КОНВЕРГЕНЦИЯ

Завершающийся 2004 г., похоже, заложит основу для серьезной корректировки общего представления о том, что есть домашний компьютер. Широко распространенное отношение к нему прежде всего как игровой системе, отличающейся от офисного варианта более мощным процессором, качественным звуком и, главное, высокопроизводительной графической платой, уже вряд ли отражает реальные потребности широкого круга покупателей, не связывающих напрямую приобретение компьютера для дома со своей профессиональной деятельностью. Так, проведенное год назад компанией DEPO Computers (www.depo.ru) маркетинговое исследование предпочтений розничных покупателей ПК в Москве и ряде регионов страны дало довольно интересный результат. В качестве основных критериев выбора домашнего ПК участники опроса выделили не технологии и не технические характеристики, а надежность, безопасность (в широком смысле слова), доступность (под этим понимались приемлемое соотношение цена/производительность и готовность ПК к эксплуатации), современность, принадлежность к известной торговой марке (с точки зрения потребителей, это является залогом большинства перечисленных выше свойств) и нормальные условия гарантийного обслуживания. Главный вывод, к которому пришли в компании DEPO Computers, производившей тогда компьютерные системы (десктопы, рабочие станции, серверы) исключительно для бизнес-пользователей, но готовившейся к выходу в новый для нее домашний сегмент, заключался в следующем: потребитель предпочел бы иметь ПК, который подобно другим бытовым электронным приборам не создает ему дополнительных проблем и прост в использовании. Собственно, это заключение послужило ответом на принципиально важный для компании вопрос: что нового она сможет привнести на рынок домашних ПК в противовес игрокам, действующим на нем уже не один год? "Мы постарались сделать именно такой продукт, который, по нашим представлениям, нужен потребителю, - пояснил Егор Яковлев, директор по маркетингу DEPO Computers. - Если рассматривать его особенности по отдельности, то, безусловно, тогда нашлось бы множество ПК с похожими свойствами, но как у комплексного решения аналогов у него не было". Можно по-разному относиться к последнему утверждению, но в первой серии домашних компьютеров DEPO Ego, запущенных в производство в преддверии весны нынешнего года (см. PC Week/RE, N 8/2004, с. 3) и по конфигурации в общем-то ничем не отличающихся от предложений конкурентов, упор действительно был сделан на надежность (в частности, были применены малошумящие вентиляторы с повышенным ресурсом и средства контроля температуры внутри системного блока), безопасность (технология EMI Safe должна была обеспечить защиту пользователя от электромагнитного излучения) и простоту реконфигурирования системы (Screwless Design). Позаботилась фирма и о том, чтобы обеспечить доступность своих систем для покупателей: сразу после запуска проекта участие в нем приняли более 30 региональных партнеров DEPO и продажи начались одновременно в 85 магазинах (столичные розничные сети включились в программу с апреля). DEPO Ego до того еще нигде не продавались и имели много конкурентов, но тем не менее, как утверждает производитель, за первую же неделю было продано 1500 компьютеров, а за первые два месяца - 5000 шт. на сумму более 3 млн. долл.

Егор Яковлев:

"Мы постарались сделать именно такой продукт, который нужен потребителю"

С тех пор "домашний" проект DEPO Computers прошел ряд серьезных этапов, что дает основание для подведения промежуточных итогов. Компания приурочила их объявление к запуску проводимой совместно с Intel акции "На пути к цифровому дому", в рамках которой посетителям четырех крупнейших московских торговых центров ("Горбушкин Двор", "Рамстор Сити", "Рамстор Марьина роща" и "Атриум") предоставлена возможность ознакомиться с новейшим решением компании - DEPO Ego 470 HD.

"К сентябрю мы стали практически единственной компьютерной фирмой, чьи продукты предлагаются во всех крупнейших розничных сетях ("Эльдорадо", "М.Видео", "Техносила", "Белый Ветер", "Мир" и др.), и по количеству магазинов, где продавались наши компьютеры, DEPO опережала всех, - заявил г-н Яковлев. - Фактически к этому моменту мы уже могли диктовать, какой продукт должен быть на рынке. До того нами предлагался в общем-то традиционный с точки зрения функциональности домашний компьютер, но затем было решено, что он должен еще показывать телевизионные программы". На тот момент общий объем продаж ТВ-тюнеров в России за год составлял, по оценкам DEPO, порядка 12-14 тыс. штук. Примерно такое же количество компьютеров с предустановленными тюнерами компании удалось продать всего за месяц. Фактически, как утверждают ее представители, это привело к частичной корректировке представления о домашнем ПК, и большинство игроков в данном сегменте рынка также стали предлагать системы со встроенной функцией просмотра ТВ-программ.

Между тем знаковым для проекта стал прошлый месяц, когда DEPO Computers сформулировала свой стандарт домашнего ПК Digital Home Ready, который, как предполагается, должен заложить основу для реализации концепции "цифрового дома". Фактически он представляет собой совокупность определенных потребительских качеств (пока выделено пять групп таких свойств). Отметим лишь некоторые возможности, которыми, по мнению маркетологов DEPO, должны обладать системы с наклейкой Digital Home Ready:

- запись и просмотр телепередач со сдвигом во времени (функция time shift);

- прием радиопередач FM-диапазона;

- просмотр DVD-фильмов и запись на DVD любой информации;

- перенос на компьютер снимков и видеозаписей с любых карт памяти или непосредственно с фото- и видеокамер;

- оцифровка видеозаписей и их редактирование в виртуальной студии видеомонтажа;

- поддержка функций домашнего кинотеатра с реалистичным объемным 8-канальным звуком.

В настоящее время в семействе DEPO Ego представлены две модели, удовлетворяющие требованиям стандарта Digital Home Ready: 360TV и 470DH. В 2005 г. компания обещает вывести на рынок еще несколько новых ПК, соответствующих этому стандарту, а на их продвижение планирует потратить более 1 млн. долл. По признанию г-на Яковлева, домашнее направление в DEPO Computers пока рассматривают как инвестиционный проект, рассчитанный на перспективу. Ближайшие же задачи предполагают активную работу по повышению известности торговой марки DEPO Ego и расширение партнерских связей с предприятиями розничной торговли по всей стране. Уже сегодня, как утверждает компания, ее компьютеры продаются более чем в 50 торговых сетях через 360 с лишним магазинов, что, по некоторым данным, обеспечило DEPO лидирующие позиции на рынке домашних ПК среди представленных на нем российских брендов национального уровня. Скажем, в сентябре, по оценкам Департамента консалтинга РБК, доля последних в общем объеме продаж составила 25%, из которых 11,5% пришлось на DEPO Ego. К концу 2004 финансового года - у DEPO Computers он заканчивается 30 марта 2005 г. - компания рассчитывает довести число выпущенных в рамках проекта компьютеров DEPO Ego до 110 тыс.

Между тем основная борьба за домашнего пользователя еще впереди. После анонсирования чипсетов i915 и i925 системы на их основе выпустили многие российские партнеры Intel (в частности, Formoza, Kraftway, K-Systems), также имеющие свои интересы в данном сегменте. Можно также не сомневаться, что суммарная доля российских брендов в розничных продажах будет расти. Тому есть вполне объективные причины: работа с крупными розничными сетями предполагает соблюдение ряда условий по обеспечению поставок, обучению персонала магазинов, кредитованию, организации сервиса, в целом трудно выполнимых для локальных сборщиков ПК.

Версия для печати