КОНКУРСЫ
В прошлом году корпорация Microsoft провела первый международный конкурс студенческих проектов в области информационных технологий Imagine Cup, финал которого прошел в июле 2003-го на европейской конференции Microsoft TechEd Europe 2003 (см. PC Week/RE, N 27/2003, с. 1). Нельзя сказать, что первый блин был комом, но все же определенная неразбериха в организации отбора работ на региональном уровне имела место, например, какие-то национальные проекты проходили через сито региональных соревнований, а какие-то вышли в финал напрямую.
Тем не менее все 13 разработок-финалистов были достаточно высокого уровня. Среди них оказался и проект, представленный командой МГТУ им. Н. Э. Баумана, которая, к сожалению, в тройку призеров не попала. А первый приз Imagine Cup 2003 получил студент университета штата Небраска (США) Ту Нгуена - вьетнамец по национальности - за многоязыковое беспроводное приложение для обработки заказов от потребителей.
Команда студентов старших курсов МФТИ поедет в Бразилию
на финал конкурса Imagine Cup 2004 (слева направо):
Станислав Воног, Николай Сургин, Тарас Кушко и Константин Жереб
Подводя итоги прошлогоднего турнира, Microsoft решила, что конкурс станет традиционным, ежегодным, - и это в целом отражает повышение внимания корпорации к работе с учебными заведениями (в российском представительстве в последние годы есть выделенные менеджеры по взаимодействию с вузами, и эта деятельность постоянно расширяется). В начале 2004 г. было объявлено об открытии второго конкурса Imagine Cup (www.gotdotnet.ru/student/ImagineCup), финал которого должен состояться в первых числах июня в Бразилии.
Соревнование проходит в четырех категориях (каждый конкурсант может принять участие в любых, на свой выбор):
- программные проекты;
- графика и виртуальная реальность;
- короткометражные фильмы и клипы;
- алгоритмические решения.
Последние три номинации предполагают онлайновый режим регистрации и отбора финалистов. Конкурс же программных проектов включает обязательное проведение очных региональных отборочных туров. Финал российского турнира состоялся 19 марта в Москве на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ.
Нужно отметить, что право выставить собственную команду предоставлено совсем не многим странам. Например, все государства Восточной и Центральной Европы могут послать только по одному участнику (финал этого регионального конкурса пройдет в начале апреля в Англии). Россия же получила такую возможность благодаря удачному опыту проведения прошлогодних отборочных соревнований и довольно успешному выступлению команды МГТУ в Барселоне.
Всего на московский конкурс было представлено 34 проекта из 18 городов России и Украины, в финал соревнования жюри *1 отобрало 13 проектов (пять из Москвы, три из Санкт-Петербурга и по одному из Барнаула, Львова, Казани, Новороссийска и Новосибирска). На этот раз вузы гораздо ответственнее подошли к выдвижению своих работ. Год назад некоторые участники отнеслись к Imagine Cup как к разовому мероприятию и поспешили представить весьма "сырые" проекты. Теперь несколько довольно сильных команд не представили свои решения, посчитав, что лучше довести их и выставить для публичного обсуждения в следующий раз.
_____
*1. Жюри состояло из представителей ведущих вузов, готовящих разработчиков ПО. В него входили также два сотрудника Microsoft, но они были в явном меньшинстве.
В соответствии с условиями конкурса в проектах должны быть использованы новейшие технологии Microsoft .NET, в частности обязательно применение Web Services и мобильных устройств. Уже только это говорит, что речь идет о весьма сложных распределенных системах. Анализируя состав представленных работ, можно увидеть, что среди них есть как уже используемые на практике решения, так и приложения, находящиеся на стадии "раскрутки". Но все они имеют явно выраженную нацеленность на коммерческое внедрение.
В результате проведенного в Москве конкурса диплом I степени и право представлять Россию и СНГ на финальных соревнованиях в Бразилии получила команда МФТИ, разработавшая проект "Inspirational Classroom Environment" интерактивной виртуальной среды для системы дистанционного обучения студентов очной формы образования. Жюри отметило, что он выполнен на высоком технологическом уровне и содержит новые подходы к решению предметной задачи.
Но все же по этим показателям на первое место могли претендовать и другие участники. В лидеры команду МФТИ вывело скорее всего второе важное условие конкурса: умение представить работу широкой публике за короткое время. В частности, на жюри произвело большое впечатление, когда прямо по ходу презентации студенты физтеха смогли подключить имеющиеся в аудитории Tablet PC и показать преимущества их применения в качестве клиентских компьютеров.
Дипломы II степени были вручены командам МАИ (проект "Программный комплекс поддержки интеллектуальных бизнес-процессов") и МГТУ им. Баумана (проект "Smart Community System"), дипломы III степени - МИФИ ("Extendable Network Security System") и Санкт-Петербургского государственного университета (работа под названием "Minder"). Специальный приз за инновационные идеи и решения получили студенты Алтайского государственного технического университета (проект "Самообучающаяся интеллектуальная система накопления и преобразования знаний").
Кроме представителей вузов спонсорами российского этапа конкурса были компании "Диасофт", Digital Design, "Галактика" и "Лаборатория Касперского". Их специалисты составили "индустриальное" жюри, которое присудило призы командам Казанского государственного университета (проект "Система управления кролиководческими фермами") и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (проект "Mobile Navigator"). Было заметно, что "производственники" в большей степени оценили практическую значимость и новизну сфер применения новейших достижений ИТ: студенты из Татарии прокрутили видеоролик, показавший, как КПК используются в реальных полевых условиях.
В завершающей части мероприятия ИТ-компании провели круглый стол, посвященный злободневной теме подготовки специалистов-разработчиков. На нем, в частности, было отмечено, что высокий уровень образования по фундаментальным дисциплинам сочетается с недостаточными знаниями в области конкретных технологий и неготовностью к практической работе. В связи с этим участники круглого стола высказали единодушное мнение, что проведение подобных конкурсов представляет хорошую возможность по усилению взаимодействия ИТ-фирм и высшей школы и повышению качества подготовки разработчиков.
Отмечая высокий уровень проведения российского этапа конкурса Imagine Cup 2004, в целом я хотел бы высказать только одно пожелание организаторам. К сожалению, помещение, где проводился финал, фактически вместило только непосредственных участников мероприятия. А ведь наверняка познакомиться с лучшими студенческими разработками было бы интересно и тем, кто только собирается стать ИТ-специалистами, и представителям компаний, заинтересованных в пополнении отрасли настоящими профессионалами.