ВЫСТАВКИ

Конец последнего весеннего месяца ознаменовался в столице новой экспозицией: в Центре международной торговли впервые в России прошла выставка eLearnExpo, где, как отметила ее директор Салли-Энн Мур, нашли отражение два значительных аспекта современного общества - образование и Интернет. Компании-экспоненты демонстрировали свои подходы и достижения в развитии дистанционного обучения (ДО). Параллельно была организована конференция, в которой помимо российских участвовало немало зарубежных представителей eLearn-бизнеса и образовательных учреждений. И это не случайно: первым такое мероприятие было лишь для России, а вообще оно проводится уже в десятый раз и поэтому хорошо известно в европейских странах.

Этот дебют ознаменовался и выходом на российский рынок крупнейшего игрока сектора систем корпоративного обучения и подготовки персонала - корпорации Thomson NETg. На пресс-конференции, состоявшейся накануне открытия выставки, было объявлено о подписании соглашений с тремя российскими учебными центрами об использовании образовательных технологий корпорации. Три известных УЦ - "Академия АйТи", РЕДЦЕНТР и RRC - будут обучать персонал отечественных компаний с использованием систем ДО от Thomson NETg. На первом этапе проекта на русском языке будет представлена серия ИТ-программ и курсов по управлению проектами. В дальнейшем этот ассортимент расширится - в него войдут новые ИТ-курсы и профессиональные программы подготовки специалистов. Работы по локализации лягут на партнеров Thomson NETg. Согласно подписанному соглашению о сотрудничестве, Thomson NETg предоставляет своим новым партнерам право организовывать ДО по своим курсам (а их у нее более 3000) в области ИТ, финансов, менеджмента, бизнеса, коммуникаций, управления и саморазвития.

Для Thomson NETg, глобального поставщика программ ДО, приход на российский рынок является естественным шагом в процессе расширения деятельности. Как отметил Кейт Таргетт, региональный директор корпорации: "Мы чрезвычайно удовлетворены фактом налаживания партнерских взаимоотношений с тремя крупнейшими учебными центрами и с нетерпением ожидаем возможности использовать все перспективы, открывающиеся перед нами на российском рынке. Мы очень серьезно подходим к работе с новыми партнерами и рассчитываем на долгосрочную деятельность в России".    

Кейт Таргетт (слева) и трио его новых российских партнеров:

 (слева направо) Евгений Телюков (РЕДЦЕНТР), Марат Удовиченко (RRC),

 Игорь Морозов ("Академия АйТи")

Эту уверенность подкрепляют и данные российских экспертов, которые оценивают рынок дистанционного обучения в нашей стране как весьма перспективный, Так, по прогнозам "Академии АйТи", эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейшие разработки в сфере ИТ позволят рынку ДО занять не менее 30% от общего объема рынка обучения. В абсолютных цифрах эта доля к 2005 г. составит не менее 5 млн. долл. Таким образом, можно утверждать, что России вполне по силам освоить серьезные объемы e-learning, особенно если учесть огромный спрос на альтернативные способы обучения и реальную возможность перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний.

Несколько слов о самой выставке. Согласно каталогу, в ней приняли участие около 50 экспонентов, представлявших учебные центры, образовательные учреждения, фирмы, занимающиеся разработкой СДО (системы для ДО), дистанционных курсов и электронных учебных пособий (в том числе на CD), издательские дома и СМИ. И хотя площадь здесь была относительно небольшой, рабочее пространство удалось организовать весьма продуманно и рационально; рядом располагались и залы, где проходила конференция. Следует, однако, сказать, что доступность этих двух мероприятий была различной: если вход на выставку был свободный (следовало только зарегистрироваться), то участие в конференции даже в качестве слушателя оценивалось вполне серьезной цифрой в 400 евро (слегка утешало, что для вузов эта сумма была снижена до 275 евро, но и это немало). И еще одно пожелание можно было бы высказать организаторам выставки: прекрасно оформленный каталог был напечатан шрифтом, пригодным разве что для студенческих шпаргалок, - его размер был не более 7 пунктов, а программа конференции - и того мельче (5-5,5 пунктов)! Я, конечно, могу предположить, что таким способом организаторы стремились свести к минимуму расходы и приблизиться к безбумажным технологиям, к которым устремлено и ДО, но, господа, каталог - не экран компьютера, где одним щелчком мыши можно увеличить буквы до нужных размеров, а потому мое пожелание сводится к призыву: поберегите глаза посетителей, далеко не все ходят на выставки с лупой!

А для тех, кто все же смог прочитать программу конференции, она принесла много интересного. В общем и целом представленные доклады можно разделить на несколько тематических групп. В первой рассматривались экономические (Энди Садлер, IBM), юридические (Владимир Тихомиров, ректор МЭСИ), методические и прочие аспекты ДО. Во второй группе описывался зарубежный опыт применения этих технологий в высшем образовании, корпоративном обучении и при аттестации персонала. Третья группа докладов представила слушателям опыт использования ДО в России: в средней школе (Александр Гиглавый, Лицей ИТ), в вузах (Владимир Тихомиров, МЭСИ; Вадим Филиппов, ТюмГУ; Константин Ловецкий, УрГУ; Леонид Кечиев, МИЭМ; Руслан Смелянский, МГУ), в крупных компаниях (Светлана Масюкевич, "Северсталь"; Яна Мельникова, "ВымпелКом"; Максим Кузьмин, "НИКойл"), а также в образовательных Интернет-проектах разного уровня ("Открытый колледж", "Интуит", Открытый университет бизнеса и технологий).

Интересно, что, как и на недавно прошедшей в Покровском конференции "Преподавание ИТ в России", развитие нового образовательного сегмента многими докладчиками связывалось с активным развитием и изменением рынка труда - интеллектуализацией рабочих мест (вызванной внедрением ИТ во все отрасли), узкой специализацией сотрудников, мобильностью персонала и настолько высокой скоростью обновления технологий, что традиционные системы образования не успевают отразить их в учебных планах (Руслан Смелянский, РЕДЦЕНТР). В силу этих и некоторых других факторов дефицит сетевых специалистов сегодня составляет около 12% от общемировой потребности в них; в европейских странах, включая Россию, он еще выше - более 30%. В докладе г-на Смелянского прозвучали и любопытные цифры и факты, касающиеся собственно ELT (eLearn Traning): так, по данным IDC, если в 2001 г. доля этого сегмента в общем объеме ИТ-тренинга не превышала 1% (традиционное обучение - Instructor Learn Training, ILT - составляло 82%), то к 2006-му (т. е. за 5 лет) объем ELT составит 34%, а ILT снизится до 58%. Интересна и динамика роста контента: для ИТ-тренинга среднегодовой прирост оборотов составляет 68%, а бизнес-тренинг растет в среднем на 108% в год, и если три года назад объем последнего был примерно на треть меньше, чем первого, то уже в этом году бизнес-тренинг по объемам опередил ИТ-тренинг, а через два года эта разница возрастет примерно до 30-40%. Прозвучала в докладе и одна не очень приятная для нас цифра: по данным The Economist Intelligence Unit, по такому показателю, как готовность к внедрению e-learning, Россия находится на 55-м месте - далеко после Южной Африки, Бразилии, Аргентины и даже после Таиланда и Китая.

Так что по большому счету выставка, демонстрируя успехи некоторых отдельно взятых субъектов рынка ДО в нашей стране, в большей степени была призвана показать возможности и перспективы этого современного и многообещающего вида образовательных технологий.

Версия для печати