Окончание

Окончание. Начало см. PC Week/RE, N 15/ 2004, с. 1, N 17/2004, с. 44.

Панорама ИКТ-индустрии с высоты IT-Summit’2004

    ФОРУМЫ

Панорама российской ИТ-аналитики

Помнится, еще с середины девяностых годов зарождающаяся российская ИТ-индустрия неустанно сетовала устами своих лидеров, что ей катастрофически не хватает рыночной аналитики, регулярных маркетинговых исследований, которые помогли бы им осмысленно и точно заниматься стратегическим и тактическим планированием. Тогда занять пустующую нишу было некому: все мы только начинали в то время постигать рыночные механизмы, не было в достаточном количестве ни подготовленных кадров, ни финансов - настоящая аналитика, как известно, дело дорогое. Что изменилось с тех пор? На одной из секций IT-Summit’2004, возглавляемой Борисом Нуралиевым, директором фирмы "1С", основные аналитики ИТ-рынка попытались ответить на этот вопрос, доложив об исследованиях, которые они ведут, и об используемых методиках.

Россия - один самых быстроразвивающихся рынков мира

Роберт Фариш, региональный директор IDC по России и странам СНГ: "У нас часто спрашивают, проводим ли мы рейтинги. Нет, не проводим. И среди наших отчетов по российскому рынку рейтингов нет. Однако в порядке исключения компания IDC провела один международный рейтинг - Information Society Index ("Индекс информационного общества"). Проект стартовал семь лет назад, его главная идея - для разных стран оценить темп информационной революции, который сильно зависит от особенностей данной страны. Этот индекс показывает, каковы у населения возможности получать, находить и использовать информацию. Он строится на четырех главных категориях: инфраструктура ИT, инфраструктура телекоммуникаций, Интернет и набор социальных факторов (в общей сложности основных параметров оценки больше полусотни). Индекс страны с точки зрения свободы средств массовой информации и соблюдения прав человека определялся на основе данных www.FreedomHouse.org.    

Основные выводы аналитиков

- Россия - развивающийся, но пока еще не стабильный рынок.

- Тенденция к росту доли профессиональных ИТ-услуг (в том числе отдаваемых на аутсорсинг) в общем объеме российского ИКТ-рынка говорит о повышении уровня его зрелости.

- Большая открытость поставщиков информации и более уважительное отношение потребителей к результатам исследований (интеллектуальному труду аналитиков) будут способствовать развитию этого сегмента и всего ИКТ-рынка в целом.

В 2002 г. Россия занимала 42-ю позицию в нашем индексе, а Китай - 50-ю. По прогнозам IDC, к 2007 г. Китай может переместиться на 43-е место, а Россия займет лишь 45-ю позицию.

Сейчас инфраструктура ИT и телекоммуникаций развивается в РФ очень быстро. Каналы доставки информации с каждым годом становятся все эффективнее, но страна занимает очень низкую позицию по некоторым социальным критериям (независимость средств массовой информации, соблюдение прав человека, коррупция в государстве), что сильно влияет на возможности общества получать необходимую информацию.    

Компания IDС Russia (www.idc.ru)

Ежегодно международная компания IDC выпускает несколько тысяч отчетов, которые охватывают огромный спектр технологий во всем мире. За каждый сегмент рынка отвечает определенная группа аналитиков.

В местном представительстве IDC (отвечающем за Россию, Казахстан, Украину и Белоруссию) в общей сложности работает 11 аналитиков, выпускающих около 40 обзоров в год.

IDC выпускает регулярные отчеты, осуществляет заказные исследования и проводит консалтинг в следующих областях: телекоммуникации, корпоративные и персональные системы, ИТ-услуги, каналы сбыта, корпоративное ПО, периферийные устройства, системы хранения данных, мобильная связь и др.

Конечно, есть определенная субъективность в этом проекте, но, на мой взгляд, вывод очевиден: долгосрочное развитие российского информационного общества и рынка ИT зависит не только от количества доставленной в страну техники, но и от возможностей людей и компаний максимально ее использовать".

