БИЗНЕС

IBM и Lenovo объявили о грядущей "сделке века" в индустрии ПК

Гром грянул как всегда неожиданно: в американскую прессу просочилась сенсационная информация о том, что IBM (www.ibm.com) ведет с крупнейшей китайской компьютерной компанией Lenovo Group (www.lenovogrp.com) переговоры о продаже последней всего своего бизнеса ПК. Эта информация, 3 декабря опубликованная на сайте New York Times и процитированная на разных языках множеством информационных агентств, онлайновых и печатных изданий, сильно взволновала всех, кто мало-мальски разбирается в компьютерах, поскольку современные ПК по-прежнему ассоциируются с именем IBM, ставшей 23 года назад пионером огромного ныне рынка PC. Не дождавшись официальных комментариев заподозренных в сделке компаний, информация начала обрастать валом слухов как о предмете и стоимости соглашения, так и о его гипотетических последствиях. Правда, состояние неопределенности длилось недолго - уже 7 декабря IBM и Lenovo представили общественности развернутое коммюнике, объясняющее суть и некоторые детали грядущего приобретения фирмой Lenovo подразделения Personal Systems Group (PSG) корпорации IBM.

Вот основные положения этого документа.

Стоимость сделки составляет около 1,75 млрд. долл.; Lenovo заплатит IBM 650 млн. долл. наличными и примерно 600 млн. долл. своими акциями, а также возьмет на себя долги IBM PSG на сумму порядка 500 млн. долл. В результате к IBM переходят 18,9% акций Lenovo. Ожидается, что все операции по сделке будут завершены во II квартале 2005 г.

Lenovo получает пятилетнюю лицензию на использование бренда IBM и права на торговые марки семейства Think (ThinkPad для ноутбуков и ThinCentre для настольных ПК).

Компании формируют долгосрочный стратегический альянс, согласно которому IBM становится приоритетным партнером Lenovo в области сервисного обслуживания (в лице IBM Global Services), лизинга и финансирования заказчиков (в лице IBM Global Financing), а Lenovo - приоритетным поставщиком персональных компьютеров для бизнес-клиентов IBM всех масштабов. Стратегическое партнерство также предполагает организацию маркетинга и продаж продуктов Lenovo через глобальные корпоративные каналы IBM, в которых задействовано порядка 30 тыс. специалистов.

Исполнительным директором (СЕО) обновленной Lenovo станет Стивен Уорд (Stephen M. Ward, Jr.), ныне старший вице-президент и генеральный директор IBM PSG. Должность председателя займет Ян Юанцин (Yang Yuanqing), на данный момент вице-председатель, президент и СЕО китайской компании. Из IBM в Lenovo перейдут приблизительно 10 тыс. сотрудников (свыше 40% которых уже трудятся в Китае, а менее 25% находятся в США), в результате чего штат китайской фирмы вырастет примерно до 19,2 тыс. человек. Отвечающая за бизнес ПК штаб-квартира Lenovo разместится в Нью-Йорке, основные операции будут вестись из Пекина и Рейли (шт. Северная Каролина).

По итогам 2003 г. с учетом показателей IBM PSG (доход более 9 млрд. долл.) суммарный годовой объем продаж новой Lenovo оценивается на уровне 12 млрд. долл. и 11,9 млн. ПК. Это соответствует примерно 8% мирового рынка (если ориентироваться на оценки IDC за 2003 г.) и третьей позиции в глобальной табели о рангах.

Что же несет сделка обеим компаниям, их заказчикам и другим участникам рынка? IBM в представлении не нуждается, а вот о Lenovo стоит немного рассказать. Эта компания образована в 1984 г., ее акции котируются на гонконгской бирже. Она частично принадлежит китайскому правительству и до прошлого года была известна под именем Legend (название сменили во избежание правовых споров вокруг торговой марки за пределами КНР). Начинала фирма с ИТ-дистрибуции, но потом организовала собственное производство ПК и выросла в лидера китайского рынка ПК с 27%-ной долей (в штучном исчислении в 2003 г.). При этом она продолжает оставаться многопрофильной и поставлять в КНР широкий спектр ИТ-продуктов. Доходы фирмы за прошлый год оценены в 3 млрд. долл.

Согласно данным отчета Smith Barney Citigroup, обнародованным 6 декабря газетой Taipei Times, большие партии компьютеров для Lenovo производятся тайваньскими фирмами на основе аутсорсинга. Так, Elitegroup Computer Systems, Gigabyte Technology и Micro-Star в нынешнем году соберут для Lenovo около 3,8 млн. настольных ПК, а Quanta Computer, Wistron и FIC - порядка 350 тыс. ноутбуков.

Компьютеры для IBM также изготавливаются на базе аутсорсинга. Часть своих заказов компания размещает на Тайване (по данным отчета Smith Barney, в 2004 г. Universal Scientific Industry, Elitegroup, Gigabyte и Micro-Star соберут здесь примерно 5 млн. настольных ПК, а Quanta и Wistron - 2 млн. ноутбуков IBM); ПК для Северной Америки последние два года производятся в США компанией Sanmina-SCI, а в Китае выпуск ноутбуков IBM осуществляет International Information Products Company, совместное предприятие IBM с Great Wall Technology (по условиям сделки, подразделение по производству ПК этого СП отойдет к Lenovo). Очевидно, Lenovo придется заняться переоформлением аутсорсинговых контрактов с учетом резко увеличивающихся (практически в четыре раза) масштабов бизнеса. В связи с этим на Тайване надеются на рост интереса к местным производителям со стороны обновленной китайской компании.

Сделка открывает Lenovo путь на американский и другие зарубежные рынки, благо IBM располагает развитой сбытовой сетью в 160 странах. Не секрет, что в Америке не слишком радушно принимают иностранные компании, и многие азиатские ИТ-фирмы уже сполна испытали это на собственном опыте. Чтобы решить данную проблему, как минимум требуется инвестировать серьезные деньги в американскую экономику и привлечь опытных местных менеджеров. Что мы и наблюдаем.

Для IBM продажа бизнеса ПК может стать удачным шагом к росту прибыльности своего бизнеса. Современные тенденции в индустрии ИТ диктуют технологическим лидерам фокусировать свое внимание на наиболее наукоемких разработках, интеллектуальных услугах и программных системах. Сделка поможет IBM сконцентрировать ресурсы на самых перспективных направлениях. Кроме того, доступ технологий, продуктов и сервисов американской компании на колоссальный китайский рынок окажется проще и эффективней.

Поскольку IBM становится вторым по величине акционером Lenovo, сделку можно интерпретировать не только как приобретение бизнеса, но и как создание своего рода совместного предприятия, оба участника которого заинтересованы в успешном продолжении дела, начатого IBM в мировых масштабах, а Lenovo - в китайских. В коммюнике официально заявлено, что до завершения сделки операции на рынке ПК (включая поддержку заказчиков и выпуск продуктов) и IBM, и Lenovo будут вести в прежнем режиме, а после ее завершения все обязательства автоматически перейдут к обновленной Lenovo. Так что в ближайшей, по крайней мере, перспективе для заказчиков, в том числе и российских, вряд ли что-то изменится. Продукты Lenovo на нашем рынке в различимых количествах пока не замечены, а в московском офисе IBM нам заявили, что намерены строго следовать корпоративным установкам.

В заключение отметим, что на фоне растущей экспансии китайского капитала на мировые рынки (достаточно вспомнить недавнее заявление автомобилестроительной компании Shanghai Automotive Industry о намерении купить британский MG Rover) амбиции Lenovo на ИТ-рынке выглядят вполне логично. То ли еще будет.

Версия для печати