РЕШЕНИЯ

"Парус" и OmegaSoftware представили решение для машиностроения

     Если в 1980-е годы главным было

 качество, а в 1990-е - реинжиниринг,

 то в 2000-е главным будет скорость.

     Билл Гейтс

Высокая динамика развития сегодня характерна не только для ИТ-отрасли: усиление конкуренции заставляет любой бизнес быть подвижным, чувствительным к изменениям (спроса и потребностей) и способным легко перестраиваться. Небольшому частному предприятию по изготовлению, например, сувенирных чашек потребуется не слишком много времени и усилий, чтобы в угоду покупателям изменить ассортимент продукции или рисунок на посуде либо выполнить заказ по специальным эскизам. Совсем другое - крупное предприятие, здесь процесс производства зачастую включает в себя не одну стадию, в нем задействовано, как правило, несколько подразделений или даже смежных производств, а изменение ассортимента (или хотя бы комплектации продукции) затрагивает всю цепочку бизнес-процессов и требует существенной коррекции технологий изготовления, ресурсов и сопроводительной документации. Когда речь идет о сложных производствах - к примеру, машино- или приборостроительных, то трудности, связанные с современными темпами и динамикой, могут возрасти до непреодолимых размеров. ИТ в данном случае - единственный спасательный круг.

Что предстоит автоматизировать?

Основной бизнес-процесс машиностроительного предприятия в общем виде выглядит сегодня следующим образом. Службы маркетинга ищут покупателей, заключают с ними договора, принимают заказы, после чего к этому процессу подключаются подразделения, занимающиеся разработкой продукции и подготовкой производства (см. схему 1). Если речь идет о новой продукции, то она проектируется с нуля, в других случаях требуется улучшение конструкции или создание той или иной модификации. Затем готовится необходимая технология (определяются маршрутный и операционный технологические процессы, нормы выработки, расхода материалов и пр.). Отдел закупок (или отдел комплектации) обеспечивает заказ и доставку нужных материалов и комплектующих; инструментальный цех готовит оснастку, металлургическое производство - необходимые заготовки, затем подключается основное производство, осуществляющее процесс изготовления и сборки готового изделия. После отгрузки продукции возникают процедуры, связанные с учетом труда и расчетом заработной платы сотрудников предприятия, а также (в ряде случаев) обязательства по сопровождению (гарантийному и сервисному). Большинство этих процедур сопровождается соответствующими финансовыми потоками, которые затем отражаются в бухгалтерском и налоговом учете и наконец обрабатываются в планово-экономическом отделе, определяющем основные показатели работы предприятия (рентабельность, прибыль и пр.) и составляющем планы на будущее.

Схема 1. Автоматизация предприятий сегодня

"Автоматизация промышленного предприятия сегодня в большинстве случаев представляет собой лоскутное одеяло, - отметил Валерий Маталыцкий, руководитель центра компетенции для производственных предприятий отрасли машиностроения и металлообработки, созданного недавно в корпорации "Парус". - Службы сбыта и материально-технического снабжения, а также бухгалтерский и налоговый учет, учет кадров, труда и зарплаты, как правило, уже автоматизированы либо собственными силами, либо с помощью тиражных систем. В производстве (на схеме 1 - четыре верхних прямоугольника. - Т. Б.) в большинстве случаев используются собственные разработки предприятия. Из-за этого во многих местах возникают нестыковки и информационные разрывы (на схеме 1 - красные крестики. - Т. Б.), и чем их больше, тем менее достоверны данные о деятельности предприятия и более вероятен риск принятия ошибочных управленческих решений. Единственный выход в такой ситуации - комплексная (бесшовная) автоматизация".

А дальше возникает вопрос, с которым неизбежно сталкивается предприятие: где взять систему с подобной функциональностью, в которой были бы и детально прописаны управленческие аспекты, и адекватно отражены потребности сложного производства? Ведь далеко не для всех российских предприятий возможна покупка системы уровня SAP R/3, да и особенности национальной экономики во многом дают о себе знать.

Решение для машиностроения

Именно для таких проектов и был недавно создан силами двух компаний - российской корпорации "Парус" и белорусской OmegaSoftware - центр компетенции для предприятий машиностроения. Участники альянса известны на рынке давно: первый - как разработчик управленческих систем уровня ERP, а второй - своими решениями по автоматизации управления производством в машиностроительной отрасли на базе КИС Omega Production собственной разработки. Последняя базируется на подсистеме управления инженерными данными (PDM - Product Data Management). Эта технология предназначена для управления всей информацией об изделии и о процедурах его изготовления. Объединяя в себе информацию о жизненном цикле изделия, система делает эти данные доступными всем пользователям - от конструкторов, технологов и инженеров до экономистов, специалистов по маркетингу и бухгалтеров. Подсистема управления инженерными данными в свою очередь опирается на конструкторские САПР, в которых готовится первичная информация о составе изделий еще на стадии проектирования. Такие системы являются ядром, на котором строится управление ресурсами предприятия.

Альянсу двух фирм способствовало и то, что их решения созданы на основе СУБД Oracle.

Решение для машиностроительных предприятий, которое создается в новом центре компетенции "Паруса", было недавно продемонстрировано на семинаре в Москве. Оно вызвало активный интерес потенциальных пользователей - на мероприятии присутствовало около ста тридцати участников из четырнадцати регионов России.

