БАНКОМАТЫ

Розничный банковский бизнес, бурно развивавшийся в последнее время и в России, представляет собой высокоприбыльный сектор для банков Восточной Европы (Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии), где около 75% финансовых учреждений принадлежит западноевропейским предприятиям и американскому City-банку. Ожидается приход западного капитала и в нашу страну, однако пока деятельность зарубежных банков у нас невелика и направлена в основном на изучение рынка. Различен и уровень развития розничного бизнеса на Западе и здесь. Перед отечественными учреждениями, занимающимися ритейлом, стоит задача создания инфраструктуры, позволяющей быстро и эффективно предоставлять финансовые услуги населению. Этому направлению служат сети самообслуживания на базе банкоматов, позволяющие не только выполнять рутинные операции, но и снижать их себестоимость и обеспечивать круглосуточный доступ клиентов к банковскому сервису.

Одним из основных поставщиков банкоматов в нашем государстве является компания NCR, отмечающая в этом году десятилетний юбилей своей деятельности в России. По ее собственным данным, к началу 2004 г. число банкоматов, установленных в стране, составило 14 тыс. единиц, что на 54% превышает уровень 2002 г., - это самый высокий показатель в мире по развитию рынка терминалов самообслуживания (правда, там они уже везде стоят. - Прим. ред.). Шесть тысяч из общего числа устройств произведены NCR. При росте этого рынка в России, как было сказано, на 54% объем продаж NCR в прошлом году вырос на 140 %. Предполагается, что продажи банкоматов российским банкам в первом полугодии 2004 г. составят 2,5 тыс. штук, т. е. более 60% всех поставок данного вида оборудования отечественным учреждениям. Причинами успеха, по мнению руководства компании, является, во-первых, то, что NCR первой (еще в 1994 г.) открыла отделение в России и все эти годы достойно выполняла свои обязательства. Вторая причина - надежность оборудования в сложных климатических условиях страны. Важную роль сыграло и расширение функциональности (автоматизация депозитных операций с наличными деньгами), предпринятое в ряде инновационных проектов. И в-третьих, за десятилетие в российском отделении NCR сформировался высокопрофессиональный коллектив, способный решать любые задачи по разработке прикладных программ и техническому обслуживанию. В дальнейших планах NCR - адаптировать и предлагать российскому рынку новые решения и технологии, развивать инфраструктуру сервиса (разработана программа по охвату сервисными услугами около 70 российских регионов).

Одна из последних новинок - технология управления сетями банкоматов самообслуживания. На территории России с целью круглосуточного контроля за состоянием терминальных сетей создан центр NCR технической поддержки установленных устройств самообслуживания, подключенный к глобальной корпоративной сервисной сети. Новым услугам этого центра был посвящен пресс-брифинг, организованный представительством NCR в Москве 17 июня.    

Вице-президент NCR по Центральной и Восточной Европе (подразделение финансовых решений) Герхард Шистек:

" Мы всегда следовали принятой стратегии развития на российском рынке, веря в его огромный потенциал" 

В работе с банкоматом как инструментом для обслуживания клиентов на первый план выходит задача готовности и доступности устройства. Простои приводят к прямым денежным потерям банка. Готовность банкомата определяется способностью машины закончить транзакцию. Проведенный NCR анализ сети из 500 банкоматов при скорости обслуживания 8 транзакций в час показал, какие последствия имеет снижение готовности на 1%: 15 мин в день каждый банкомат будет недоступен, 1 тыс. клиентов не сможет быть обслужена, около 75 тыс. долл. наличных денег не будет выдано - и в результате потери банка составят 85 тыс. долл. Таким образом, аппаратная надежность - одно из ключевых требований, которое обеспечивается качественным и профессиональным обслуживанием.

Современные технологии управления сетями терминалов самообслуживания, созданные NCR, предлагают услуги по повышению готовности оборудования и снижению эксплуатационных расходов банков. К ним относится мониторинг сети банкоматов, где предусмотрено получение информации о техническом состоянии устройств с целью принятия оперативных мер по устранению сбоев. Другой вид услуг - управление инцидентами, минимизирующее время простоя банкоматов за счет автоматизации отправки сообщений о неисправностях. Это позволяет банку "заказать" и отслеживать требуемый уровень готовности банкоматов к работе, т. е. задавать свои бизнес-правила. Созданный NCR сервисный центр является единой точкой контакта банка с обслуживающей организацией. Работа банкомата касается не только программно-аппаратной части. Это и инкассаторские службы, и средства коммуникации, и целый ряд сопутствующих услуг, обеспечивающих готовность устройства к обслуживанию. Центр позволяет решить и эти задачи управления взаимодействиями с третьими компаниями (инкассаторскими, коммуникационными и пр.), что сократит обычно немалые для банков затраты на их координацию. При этом банки не лишаются возможности самостоятельного контроля и управления. В таких случаях сервисный центр NCR соединяется с основным банковским сервером, который "ведет" сеть банкоматов, получая информацию о состоянии оборудования.

Созданный NCR центр управления позволяет подключить к себе любой банкомат банка и вести постоянный контроль и оценку его состояния, прогноз возникновения неисправностей, принятие превентивных мер по предотвращению сбоев. Все это дает банкам возможность улучшить обслуживание клиентов и сократить свои расходы, а также вести обслуживание сети банкоматов в режиме аутсорсинга, что и наблюдается в практике Западной Европы и США.

Сегодня подобные услуги вызывают интерес и со стороны российских крупных финансовых учреждений, которым NCR предлагает их в качестве пилотных проектов.

В стране существует и "вторичный" рынок банкоматов, прошедших курс восстановления и стоящих на 30 - 40% дешевле новых. Они находят применение, например, в системах выдачи зарплаты через пластиковые карточки.