АЛЬЯНСЫ
Если бы эта новость появилась днем раньше, то ее никто не воспринял бы всерьез. А многие еще и сказали бы, что в День смеха можно было бы устроить и более оригинальный розыгрыш. Это ж надо такое придумать: два непримиримых противника заключили соглашение, предусматривающее тесное деловое и технологическое сотрудничество. И якобы в подтверждение серьезности намерений Microsoft решила выплатить компании Sun почти 2 млрд. долл.
Скотт Мак-Нили и Стив Балмер обсуждают планы будущего сотрудничества
Однако такое объявление было представлено широкой общественности 2 апреля, и правдивость этой информации быстро стала очевидной. После первой реакции - "не может быть!" - комментарии экспертов довольно быстро перешли на другую тональность: "Вполне логичное развитие событий". Как выяснилось, наименее подготовленными к такому повороту ситуации были сами сотрудники двух высоких договорившихся сторон. По иронии судьбы именно в этот день российское представительство Microsoft проводило технический семинар в Москве в рамках своей программы Developer Days. Специальный доклад на нем был посвящен перспективам поддержки Virtual Java Machine на платформе Windows, и главенствовал в нем следующий тезис: "Еще раз напоминаем - уже в сентябре корпорация Microsoft обязана прекратить ее использование в рамках своей ОС". Вернувшись с мероприятия в офис, сотрудники представительства узнали, что говорить нужно было прямо противоположное!
Чтобы лучше оценить суть новости, следует напомнить основные исторические вехи взаимоотношений двух корпораций за последние годы.
В марте 1996-го, практически сразу после объявления компанией Sun своей стратегической Java-инициативы, Microsoft одной из первых получила лицензию на применение этой технологии на пятилетний срок. Однако довольно быстро стало складываться впечатление, что Microsoft, примкнув в этому межплатформенному стандарту, хотела просто внести в него раскол изнутри, создавая собственные расширения, оптимизированные под Windows.
В результате уже в октябре 1997 г. Sun подала первый судебный иск на Microsoft со следующими обвинениями: неправильное использование торговой марки, ложная реклама, нарушение контракта, нечестная конкуренция, вмешательство в ожидаемый экономический эффект и вынуждение к нарушению контракта. Не дожидаясь окончательного судебного решения, Microsoft сняла обвинения по одному из главных пунктов претензий - с 1998 г. она не использует торговую марку Java Compatible.
Вспомним, что именно тогда началась серия перманентных судебных расследований, которые американские и европейские власти вели в связи с нарушением корпорацией Microsoft антимонопольного законодательства при развитии своей Windows. Юридические претензии Sun в значительной степени были катализатором этих процессов.
Что касается Java, то точка в конфликте, казалось бы, была поставлена в начале 2001 г.: Sun и Microsoft заключили мировую, в соответствии с которой было прекращено действие существовавшего лицензионного соглашения относительно Java. В то же время Microsoft получила право на распространение и поддержку своей VJM до 1 января 2004 г., заплатив за это 20 млн. долл. компании Sun (впоследствии это соглашение было продлено до сентября).
В тот момент было почти очевидно, что Microsoft поставила окончательный крест на иллюзиях в отношении своего участия в мире Java, тем более что еще в 2000 г. корпорация объявила о своих планах по созданию платформы .NET - прямого конкурента Java. И вдруг 2 апреля...
Соглашение о сотрудничестве между Microsoft и Sun. Основные положения |
- Каждая компания получит подробную информацию о технических аспектах серверных технологий другой стороны и сможет использовать ее для разработки нового серверного программного обеспечения, оптимизированного для наилучшей совместимости. Первоначально сотрудничество будет направлено на ПО Windows Server и Windows Client, позднее оно распространится и на другие задачи, в том числе на задачи электронной почты и баз данных. Технические специалисты Sun Microsystems и Microsoft начнут вместе работать над модернизацией структуры идентификационной информации, с тем чтобы в дальнейшем эту информацию можно было обрабатывать как средствами Microsoft Active Directory, так и с помощью Sun Java System Identity Server. - В соответствии с решениями Министерства юстиции США Sun Microsystems подписала лицензионное соглашение об использовании протоколов передачи данных операционной системы Windows в рамках программы Microsoft Communications Protocol. - Стороны заключили соглашение о том, что корпорация Microsoft продолжит предоставлять услуги технической поддержки виртуальной машины Microsoft Java Virtual Machine. - Объявлено о сертификации Windows для серверов Sun на базе процессоров Xeon и о возможности получить в ближайшее время такой сертификат для компьютеров Sun на базе процессоров Opteron. - Корпорации будут сотрудничать в развитии технологий Java и .NET. - Стороны договорились об урегулировании имевшихся ранее взаимных претензий по поводу нарушения авторских прав. Впоследствии эта договоренность может быть расширена. Обе корпорации согласились начать переговоры по заключению взаимного лицензионного соглашения. - В соответствии с достигнутыми договоренностями компании решили остановить проводимое сейчас в США судебное разбирательство. Корпорация Sun согласна с тем, что заключенные соглашения позволяют урегулировать также разногласия с корпорацией Microsoft, рассматривавшиеся в Европейском суде.*Как выяснилось сейчас, переговоры велись более года, первоначально их планировалось завершить в декабре 2003-го. Именно из-за задержки в реализации этих планов прошлой осенью было заключено дополнительное соглашение о продлении срока "временной" поддержки Java на платформе Windows |
Формально договор между Sun и Microsoft направлен на развитие (скорее начало или возобновление) сотрудничества в разработке новых технологий для обеспечения лучшей совместимости продукции. Одновременно он предусматривает урегулирование взаимных претензий, в том числе исков Sun, которые рассматриваются в Европейском суде.
