КОМПАНИИ

Пережив на рубеже тысячелетий непростые времена, хорошо известная на ИТ-рынке тайваньская компания Acer (www.acer.ru) теперь уверенно возвращается в элиту мирового компьютерного бизнеса в преображенном виде. После реструктуризации и смены бизнес-модели (см. PC Week/RE, N 43/2003, с. 20) она опять наращивает обороты и при этом на протяжении семи последних кварталов сохраняет рентабельность, что в сегодняшних условиях, удается отнюдь не всем действующим на глобальном рынке ПК игрокам. Суть изменений во внутреннем облике фирмы президент Acer EMEA Джанфранко Лянчи, недавно посетивший Москву, охарактеризовал следующим образом: "Из типично тайваньской компании, занимающейся прежде всего производством, мы превратились в компанию, которая занимается обслуживанием клиентов и продуктов; из компании инженеров, ориентированных на технологию, - в компанию, которая продолжает заниматься технологиями, но с той целью, чтобы сделать их полезными и доступными людям".    

Джанфранко Лянчи:

 "2003 год был для нас очень важным. Нам удалось доказать, что стратегия,

 выбранная нами в 1999-2000 гг., верна и вполне работоспособна"

Три - один, три - много

Внутренние преобразования в Acer не отразились на формулировке ее миссии. Вот уже пять лет она остается неизменной и состоит в том, чтобы "устранять барьеры между технологиями и людьми". Однако теперь для ее выполнения выбрана иная, нежели прежде, стратегия, условно выраженная формулой "три - один, три - много", и именно с ней Джанфранко Лянчи связывает основные достижения последнего времени: "2003-й был для нас очень важным. Нам удалось доказать, что стратегия, выбранная нами в 1999-2000 гг., верна и вполне работоспособна".

Первая часть формулы ("три - один") означает, что технологические исследования и разработки, развитие каналов сбыта, организация системы обслуживания продуктов и их пользователей консолидированы в рамках одной компании, вся ее продукция выпускается под одним брендом, а управляет глобальной деятельностью сравнительно небольшая единая команда, принимающая решения в кратчайшие сроки. "В нашей индустрии, где ситуация постоянно меняется, быстрота реакции является очень важным фактором", - уверен г-н Лянчи.

Вторая часть формулы ("три - много") отражает другие не менее важные стратегические положения - ставку на множество поставщиков (производителей, способных предложить необходимые Acer продукты), широкий модельный ряд и разнообразные каналы сбыта. "Подобный подход позволяет нам сосредоточиться на разработках и проектировании новых устройств, обеспечить снижение себестоимости продуктов и связанных с их эксплуатацией расходов, - пояснил президент Acer EMEA. - Кроме того, мы можем осуществлять свою деятельность с очень небольшим инвентарным запасом ресурсов. В результате у нас наблюдается серьезный рост капитализации и стоимости акций, а в I квартале нынешнего года суммарный доход достиг 1454 млн. долл., почти в 2,5 раза превысив оборот I квартала 2002 г." Сведя к минимуму собственные затраты на производство (на один ноутбук они, по словам г-на Лянчи, составляют всего около $20), Acer в последние два-три года вкладывала средства в усиление своего бренда, развитие каналов сбыта и расширение присутствия на региональных рынках, не забывая и о перспективе. В частности, компания открыла одну исследовательскую лабораторию на Тайване, где около 500 инженеров трудятся над разработкой цифровых интерфейсов для новых конвергентных продуктов (эти интерфейсы должны обеспечить слияние компьютерной техники и потребительской электроники), а другую, со штатом около 60 сотрудников, сфокусированных на создании мобильных устройств, - в США. Еще одна лаборатория скоро откроется в Европе, и здесь займутся телевизионными технологиями.

Среди важнейших элементов стратегии Acer следует отметить ориентацию на непрямые продажи. Как подчеркнул президент EMEA, в последние пару лет наибольших успехов в бизнесе добились приверженцы именно этого подхода. Популярность же прямых продаж заметно снизилась, а использование гибридной модели дало наихудшие результаты.

