СЕМИНАРЫ

Объясняя необычное название семинара - "Мистерия workflow", проведенного в конце апреля консалтинговой компанией "Логика бизнеса" (www.blogic.ru), председатель совета директоров Александр Громов обратил внимание на существующий по сей день терминологический разброд вокруг систем workflow и родственных им BPM-систем (Business Process Management). Состоявшееся мероприятие было призвано "снизить степень энтропии" в этой области и расширить круг истинно "посвященных", на что и рассчитано всякое мистериальное таинство.

Более молодые по времени появления на рынке BPM-системы вобрали в себя особенности workflow- и EAI-систем (Enterprise Application Integration). Как прозвучало в докладе Антона Шматалюка, директора по развитию фирмы "Логика бизнеса", с точки зрения бизнес-задач Business Process Management - это действия менеджеров или владельцев процессов, ответственных за конечный результат функционирования процессов компании, направленные на оптимизацию, внедрение и контроль взаимосвязанных процедур в соответствии с целями организации по достижению заданных показателей эффективности ее деятельности. С технологической же стороны BPM - это совокупность приложений и систем класса middleware, поддерживающих специализированные задачи управления процессами (моделирование, анализ, внедрение, мониторинг и администрирование), включая поддержку слаженного взаимодействия людей и систем. Таким образом, BPM-системы помогают удовлетворить главные требования*1 заказчиков к эффективности процессов: сократить время выполнения и улучшить качество процессов (снизить ошибки), уменьшить число их стадий, повысить производительность труда и степень удовлетворенности сотрудников. Они позволяют осуществлять как проактивное управление (за счет анализа моделей процессов и сценариев, варьирования скорости их исполнения), так и активное управление (благодаря возможности динамического изменения маршрутов, перераспределения заданий между исполнителями и т. п.). Особенно эффективны, по мнению специалистов "Логики бизнеса", BPM-системы в связке со средствами описания и моделирования процессов (на семинаре рассматривались примеры согласованной работы Ultimus BPM Suite и ARIS Toolset).

_____

*1 Согласно исследованиям Gartner Group, перечисленные далее требования наиболее значимы для заказчиков - 85% респондентов рассматривают их в качестве первоочередных.

Удержать государство от хаоса могут специализированные ИТ

Все мы видим, что в последнее время государственный сектор подвержен серьезным управленческим изменениям. Достаточно вспомнить разворачивающуюся административную реформу, внесшую временное смятение в работу госаппарата, и пресловутую ФЦП "Электронная Россия", о целях и этапах которой PC Week/RE неоднократно рассказывал (см. например, PC Week/RE, N 46/2002, с. 1; N 6/2004, с. 10).

Применимы ли разработки, уже прижившиеся в российском бизнесе за годы рыночной экономики, в государственном секторе? Об этом тоже размышляли "мистериалы" на прошедшем мероприятии.

Несмотря на существенные различия между рыночно-ориентированными и бюрократическими организациями (у которых все разное: цели, внутренняя структура, корпоративная культура, чувствительность к разным внешним факторам), опыт внедрения современных ИТ-инструментов для поддержки управления, хорошо зарекомендовавших себя в коммерческих структурах, легко переносится в государственные и муниципальные структуры.

"Участие в Комиссии по административной реформе дало ощущение, что в госучреждениях появилась потребность в использовании подходов, которые мы уже много лет применяли в бизнесе, - считает Мария Каменнова, генеральный директор "Логики бизнеса". - Образовался слой чиновников, который хочет изменений, хочет работать по-новому, на основе эффективных методов управления. Судя по опыту выполненных нами проектов, управленческие технологии, отраженные в современных программных продуктах, "ложатся" в государственные структуры без особых проблем".

Согласно реализуемой сейчас административной реформе российское правительство после реорганизации будет состоять из структур трех уровней: федеральное министерство - федеральная служба - федеральное агентство. Основные задачи реформы - разделить органы, отвечающие за разработку государственной политики (министерства), и органы, претворяющие ее в жизнь, устранить противоречия и дублирование функций в госструктурах, оптимизировать количество министерств.

