ВЫСТАВКИ    

В ВВЦ прошли выставки "Торговые технологии" и "Склад-экспо"

Последняя неделя февраля традиционно принадлежит торговой выставке, организуемой Министерством экономического развития и торговли РФ, Правительством Москвы и выставочным оператором "ИТ-экспо" (директор - А. Р. Федоров). Написав слово "традиционно", взглянула на каталог выставки - а ведь и правда, она уже восьмая по счету! А кажется, что так недавно все начиналось+

Вообще говоря, у выставки непростая история: стартовав в 1998 г., незадолго до приснопамятного дефолта, выставка еще два года, можно сказать, боролась за существование - ведь послекризисные времена были тяжелыми для всех участников рынка. Это было время не только финансовых трудностей, но и обретения своего лица. Однако последовавший затем подъем позволил утверждать: выставка состоялась. Конечно, сегодня наблюдается некоторый спад выставочной активности (в частности, среди ИТ-компаний) - не в последнюю очередь по причине бурного развития Интернет-технологий. Реклама и присутствие в Сети дешевле и часто эффективнее традиционных способов деятельности на рынке (таких, как участие в выставках), да и заказчики становятся все более "интернетизированы". Значит, как устроителям экспозиций, так и их участникам сегодня предстоит поломать голову, чем бы привлечь посетителя.    

 На "игрушечной" модели склада на стенде "Пилота"

 демонстрировались отнюдь не игрушечные мобильные терминалы

А только что прошедшие "Торговые технологии" и "Склад-экспо" по обыкновению сопровождались целым спектром семинаров и конференций - от сугубо торговых (по логистике, организации закупочной деятельности, методике эффективных продаж, управлению запасами и пр.) до специализированных, например по ИТ-решениям для торговли. На секции, посвященной данной тематике, освещались перспективы российского рынка POS-терминалов, новые разработки IBM в этой области; особенности внедрения ИТ в московских и региональных торговых предприятиях (Borlas Retail); решения для оптовых и розничных фирм (Columbus IT Partner); новые инструменты для управления маркетинговыми и рекламными кампаниями (счетчики посетителей) на торговых предприятиях ("ВатКом"); проблемы поэтапной автоматизации ("Штрих-М") и оптимального выбора ИТ-решения ("Открытые технологии"). Целый ряд докладов в рамках разных секций касался роли ИТ в управлении складом, штрихового кодирования и т. п.

Интересно, что сегодня все активнее применяются в торговой сфере видеотехнологии, начиная от прямого видеонаблюдения (все чаще - в цифровом формате) и заканчивая системами, где снимаемый камерами видеоряд интегрирован с кассовым и бэк-офисным ПО и позволяет контролировать деятельность персонала (кассиров, грузчиков, операторов), предупреждая злоупотребления на рабочих местах. Такую систему, к примеру, продемонстрировала компания G2Technology: ее комплекс Cashcontrol представляет собой программно-аппаратный продукт, предназначенный как раз для выявления мошенничества, а также для контроля расчетных операций на кассовых узлах. Аппаратная часть системы обрабатывает и совмещает текстовую информацию чеков, полученную с кассовых аппаратов, и цифровую видеозапись операций, а специальное ПО позволяет проводить детальный анализ операций на кассе и обеспечивает моментальный доступ к видеоряду событий. С помощью данного программного комплекса руководство магазина может получить высококачественное воспроизведение любого эпизода за любой период времени с выводом на монитор чека; собрать базу данных кассовых операций и с нужной регулярностью проводить анализ производительности труда кассиров, причин возврата товара, операций отмены чека, воровства наличности; анализировать данные по любому критерию, напечатанному на чеке, и многое другое.    

 Победители конкурса торговых, складских и логистических технологий "Золотой купец’2004"

Из антикражного оборудования интересную новинку представила компания "Элемент Стор" - эксклюзивный поставщик на российский рынок систем защиты от краж голландской фирмы NEDAP Retail Consulting - разработчика и обладателя патента на технологию OID, основанную на цифровых радиочастотных устройствах. В системе OID связаны воедино антенны ("ворота"), устанавливаемые у кассовых узлов или на выходе из магазина, съемник меток, деактиватор, кассовый аппарат и пункты контроля доступа (на служебных входах). Весь этот комплекс может быть подключен через Интернет к любому удаленному компьютеру, и владелец на расстоянии увидит все события, происходящие в магазине.    

Посетитель - кто он?

Как правило, компании-экспоненты стараются учитывать и анализировать поток посетителей выставки, которые интересуются тем или иным продуктом; и самый удобный способ для этого - анкетирование. На стенде "ТБ.Корпорации" оно проводится уже не первый год. Поэтому определенный интерес представляет уже не просто та или иная картина конкретного года, а попытка проследить динамику ее изменения. А картина действительно меняется, это видно даже по данным двух последних лет:Уменьшение доли директорского корпуса среди посетителей свидетельствует о том, что руководители торговых предприятий сегодня склонны делегировать ряд полномочий своим сотрудникам, в частности, выбор ИТ-представителям служб автоматизации (об этом говорит и увеличение их числа в два раза). Среди других посетителей выставки сегодня треть - специалисты из служб логистики и продаж, их интерес в большинстве случаев так же, очевидно, связан с выбором соответствующих ИТ - это может быть как ПО (ИС в целом и специализированные подсистемы типа CRM, CSM, складские комплексы и пр.), так и электронное оборудование - кассовые аппараты, весы, сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных, защитные средства (системы видеонаблюдения, антикражные ворота и т. д.) и многое другое.