К чему же в итоге привела компанию новая стратегия? Как утверждают ее представители, ссылаясь на данные независимых агентств, Acer вошла в пятерку крупнейших игроков на мировом рынке ПК. При этом особенно значительного роста удалось добиться по двум ключевым продуктовым направлениям - ноутбукам и ЖК-мониторам. Так, в 2003 г. мобильных компьютеров Acer было продано на 94% больше (в денежном выражении - на 88%), чем в предыдущем, а мониторов - на 92% (в деньгах - на 114%). Отмечен рост и в сегменте настольных компьютеров: на 20% в штучном выражении и на 5% в денежном, причем в I квартале нынешнего года эти цифры составили уже 55 и 34% соответственно.

EMEA - ключевой регион

Наиболее успешно бизнес Acer развивался в регионе EMEA, где ее доходы в 2003 г. увеличились на 99% и достигли 2,5 млрд. долл. В результате доля региона в суммарном обороте тайваньской компании с 51% в 2002 г. выросла до 63% в прошлом.

Пока основной объем продаж компьютерной техники в EMEA приходится на страны Западной Европы (по данным Gartner Dataquest за I кв. 2004 г., из 14,4 млн. проданных в EMEA компьютеров 9,9 млн. было поставлено в Западную Европу). Однако наиболее быстрые среднегодовые темпы роста сегодня демонстрируют страны Среднего Востока и Африки, а также Центральной и Восточной Европы, куда теперь поставляется каждый третий ПК. Самую высокую динамику развития рынка в I квартале нынешнего года показали Турция (рост на 46,3% по сравнению с I кварталом 2003 г.), Греция (44%; высокий показатель здесь во многом обусловлен подготовкой к проведению Олимпийских игр) и Россия (34,3%). "По своим потенциальным возможностям Россия превосходит другие страны региона, - прокомментировал ситуацию г-н Лянчи. - Для нас это четкий знак, что мы должны инвестировать средства в этот рынок. Мы уже начали это делать в прошлом году и будем продолжать в дальнейшем".

Характеризуя основные тенденции на рынке ПК в EMEA, он отметил оживление в стане корпоративных клиентов (они теперь также включены в сферу интересов Acer), обусловленное принятием очередных годовых бюджетов и назревшей необходимостью обновления компьютерного парка. В значительной мере это стимулировало продажи в сегменте настольных систем, годовые темпы роста которого теперь оцениваются примерно в 13%. Вклад в эту цифру внесли и предприятия малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные пользователи, привлеченные возможностями современных мультимедийных ПК, но рост продаж десктопов этим потребителям сдерживается отчетливо проявляющейся их переориентацией на ноутбуки, чему в немалой степени способствовало удешевление последних, усугубленное значительной разницей валютных курсов доллара и евро. Как следствие, в I квартале нынешнего года сегмент мобильных ПК в регионе EMEA снова продемонстрировал весьма высокую динамику роста, увеличившись почти в полтора раза.

Несмотря на явные признаки улучшения общей ситуации на европейском рынке ПК, здесь, как отмечает г-н Лянчи, существуют определенные факторы риска, способные повлиять на дальнейшее развитие событий. К таким факторам относятся, в частности, возможные изменения курса евро по отношению к доллару, все еще сохраняющаяся проблема дефицита ЖК-панелей и рост цен на модули памяти.

Интересно отметить и происходящее прежде всего в Западной Европе перераспределение рынка ПК между мировыми вендорами и локальными сборщиками. Если в 2002 г. последние последовательно наращивали свою рыночную долю, то в 2003-м эта тенденция сменилась на прямо противоположную, и теперь стоит вопрос о том, смогут ли они обеспечить свою конкурентоспособность.

Что касается Acer, то, по данным Gartner Dataquest, в I квартале нынешнего года на рынке ПК в EMEA она вплотную приблизилась к занимающей третью позицию компании Fujitsu Siemens Computers, увеличив за год свою рыночную долю в полтора раза (до 6% с небольшим). Аналогичного прогресса Acer добилась и в ключевом для нее сегменте мобильных ПК, где она уверенно удерживает второе место с долей 16%, отвоевав часть рынка у лидирующей с небольшим отрывом Hewlett-Packard и расположившейся на третьей ступеньке Toshiba.