В этот момент здесь было бы уместно использовать методы и средства, помогающие аккуратно перераспределить функции/процессы по уровням, восполнить имеющиеся пробелы, устранить дублирование, закрепить ответственность. К ним в первую очередь относятся средства описания, моделирования и оптимизации процессов (типа ARIS Toolset), системы управления документами, системы workflow и BPM. И некоторый опыт в этой области уже накоплен.

Автоматизированные регламенты делают процессы прозрачнее

В настоящее время консорциум компаний, возглавляемый УСП "КомпьюЛинк", разрабатывает автоматизированную систему исполнения электронных административных регламентов для Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ).

При этом компания "Логика бизнеса" осуществляла подпроект, целью которого являлось создание моделей процесса автоматизированной информационной системы (АИС) "Процедуры банкротства" и подсистемы ее интеграции в среду описания и исполнения электронных административных регламентов. Работы были выполнены в течение одного месяца.

Процедура банкротства выбрана как одна из ключевых, поскольку она затрагивает деятельность 25 подразделений МЭРТ и включает процессы принятия заявок, сбора заключений и принятия решений по заявкам. Противоречивость законодательства приводила к его неоднозначному толкованию сотрудниками и, как следствие, к неверным действиям. Кроме того, затягивались сроки обработки документов, производимой вручную. Требовалась регламентация деловых процессов, которые были бы гибко перенастраиваемы, например, при изменениях нормативной базы и могли бы поддерживаться автоматизированной системой. Реализация проекта должна была также продемонстрировать возможности методологии и инструментальных средств ARIS Toolset, служащих для описания, анализа и совершенствования бизнес-процессов.

В начале проекта методология описания деловых процессов была адаптирована к специфике МЭРТ и предложена технология, регламентирующая шаги при описании деятельности министерства.

Опросив экспертов МЭРТ и изучив нормативно-правовую документацию, разработчики описали процессы процедуры банкротства, после чего создали в ARIS скрипты отчетности и автоматически сформировали регламенты - положения, должностные инструкции, штатные расписания и т. д. Регламенты были представлены в табличной, текстовой и XML-форме. Методология и инструментальные средства ARIS выбраны в МЭРТ в качестве стандарта описания и совершенствования бизнес-процессов.

"Концепция электронных административных регламентов удачно поддерживается методологией и инструментарием управления процессами: разработка процедур - методологией моделирования, автоматическое формирование регламентов - средствами моделирования и генерации отчетов, контроль исполнения - технологией workflow", - пояснил Антон Шматалюк.

На основании описания процедуры в ARIS все входящие в нее процессы были автоматизированы с помощью BPM-системы Ultimus (созданы карта процесса, рабочие формы, определены переменные и осуществлена привязка их к формам).

Отчетная документация построена в соответствии с ГОСТ 34 и представлена в форме проекта технического задания на АИС "Процедура банкротства" и подсистемы ее интеграции в среду описания и исполнения электронных административных регламентов, а также в виде эскизного и технического проекта этой АИС.

По мнению Андрея Коптелова, руководителя данного проекта со стороны "Логики бизнеса", методы, многократно опробованные в коммерческих структурах, продемонстрировали свою эффективность и в госучреждении. Специфика проекта состояла в том, что процессы должны были соответствовать требованиям огромного количества государственных нормативных документов.

Пилотный проект в Минэкономразвития по автоматизации процедуры банкротства с помощью системы Ultimus продемонстрировал, что система (в случае ее полномасштабного развертывания) может привнести существенные перемены в жизнь этой госструктуры: "заставит" сотрудников работать по правилам; обеспечит возможность контроля процессов и оценки их эффективности; позволит оперативно управлять потоком работ, отслеживать время реакции исполнителя на данное ему поручение, автоматически контролировать сроки и предупреждать о задержках тех участников процесса, которые могут принять соответствующие меры, вести сбор детальных статистических данных о времени и затратах, связанных с каждым процессом. Кроме того, с ее помощью можно будет достичь полной прозрачности процессов и упростить контроль за исполнительской дисциплиной.

К автору, эксперту корпорации "МетаСинтез", можно обратиться по адресу: msynt@msynt.ru