Однако в данном случае решение юридических проблем выглядит как-то явно односторонне: по условиям соглашений Microsoft выплатит корпорации Sun 700 млн. долл. в рамках урегулирования вопросов, связанных с антимонопольным законодательством, и 900 млн. долл. для разрешения патентных споров. Компании подписали также договор о взаимных лицензионных выплатах. Но и тут Microsoft сразу вносит авансовый платеж в размере 350 млн. долл., а Sun будет делать отчисления только после внедрения новых технологий в свои серверные системы.
Объявляя о заключенных соглашениях на специальном мероприятии в Сан-Франциско, исполнительные директора Sun и Microsoft - Скотт Мак-Нили и Стив Балмер - особый акцент делали на обеспечении взаимодействия двух конкурирующих технологий (Java и .NET), что отвечает все более настойчивым требованиям со стороны заказчиков.
Безусловно, именно эта потребность составляет объективный фундамент договоренностей, которых удалось достичь, преодолев непростые личностные отношения между руководителями компаний *1.
_____
*1. Как выяснилось сейчас, переговоры велись более года, первоначально их планировалось завершить в декабре 2003-го. Именно из-за задержки в реализации этих планов прошлой осенью было заключено дополнительное соглашение о продлении срока «временной» поддержки Java на платформе Windows.
Например, прекращение поддержки Java на платформе Windows может вызвать серьезные проблемы в развитии ИТ-рынка, а значит, и существенные финансовые потери обеих компаний. Тем более что определенные трудности, правда, разного характера, переживает в настоящее время и та и другая сторона.
Внешне бизнес Microsoft развивается просто великолепно. Корпорация преодолела общий кризис ИТ-отрасли, даже как бы не заметив его, наращивая из года в год доходы и прибыль - 32 и 10 млрд. долл. соответственно в 2003 финансовом году (см. PC Week/RE, N 32/2003, с. 26). Но при этом угроза применения к ней мер в рамках антимонопольного законодательства, в том числе в виде штрафных санкций, становится все более явной. До сих пор Редмонду удавалось уходить от жестких судебных решений, но сейчас возможность санкций со стороны Европейской комиссии, о которых было объявлено в конце марта (штраф в размере 470 млн. евро и ряд требований к комплектации Windows), представляется уже весьма реальной. А ведь подобные иски (в том числе инициированные компанией Sun) на еще более серьезные суммы рассматриваются и в США.
Однако вот на какой момент хотелось бы обратить внимание. Хотя в рамках объявленных соглашений именно Microsoft понесла явные финансовые потери, независимые эксперты, комментируя события, совсем не относят ее к "потерпевшей стороне". Более того, в некоторых откликах четко прослеживается следующая мысль: Microsoft решила оказать поддержку Sun. Такая точка зрения имеет вполне понятную основу.
Дело в том, что в последнее время корпорация Sun переживает очень сложные экономические проблемы: за два года ее доходы упали с 18 до 11 млрд. долл., а о прибыли вообще не приходится говорить; в 2003-м убытки составили более 2 млрд. долл., за последний финансовый квартал ожидаются потери в размере 700-800 млн. долл. Накануне подписания соглашения с Microsoft руководство корпорации объявило о планируемом увольнении 3300 человек или почти 9% персонала, хотя чуть меньше двух месяцев назад Мак-Нили на встрече с аналитиками обещал, что в ближайшее время не будет проводить сокращения. Безусловно, именно эти проблемы объясняют драматические изменения в стратегии Sun: активное продвижение компьютеров с использованием процессоров своих прямых конкурентов из стана x86 (при наличии своих UltraSparc), попытка выпуска собственного дистрибутива Linux (в дополнение к своей Solaris), повышенный интерес к клиентским системам и пр.
Казалось бы, Microsoft должна быть вполне довольна подобным развитием дел у своего самого непримиримого противника. Но такой подход является слишком упрощенным: в действительности корпорация заинтересована в поддержании баланса сил в рядах конкурирующей платформы. Ведь возможный выход на роль Java-лидера той же IBM может обернуться для Редмонда гораздо более серьезными проблемами.
Впрочем, все это пока предположения. В скором времени мы сможем сами наблюдать за развитием событий и в том числе узнаем, станет ли реальностью объявленное технологическое сотрудничество между идеологами Java и .NET или за этими высокими декларациями скрывается лишь стремление решить свои текущие и будущие финансовые проблемы.