ПРОЕКТЫ

Иван Савватеев

13 мая прошлого года Правительство Москвы утвердило государственную целевую программу (ГЦП) "Электронная Москва" (www.el-mos.ru). Ее целями декларируются развитие информационного общества, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение уровня и качества жизни горожан. Среди первоочередных задач ГЦП - построение среды электронного взаимодействия и прикладных платформ для городских информационных систем, разработка московского городского портала, запуск системы электронного документооборота, создание единой городской базы данных о населении, развертывание прикладных систем территориальных органов власти, внедрение информационных технологий в здравоохранение, образование, культуру, предоставление горожанам перспективных информационно-телекоммуникационных услуг, включая открытое и платное (кодированное) телевидение, доступ в Интернет, цифровую телефонию, видеонаблюдение и охрану жилища, телеметрию и т. д.    

Руководство "Электронной Мосвы" с интересом слушает рассказ

 Бориса Щербакова (второй справа) о технологиях Oracle

28 мая 2004 г. в рамках ГЦП был проведен совместный научно-практический семинар ОАО "Электронная Москва" и корпорации Oracle (www.oracle.com) "Современные информационные технологии Oracle на службе города". Это уже второе мероприятие подобного рода: около месяца назад состоялась аналогичная встреча с представителями компании Microsoft, на очереди - контакты с другими крупными фирмами, такими, как Hewlett-Packard и Sun Microsystems.

По словам Бориса Щербакова, вице-президента Oracle и генерального директора "Oracle СНГ", именно эта корпорация стояла у истоков подобного рода программ в США и некоторых других странах. Решения Oracle широко использовались при создании "электронных правительств" Нью-Йорка, Дубая (ОАЭ), Рейкъявика (Исландия), испанской провинции Андалузия и т. д. Компания предлагает своим клиентам всю вертикаль необходимых программных средств: сервер баз данных, ПО промежуточного слоя, стандартизированные прикладные решения. С правительственными организациями Москвы Oracle сотрудничает уже более восьми лет.

Анатолий Барышников, директор департамента по работе с государственным сектором корпорации "Oracle СНГ", рассказал об основных предложениях его компании, связанных с реализацией ГЦП. В их числе: - серверы баз данных нового поколения (Oracle 10g), позволяющие централизованно хранить и обрабатывать информацию; - новейшая технология Oracle Enterprise Grid, дающая возможность на программном уровне объединить в единое целое разрозненные серверы и устройства хранения информации; - система электронного взаимодействия на основе сервера приложений Internet Application Server 10g; - современные технологии создания электронных порталов (Oracle Portal); - готовые прикладные решения, успешно внедренные во многих странах мира (управление кадрами, имуществом, финансами, закупками и т. д.).

Генеральный конструктор ГЦП "Электронная Москва" Юрий Припачкин и начальник Управления информатизации г. Москвы Сергей Митриков отметили, что первоочередная задача состоит в том, чтобы интегрировать в единую городскую ИТ-инфраструктуру все имеющиеся информационные системы, коих за последние 10 лет создано очень много. Необходимо также добиться централизации и унификации городских информационных ресурсов, стандартизировать базовые и прикладные программные платформы. Естественно, что уже существующие ИС должны продолжать функционировать бесперебойно.

Другой важной проблемой является "разбросанность" выделенных средств по различным бюджетным статьям. Так, всего в 2004 г. на проведение работ по ГЦП "Электронная Москва" выделено около 4 млрд. руб., но из них лишь примерно 500 млн. - в рамках прямого финансирования, а остальные 3,5 млрд. распределены по различным проектам. В результате нередко случается, что разные префектуры решают одинаковые задачи своими собственными средствами, "изобретая велосипед", вместо того чтобы купить готовый. Из такого положения дел проистекает не только нерациональная трата денег на дублирующиеся проекты, но и сложности с их дальнейшей интеграцией в единую инфраструктуру. Единственное кардинальное решение этой проблемы, по мнению докладчиков, - консолидация всех выделяемых средств и их централизованное использование. Кроме того, необходимо обеспечить как текущее финансирование работ, так и поддержку системы после официального завершения программы.

Самое серьезное внимание уделяется надежности и безопасности создаваемых решений, причем рассматривается очень широкий спектр возможных неприятностей: от внешнеполитических катаклизмов до обеспечения работоспособности системы в целом при выходе из строя отдельных узлов по случайным обстоятельствам или из-за простого разгильдяйства работников.

Реализация такого большого проекта, как "Электронная Москва", невозможна без соответствующей законодательной базы, и Московская городская дума уже приняла ряд юридических актов. Так, еще в 2001 г. был принят закон "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", а 31 марта нынешнего года - "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы"; в соответствии с ним городские власти будут обязаны обеспечивать доступность определенных видов информации для всех граждан, в том числе и путем публикации ее в Web. По мнению депутата Мосгордумы Степана Орлова, городское законотворчество часто опережает общегосударственное и иногда это приводит к не совсем желательным последствиям. Например, учет населения, совершенно необходимый для реализации "Электронной Москвы", вообще-то должен регулироваться общегосударственным законодательством, которого пока нет.

Советник мэра Москвы, координатор ГЦП Валентин Лазуткин рассказал о двух структурных составляющих "Электронной Москвы" - административной и технологической, и о том внимании, которое уделяет мэр столицы Юрий Лужков реализации этой программы. Г-н Лазуткин сообщил также о том, что сейчас идет работа над определением роли ОАО "Электронная Москва" как оператора городских информационных систем.

"Электронную Москву" планируется создать в виде тиражируемого решения, а точнее, целого пакета решений. Это позволит впоследствии продавать его полностью или частями другим субъектам Российской Федерации и отдельным городам, а возможно, и на внешнем рынке. К примеру, совсем недавно в Москву приезжала делегация из чилийского города Сантьяго - их очень заинтересовала система видеонаблюдения, создаваемая в рамках "Электронной Москвы". Аналогичные комплексы, предлагаемые западными компаниями, обойдутся в несколько раз дороже, поэтому имеются неплохие предпосылки к тому, чтобы постепенно окупить "Электронную Москву" за счет продажи созданного для нее ПО.

Вся программа рассчитана на пять лет. В настоящий момент проект "Электронной Москвы" находится в стадии формирования требований к системе. Изучаются предложения о сотрудничестве со стороны зарубежных компаний, анализируется опыт других стран, рассматриваются различные платформы (в частности, Windows и Linux), ведутся проработки вопросов инвестиций. Кстати, последних требуется немало: для реализации всей пятилетней программы необходимо 60 млрд. руб., из которых одну треть дает город, другую - предприятия, а оставшуюся часть - внешние инвесторы (в первую очередь, западные компании). Еще несколько лет назад на них рассчитывать не приходилось: отношение к перспективам подобных проектов в России было весьма прохладным. Однако в последнее время климат значительно потеплел, и все больше фирм создает специальные подразделения по работе с российскими госзаказчиками вообще и с Москвой в частности.

В нынешнем году планируется закончить основные организационные мероприятия, выбрать стратегических партнеров и приступить к полномасштабному воплощению проекта в жизнь. Первые практические результаты, например внедрение "Социальной карты москвича", должны быть достигнуты уже к концу этого - началу следующего года.

Версия для печати