РОЛЕВЫЕ ГРУППЫ

2003

2004

Директора

60%

35%

Специалисты (склада, снабжения, маркетологи, бухгалтеры)

30%

45%

ИТ-специалисты

10%

20%

Хотя со временем доля участников выставки из софтверного сектора уменьшается, в нынешнем году эта группа была, пожалуй, по-прежнему самой многочисленной.    

 Антон :

 (на снимке слева; компания "ЛюксСофт", Белоруссия) планирует завоевание российского рынка

Так, компания "Импакт-Софт" представляла, во-первых, систему управления сетью розничных магазинов Retail Back Office (RBO), официальным дистрибьютором которой она является; во-вторых - программный модуль Warehouse собственной разработки, созданный на платформе Microsoft Business Solutions-Navision (его можно использовать как дополнение к системе или как самостоятельный продукт). Последний позволяет отслеживать движение товара на складе в реальном времени, совершать необходимые операции по работе с товаром, в том числе комплектацию отгрузок, а также прогнозировать и анализировать ситуации с товародвижением. "Кроме того, - рассказал коммерческий директор "Импакт-Софт" Анатолий Степанский, - мы предлагали мощную современную систему управления сложной складской деятельностью и логистикой крупного предприятия под названием advantics; в прошлом году она была внедрена на складе "Кампины" в Ступине. По результатам выставки можно отметить заметное повышение интереса именно к складским системам по сравнению с прошлыми годами, когда основное внимание посетителей было обращено на системы автоматизации розничных сетей. Одной из причин этого, на наш взгляд, является стремление рационально использовать складские площади".    

 Весовое оборудование, представленное на выставке,

 испытывалось на реальном товаре.

Интерес к московскому рынку проявляют фирмы уже не только из других российских городов (например, на январской выставке "Бухгалтерский учет и аудит" компания НПО "Консультант" из Иванова показывала КИС "Восточный экспресс", а "Алекта" из Новосибирска - ИС "Нордис/2"), но и из сопредельных государств. Так, белорусская фирма "ЛюксСофт" демонстрировала программный комплекс "Ветразь", который в своей республике уже нашел немало серьезных клиентов: из торговой сферы это гипермаркет "Декорум", супермаркеты "Престон-маркет", "Национальный", "Панорама", сети магазинов "Евролюкс", "Торговые ряды" и другие крупные магазины и торговые дома. Конечное решение представляет собой четырехуровневый программный комплекс, ядром которого (первый уровень) служит программный комплекс "Квант" (также "ЛюксСофта"), представляющий собой инструментальные средства разработки ИС в среде Visual FoxPro (Windows) и FoxPro 2.5-2.6 (DOS), применимые для проектирования приложений в локальной, файл-серверной или клиент-серверной архитектуре. Второй уровень является оболочкой приложения, обеспечивающей работу с распределенной БД, авторизацию, ведение служебных журналов и другие возможности. На третьем уровне находятся прикладные программы комплекса "Ветразь", а четвертый служит для расширения функционала прикладного ПО (путем использования механизмов настройки).

На стенде "ТБ.Корпорации", по словам руководителя ее отдела рекламы Ирины Волковой, около 40% посетителей интересовались системами оперативного управления. Так, управление территориально распределенными структурами очень актуально для сетевой торговли, растущих и развивающихся предприятий; эта возможность изначально была заложена в концептуальную модель ее системы и используется во всех внедрениях. Анализ прибыльности и рентабельности направлений деятельности, различных подразделений, товарных групп в "ТБ.Корпорации" проводится благодаря интегрированности различных бизнес-процессов предприятия; учет и планирование затрат обеспечиваются с помощью механизма попроцессного разнесения затрат. "В целом участие в выставке считаем эффективным, - отметила г-жа Волкова. - Как и в прошлом году, посетителей в большей степени, интересовала автоматизация отдельных бизнес-процессов (в основном - организация складского хозяйства). Что касается торговых операций, то здесь неоднократно звучали пожелания поддержки системы скидок. У нас имеются готовые решения в этой области (с учетом объема, групп товаров, контрагентов и т. д.). Вопрос привязки скидки к оставшемуся сроку годности (6 месяцев - полная цена, 4 месяца - 10%-ная скидка, мене двух месяцев - 30%-ная) уже решается в новой версии системы. Наибольший интерес вызвал модуль "Рабочее место директора", позволяющий оперативно получать важнейшие показатели эффективности бизнеса".

Разумеется, в одном материале невозможно описать все новинки, продемонстрированные на выставке. О самых интересных проектах автоматизации торговых предприятий мы попытаемся рассказать в одном из весенних номеров еженедельника, вдогонку нынешнему "отдельной строкой" осветим и другие премьеры выставки.

Однако, эту выставку, как и любую другую, "лучше один раз увидеть". Тем более, что билет на нее теперь можно скачать с сайта компании-устроителя.