акций, как выборы, но и для решения других общегосударственных задач, например для построения регистра населения?

А.К.: Я бы не стал говорить о том, что та БД избирателей, которая используется в ГАС "Выборы", может стать основой такого регистра. Она все-таки вторична, поскольку формируется по данным ЗАГСов и паспортных столов. Если в ГАС "Выборы" многое автоматизировано, то в упомянутых учреждениях ситуация не столь благоприятна, и при создании регистра на такой основе потребуется много ручной работы, а это сопряжено с большим количеством ошибок. Пока что разными организациями в нашей стране формируются базы данных с информацией о населении, а регистр населения - это некое специальное решение, существующее сегодня только в виде концепции. Чтобы его создать, нужно построить законодательную базу, разработать проект и найти организацию, способную его реализовать.

Если же говорить об использовании инфраструктуры и каких-то подсистем ГАС "Выборы" для решения других государственных задач, то здесь проблемы не технологические, а юридические. ЦИК имеет особый статус. Он не является органом исполнительной или законодательной власти. Должен ли он выполнять несвойственные ему функции по ведению того же регистра населения? Правильнее было бы, чтобы организация, ведущая регистр населения, передавала оттуда данные (возможно, с предварительной фильтрацией) в ГАС "Выборы" и в любые другие информационные системы. Собственно такой подход и провозглашен в ФЦП "Электронная Россия": создать некие универсальные государственные информационные сервисы, к которым смогут обращаться и госорганизации, и коммерческие структуры, и население. Я считаю, что "избирательный сервис" у нас уже есть. Для остальных сегодня важно установить приоритетность и очередность ввода в строй.

Следует отметить, что фактически нами подготовлен продукт, который может тиражироваться и продаваться другим странам. Мы считаем, что у него хороший экспортный потенциал.

PC Week: Как вы относитесь к технологиям электронного голосования? Реально ли их широкое использование в обозримом будущем? В какой мере система ГАС "Выборы" готова к развертыванию подобных технологий?

А.К.: Я считаю, что будущее, хотя мы и пытаемся сегодня применять сканеры бюллетеней, все же за электронными технологиями, в частности за электронно-сенсорными системами. В отличие от сканеров они не требуют наличия бумажного бюллетеня, а ведь затраты на подготовку и печать защищенных бюллетеней сопоставимы с расходами на создание самой системы ГАС "Выборы". Если мы будем развивать электронно-сенсорные системы - а сегодня есть планы выйти на следующие президентские выборы с опытными образцами подобных устройств, - то со временем получим очень экономичное решение. За рубежом, скажем во Франции и США, есть и производители соответствующих аппаратных средств.

Здесь нужно решить две главные проблемы. С одной стороны, проголосовать должны только те люди, что внесены в списки, а для этого электронно-сенсорный пульт их должен идентифицировать. С другой же - необходимо сохранить анонимность голосования, а следовательно, тот же пульт должен зафиксировать волю избирателя без привязки принятого им решения к только что проведенной идентификации. Аналогичные проблемы возникнут, если мы захотим обеспечить голосование через Интернет, по мобильному телефону и другим электронным каналам. Они осознаны не только нами, но и другими странами. Сейчас работа по созданию соответствующих стандартов, общих принципов, технических требований ведется в ряде международных организаций. Добиться максимального доверия к таким системам невозможно без широкого общественного контроля со стороны Госдумы, политических партий и любых других заинтересованных структур, в том числе и международных.