По оценкам IDC, объем рынка ИT в России в прошлом году достиг 7 млрд. долл., причем его прирост по отношению к уровню 2002 г. составил 26%, в то время как темп роста мирового рынка был невысоким - меньше 1% (к быстрорастущим рынкам, помимо России, относятся еще Индия с 16% роста и Китай - с 12% роста). Неудивительно поэтому, что сегодня многие поставщики уделяют особое внимание нашей стране.

Что касается структуры местного рынка, то в течение трех последних лет, по данным IDC Russia, доля "железа" постоянно уменьшается, а ежегодные темпы роста сегментов услуг и ПО нарастают (в 2003 г. сегмент услуг вырос на 28% , ПО - на 47%, в то время как сегмент "железа" - только на 21%). В то же время доля оборудования остается пока еще довольно высокой в общем объеме российского ИТ-рынка - 66%.

Комментируя общую довольно оптимистичную картину сегодняшнего российского рынка, г-н Фариш высказал мнение, что в будущем положение России может ухудшиться по сравнению с другими странами.

"Чем отличается работа аналитика IDC в России от работы наших коллег в западной Европе? - в заключение своего выступления задал вопрос аудитории Роберт Фариш. И сам ответил на него: - На сбор информации западным коллегам требуется гораздо меньше времени, чем на анализ и подготовку отчета, а в России все наоборот. Меньше всего проблем у нас с международными поставщиками. IDC работает во многих странах, и мы получаем информацию от них по множеству каналов. Самая большая проблема - местные поставщики. Нам очень долго приходится проверять полученные данные, согласовывать их, иначе говоря, заниматься поиском истины. В результате на анализ данных уходит больше времени и исследование становится дороже. Этот фактор мешает развиваться и местным аналитическим компаниям, и рынку в целом".

Осторожнее с терминами!

Компания Market-Visio (www.marketvisio.ru)

История компании Market-Visio, ныне являющейся эксклюзивным дистрибьютором продуктов и услуг исследовательской фирмы Gartner в России, на Украине и в странах Балтии, начинается с 1987 г.

Фирма предоставляет услуги двух основных видов - исследовательские (аналитические) и консультационные. В рамках этой деятельности она также занимается распространением периодических изданий и методических рекомендаций Gartner (Inside Gartner, GartnerFLASH), проводит тематические конференции как под своей маркой, так и под маркой этой международной компании.

Почти 90% исследований Market-Visio составляют заказные и инициативные исследования. Непрерывным мониторингом рынка ИT и его отдельных сегментов Market-Visio не занимается.

Последние три года основная масса заказов компании связана с изучением рынка услуг в области ИТ, имеющих то или иное отношениек аутсорсингу, - это один из главных фокусов фирмы. Второй фокус - растущий телекоммуникационный рынок, по которому выпускается ежегодный отчет.

Тему доступности информации в России развил Сергей Македонский, управляющий партнер Market-Visio/Gartner: "Что касается источников информации, то они у всех исследователей одни и те же. Это информация от участников рынка - такая, какая есть. Если кто-то не дает информацию, то мы считаем, что это не рыночный участник - его на открытом рынке нет. Есть информация от конечных пользователей - от заказчиков, с которыми можно делать интервью. Поэтому задача профессиональных аналитиков - правильным образом использовать все доступное (данные и известные математические методики) на благо наших клиентов".    

Сергей Македонский обозначил также некоторые проблемные области в исследовательской сфере, когда одни и те же слова могут означать разные вещи. (В результате появляются оценки, различающиеся на порядок!). В частности, он вспомнил историю, когда выяснилось, что консультанты фирм Accenture и Gartner по-разному трактуют понятие "ИT-консалтинг". В Accenture в ИT-консалтинг включают многие вещи, под которыми Gartner понимает профессиональные услуги (туда входят разработка и интеграция систем, вопросы, связанные с обучением, с управлением ИТ, и т. д.). А у Gartner (и у Market-Visio, использующей их сегментацию) это лишь небольшой элемент профессиональных услуг (см. диаграмму 1).     

Диаграмма 1. Структура рынка ИТ-услуг России и Западной Европы, 2002 г.