Схема 2. Состав решения для машиностроительного предприятия

Говоря об общей схеме решения, г-н Маталыцкий подчеркнул, что она будет включать пять контуров (см. схему 2), в которые войдут продукты обеих компаний. "Модель, используемая в системе, должна быть адекватна предприятиям, действующим сегодня, - подчеркнул технический директор компании OmegaSoftware Евгений Кукареко, - и в нашем продукте не только использованы мировые достижения, но и учтены особенности работы отрасли на постсоветском пространстве. Решение призвано обеспечивать и поддерживать весь жизненный цикл изделия, а это прежде всего управление его документацией. О любом объекте системы, используя контекстные меню, мы можем получить любые сведения - технологические, конструкторские, данные о планировании, себестоимости изделия, его количестве на складе и пр. Важно также, что система может поддерживать несколько вариантов документации для одного и того же изделия (используемых при разработке конструкции, подготовке производства, в самом производстве и т. д.) с возможностью фиксирования изменений в них".

Одним из ключевых моментов является вопрос о том, как текущая конструкторская документация связана с произведенными изделиями (CALS-технологии). Постоянные изменения, которые вносятся в конструкцию изделий, далеко не всегда удается зафиксировать в соответствующей документации конкретного изделия, в результате теряется информация об особенностях той или иной модификации продукции. Это наиболее актуально для мелкосерийного и позаказного производства, где изменения конструкции являются частыми (или постоянными).

В современных условиях важна также гибкость в отношении создания тех или иных комплектаций продукции. Для этого в системе существуют возможности управления конфигурациями изделий, которые обеспечивают, в частности:  ведение конструкторских данных о сотнях и тысячах вариантов исполнения или комплектации изделия;  ведение данных о функциональных свойствах изделий и их спецификациях;  ведение данных о функциональных свойствах конструкторских элементов;  возможность формирования функциональных спецификаций на комплектацию;  возможность автоматического формирования конструкторских спецификаций на комплектацию.

Например, если заказчик хочет получить трактор заданной мощности с определенными колесами и конструкцией кабины для своих нужд, в системе легко подобрать те узлы и комплектующие, которые совместимы между собой и в результате обеспечат производство продукции, соответствующей требованиям клиента.

Такой подход, широко распространенный на Западе, сегодня применяется и на ведущих предприятиях постсоветского пространства. Одним из них является Минский тракторный завод (МТЗ), где уже несколько лет успешно используется КИС Omega Production.

На Минском тракторном

Чтобы выжить в непростых условиях современной экономики и конкурентной борьбы, предприятию в последние 10 лет пришлось существенно перестроить и само производство, и подходы к его управлению. Так, если до 1985 г. здесь выпускалось пять моделей основной продукции, то за период 1985-1994 гг. их число увеличилось более чем в три раза, а на сегодняшний день с конвейера завода сходит свыше 150 моделей тракторов. Сроки проектирования при этом сократились в среднем более чем втрое. В этих условиях развитие корпоративной ИС, которая позволила бы и управлять процессами разработки изделий и технологий, и фиксировать производимые изменения, и вести все виды учета, было единственно возможным выходом из положения. ИТ на заводе начали применять еще в 1960-х годах, в начале 1990-х в подразделениях МТЗ появились свои ЛВС, а с 1996-го здесь стали развивать корпоративную ИС. Сегодня все подразделения (от маркетинга до сбыта) работают в едином информационном пространстве.

Минский тракторный завод и его ИТ

Основан в 1946 г.

В настоящее время численность работающих - 19 000 человек.

Выпускается 36 000 тракторов и машин в год, что составляет 10% мирового рынка тракторов.

Модельный ряд включает более 150 моделей основной продукции мощностью от 40 до 280 л. с.

27% продукции представляют новые разработки.

Виды производств: литейное, кузнечное, прессовое, механосборочное.

В мае 2000 г. предприятие получило сертификат соответствия системы качества по ИСО 9001 на проектирование и производство тракторов.

ИС предприятия:

- КИС развивается 1996 г.;

- 1200 компьютеров, из них 800 подключены к сети;

- для создания локальной сети проложено 20 км оптического кабеля.

    

"Для нас очень важно, что все работы по проектированию и ведению конструкторской документации ведутся в единой среде, - отметил помощник технического директора по КИС Минского тракторного завода Сергей Кракасевич. - Система позволяет не только создать единичную конструкцию, но и проектировать семейства изделий, что очень важно для расширения модельного ряда. Для работы с заказчиками важна и непосредственная связь всех отделов предприятия друг с другом, реализуемая с помощью системы документооборота. Для заказанной клиентом модификации создаются функциональная и конструкторская спецификации, на основе которых планируется комплектация изделия, рассчитываются нормативные затраты и определяется его цена. Формируется базовая и точная конструкторские спецификации, а также заказ-наряд, чтобы включить изделия в план производства. Последний является основой для расчетов подетальных планов и потребностей в материалах и других ресурсах, а также формирования заданий по цехам".

Ведение единой базы данных позволяет в любой момент определить комплектацию конкретного изделия, выпущенного даже несколько лет назад, увидеть всю его техническую документацию - это важно для технического обслуживания, обеспечения запчастями и пр.

Сергей Кракасевич (МТЗ)

По словам г-на Кракасевича, на создание и отладку организационной структуры, в рамках которой сегодня действует ИС предприятия, ушло около пяти лет.

Рассказ о системе на Минском тракторном вызвал большой интерес присутствовавших на семинаре представителей предприятий, которые интересовались и организацией работ на отдельных участках производства, и постановкой документооборота, и функционированием учетных подсистем. Это еще раз показало, как актуальны сегодня подобные подходы и технологии для российских предприятий реального сектора экономики.