В планах компании на 2004 г. - обеспечение дальнейшего роста во всех продуктовых направлениях с выходом на оборот в 3,2-3,4 млрд. долл. "До 2003 г. мы были сосредоточены исключительно на ноутбуках, но теперь более активно работаем на рынке настольных устройств, - пояснил г-н Лянчи. - Кроме того, мы начали выходить в сегмент крупных корпораций и значительную часть усилий намерены направить на улучшение работы с потребителями наших продуктов. Для этого планируется развертывание call-центра и усиление службы технической поддержки. Ближайшая задача - в 2005 г. войти в тройку крупнейших поставщиков ПК в EMEA и занять первое место по продажам ноутбуков, третье по десктопам и четвертое по серверам".

Acer в России

Российское представительство Acer в нынешнем году отметит свое десятилетие. Фактически оно приступило к работе в регионе с самого начала формирования здесь ИТ-рынка и до сих пор поддерживает отношения со многими обретенными в ту пору партнерами. Тем не менее по сравнению с ситуацией в других европейских странах, где Acer уже претендует на ведущие роли в определенных сегментах, позиции компании в России пока довольно скромны. В частности, в наиболее успешном для нее сегменте мобильных ПК она занимает на сегодняшний день, по оценкам Gartner Dataquest, седьмое место.

Вместе с тем есть все основания полагать, что и здесь ситуация будет меняться. Как сообщил Глеб Мишин, генеральный менеджер Acer CIS, в I квартале нынешнего года компания превысила лучшие показатели объединенной Acer, пришедшиеся на 1997 г., одновременно добившись роста оборота по сравнению с итоговыми результатами того же периода прошлого года в 2,5 раза и увеличения прибыльности операций в 20 раз.    

Глеб Мишин:

 "Наши планы на текущий год весьма агрессивны,

 но итоги прошлого года убеждают в том, что они выполнимы"

Сегодня основную роль в бизнесе компании играют ноутбуки и ЖК-мониторы, и по темпам роста этих направлений Acer CIS заметно обгоняет рынок в целом. Так, в I квартале 2004 г. объемы продаж ноутбуков Acer в России выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 255%, тогда как сам рынок увеличился на 161%. По ЖК-мониторам эти цифры составляют соответственно 335 и 120%.

Хотя доля настольных ПК в структуре Acer CIS сейчас составляет всего около 1%, г-н Мишин уверяет, что и в этом сегменте компания продемонстрирует резкий подъем. Одновременно она будет продвигать и другие свои линейки - серверы и мультимедиа-проекторы. Кроме того, скоро на российском рынке будут представлены 26- и 32-дюймовые жидкокристаллические телевизоры Acer.

Следуя общей стратегии компании, Acer CIS строго придерживается модели непрямых продаж и даже в крупные корпорации поставляет технику через своих партнеров. На сегодняшний день в России запущены все европейские программы Acer, предполагающие, в частности, деление партнеров на три мощные группы: Acer Executive Partner (специализируются на крупных проектах и больших предприятиях), Acer Active Partner (сфокусированы на рынке малых и средних предприятий) и Acer Point (розничные магазины, обслуживающие рынок домашних пользователей, образования и малых предприятий). В каждой из этих категорий Acer CIS имеет сертифицированных партнеров и сейчас, по словам Глеба Мишина, намерена расширить число постоянно работающих с компанией дилеров, чтобы к концу года довести его до 450. Наряду с укреплением сервисной сети (в этой сфере компания готовит определенные нововведения, которые пока не разглашаются) это должно обеспечить решение поставленных на нынешний год весьма амбициозных задач, предполагающих трехкратный рост оборота по сравнению с достигнутым в 2003-м, увеличение доли на рынке ноутбуков до 10% и возвращение на рынок проектов федерального масштаба. Впрочем, с учетом уже заключенного Acer CIS двухлетнего контракта на поставку ЖК-мониторов в Сбербанк РФ и регулярных поставок техники в Минфин Казахстана последнюю задачу можно считать фактически уже решенной.

Версия для печати