Похожая ситуация возникла при рассмотрении термина "системная интеграция". Что, к примеру, понимать под рынком системной интеграции? Следует ли понимать под этим объем оборотов компаний, которые позиционируют себя как системные интеграторы? Если да, то туда войдет масса проектных поставок, а также оборот по "железу" и софту. Но можно посмотреть на системную интеграцию и по-другому, утверждает Сергей Македонский, представив ее как структуру расходов предприятия на внешние ИT-услуги. Здесь уже не будут фигурировать вопросы, связанные с поставкой "железа", софта и других ИТ-продуктов. Соответственно, оценки рынка получатся несколько иные.

Если основываться на данных системных интеграторов, то структура рынка приблизительно такова: основная масса денег получается за услуги по разработке, интеграции ПО, сетей и т. д. (Объем рынка системной интеграции по обороту системных интеграторов в 2004 г. составит 1,6-1,7 млрд. долл. Прогнозируемые темпы роста - около 20% в год.) А если зайти на этот рынок с другой стороны - со стороны реальных пользователей, то ситуация будет другая (объем рынка 800-900 млн. долл., рост - около 30% в год). Одна из причин этого в том, что ИT-услуги предприятиям оказывают не только системные интеграторы, но и вендоры со своей поддержкой продуктов, а также средние компании, поодиночке не очень заметные на большом рынке. Расхождение может быть очень значительным и по объемам, и по структуре рынка. Поэтому, когда речь идет об абсолютных цифрах, надо очень внимательно смотреть, что имел в виду исследователь.    

Рис. 2. Российский рынок ИТ-услуг, 2002-2004 гг.

Ссылаясь на последнее исследование "Рынок системной интеграции", г-н Македонский сообщил, что преобладающую долю расходов российских предприятий сегодня составляет закупка программного обеспечения и аппаратных средств (около 60%). Однако налицо тенденция, внушающая оптимизм: расходы на внешние профессиональные услуги постоянно растут (см. диаграмму 2).    

Рис 3. Динамика роста российского ИТ-рынка (2003 г., в финансовом выражении)

Динамика важнее абсолютных цифр

В отличие от Market-Visio у компании ITResearch другой подход - она углубленно работает в отдельных сегментах ИТ-рынка, занимаясь регулярным мониторингом происходящих в них изменений. При этом стратегия фирмы заключается в том, что количество этих сегментов должно постоянно возрастать (сейчас на один-два сегмента в год). В настоящее время ITResearch контролирует 13 сегментов ИТ-рынка с общегодовым объемом более 4,5 млрд. долл. (данные за 2003 г).

"Один из вопросов, которые нам часто задают, - каков объем ИT-рынка России? - говорит Юрий Бонкарев, директор ITResearch. - Причем интерес к этой цифре, как правило, обостряется примерно раз в год, видимо, когда наступает период очередного бизнес-планирования. Но тут я хотел бы задать встречный вопрос: настолько вам действительно важна абсолютная цифра здесь? Тем более что корректно подсчитать ее очень сложно. На мой взгляд - важнее динамика изменения рынка, с которой каждая компания может соотнести свои собственные показатели и ответить на волнующий всех вопрос "Растем ли мы быстрее рынка?".

Динамика рынка оценивается проще, приемлемую точность дают оценки по совокупным объемам достаточно большого, но ограниченного числа сегментов, объемы которых нам известны довольно точно. Согласно нашим оценкам, за два последних года российский ИT-рынок увеличился больше чем в полтора раза. При этом рост в 2002 г. был 20,2%, а в 2003 г. - 26,3%".

Однако ориентация на общую динамику всего рынка также будет не совсем правильной, ибо конкурентная борьба ведется большинством компаний в локальных технологических сегментах. А они, как показывают наши исследования, развиваются весьма неравномерно (см. диаграмму 3).

Очень важно знать динамику развития отдельных сегментов рынка, а может быть, даже и ее производную. Маркетологам компьютерных компаний такая информация может служить подспорьем в выборе правильной бизнес-модели: если, к примеру, сегмент демонстрирует высокую динамику, игроков на нем пока мало и конкуренция незначительная - это одна тактика. Если же сегмент "затухает", характеризуясь отрицательным значением прироста объемов продаж, то следует не огорчаться, а просто поменять бизнес-модель, чтобы и из такой ситуации извлечь прибыль. В качестве примера можно привести компании, удачно воспользовавшиеся в свое время снижением спроса на 14-дюймовые мониторы и своевременно скорректировавшие свои действия для получения хороших финансовых показателей.

Руководитель ITResearch отметил также проблему сопоставимости аналитических цифр. Например, данные, приведенные в презентации руководителя Федерального агентства связи Дмитрия Милованцева, немного не согласуются с результатами исследований ITResearch. Представитель госагентства привел оценку ИТ-рынка в 7 млрд. долл., и 61% этих денег приходился на "железо". Между тем только 13  "железных" сегментов ITResearch набрали 4,5 млрд. долл., причем это без сетевого оборудования, RISC-серверов и систем хранения (а только последние две позиции, по оценкам компании, вместе потянут примерно на 200 млн. долл.) Следовательно, у агентства связи оценки получаются несколько ниже.    

Компания ITResearch (www.itresearch.ru)

ITResearch образована в 1997 г. С 1999-го проводит регулярный мониторинг российского рынка аппаратных средств и отдельных его сегментов, выпуская ежеквартальные отчеты и публикуя некоторые их результаты в открытой печати (компания выпускает известный аналитический сборник "Бестселлеры IT-рынка"). В среднем за год фирма выпускает более 80 отчетов.

Около 50% бизнеса приходится на заказные исследования.

Число сотрудников - 15.

Юрий Бонкарев подчеркивает, что нужно учитывать, в каких деньгах считаются эти объемы: "У нас методология подразумевает базовую оценку сегментов рынка в натуральном выражении на помодельном уровне. Потом определяется средневзвешенная стоимость каждого типа продукции по ценам конечного пользователя, а затем рассчитывается объем каждого сегмента в деньгах. В ценах конечного пользователя рынок будет, естественно, больше, чем в ценах производителя".

Рынок напутствует аналитиков

Собравшиеся на саммите лидеры компьютерного рынка не преминули воспользоваться возможностью разговора с ИТ-аналитиками, что называется, с глазу на глаз, высказав им ряд пожеланий.

Как прозвучало в ряде выступлений, нам по-прежнему не хватает компаний, предоставляющих услуги по технологическим исследованиям (глубокий сопоставительный анализ программных систем и аппаратных средств, аудит корпоративных систем и проектов внедрения и т. п.)*1.

_____

*1 Между тем в небольшом количестве они уже присутствуют на рынке. К ним можно отнести "Тестовую лабораторию PC Magazine", RC Group, "МетаСинтез", Elashkin Research.

Вызвали нарекания и слабые маркетинговые усилия аналитических компаний: оказалось, что многие руководители фирм компьютерного рынка до сих пор не имеют достаточной информации о проводимых у них под боком исследованиях.

В целом же, как отметила Ольга Дергунова, глава московского представительства Microsoft, в последние пять лет наблюдается "драматическое улучшение" ситуации с российской ИТ-аналитикой, и налицо даже явное лидерство России в сравнении со многими европейскими странами, где Microsoft активно работает. Развитие данного сегмента идет через потребление, и это нормальный процесс: благодаря обратной связи с потребителями (в виде критики методов исследований, корректировки несколько искаженных данных и т. д.) российская аналитика улучшается год от года и сегодня ей уже можно доверять. Однако пора двигаться вперед. Во-первых, перестать рассматривать рынок как нечто замкнутое, развивающееся только по своим внутренним законам. Ведь отсутствие связи проводимых исследований с макроэкономическими индикаторами приводит порой к неправильным выводам на основе представленной аналитиками статистики.

Во-вторых, освоив регрессивный анализ (всего того, что было в прошлом), исследователи должны уже переходить к прогностическим моделям (что будет). Важна не просто статистика, а разброс показателей и тренды. Маркетологам больше интересны не суммы, которые клиенты готовы заплатить за определенные продукты и услуги, а факторы, влияющие на то, чтобы он эти деньги заплатил. 

Версия для печати