АНАЛИТИКА

Владимир Дрожжинов,

18 ноября Правительство РФ рассмотрело и предложило доработать "Концепцию развития отрасли информационных технологий РФ", представленную Мининформсвязи РФ. Последнее считает, что к 2010 г. от реализации концепции могут быть получены следующие результаты:

- объем производства отрасли*1 достигнет примерно 30 млрд. долл.;

_____

*1 Для целей данной концепции под сектором информационных технологий понимается совокупность трех сегментов: услуг ИТ (включая аутсорсинг бизнес-процессов), программного обеспечения, а также рынка ИТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферии и пр.).

- занятость в отрасли составит не менее 5% работающего населения, или 3,5 млн. человек (для сравнения: 1,4% в 2001 г.);

- Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке экспортного аутсорсинга с объемом экспорта в 3 млрд. долл. в 2010 г.;

- ряд ведущих международных компаний ИКТ будут осуществлять не менее 20% своих исследований в собственных центрах дизайна оборудования и разработки ПО, расположенных в России;

- сформируется общепринятое мнение о высокой квалификации каждого индивидуального специалиста и высоком качестве работы компаний в целом в российской отрасли ИКТ.

- развитие отрасли ИКТ будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, лучшему использованию людских и материальных ресурсов, что обеспечит решение задачи удвоения ВВП;

- высокий уровень развития ИКТ станет важнейшим фактором повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности, качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки незащищенных слоев населения;

- значительно повысится компьютерная грамотность населения. Доля семей с компьютером составит не менее 30%, а семей, имеющих доступ в Интернет, - не менее 25%. В целом по развитию информационных технологий Россия должна выйти на уровень стран ЕС;

- другие положительные эффекты от реализации Концепции включают увеличение прямых иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры телекоммуникаций, повышение квалификации значительного числа специалистов.

Такие захватывающие дух результаты заставили авторов настоящих строк проверить их достижимость и еще раз оценить состояние и перспективы развития отрасли ИТ в России.    

Развитие индустрии ИКТ в России характеризуется крайней неравномерностью. С одной стороны, темпы роста рынка ИКТ, по оценкам зарубежных экспертов, значительно опережают аналогичные показатели развитых стран. С другой стороны, существует ряд факторов, свидетельствующих, что отрасль развивается "не благодаря, а вопреки". Так, в 2000 г. была инициирована Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010 гг."; однако уже с самого начала она ни разу не получила запланированного ей объема финансирования, а в текущем году должна была быть разработана новая редакция программы на основе программно-целевого бюджета (новая редакция программы должна была быть представлена в правительство к 1 декабря 2004 г., но, похоже, этого не произошло). Еще пример: в начале 2004 г. в ходе административной реформы ответственного за ИТ-индустрию ведомства не нашлось. Зато спустя несколько месяцев образовали новое Министерство информационных технологий и связи с соответствующими агентствами по ИТ и связи. Перечень примеров на эту тему можно продолжать долго, но не это является целью настоящей статьи. Цель данной работы состоит в том, чтобы:

- во-первых, проанализировать, как на протяжении последних десяти лет реально развивалась индустрия ИКТ в России,

- во-вторых, оценить, каких показателей можно ожидать к 2010 г. (этот рубеж выбран в связи тем, что именно к 2010 г. планируется завершение программы "Электронная Россия").

Для решения этих задач представляется целесообразным совершить небольшой экскурс в сферу оценок и мониторинга развития ИКТ.

Жизнь показывает, что одновременно с развитием ИКТ как самостоятельной отрасли экономики интенсивно формируется сфера по определению показателей ее роста и проведению их мониторинга; среди международных специалистов появился даже термин - оценка "электронной готовности" стран. Основная задача оценки показателей и проведения мониторинга состоит в том, чтобы предоставить информацию руководителям, политикам и всем, кто стремится использовать результаты изучения электронной готовности для того, чтобы планировать проникновение ИТ в общество. В настоящее время существует множество различных национальных и международных организаций, проводящих исследования "электронной  готовности" (э-готовности) в развитых и развивающихся странах с использованием широкого спектра различных инструментов и метрик. Имеется по крайней мере пять инициатив, которые ориентированы на проведение дальнейших оценок электронной готовности стран, это:·

- программа развития ООН (UNDP),

- исследования Международного союза электросвязи (ITU),

- исследования Всемирного банка,

- исследования Всемирного экономического форума,

- а также программы, спонсируемые национальными агентствами [сюда включаются USAID (США), DFID (Великобритания) и Sida (Швеция)].

Правительства, международные организации и частный сектор ясно идентифицировали необходимость эффективной координации работ по снижению цифрового расслоения и предотвращению дублирования усилий в этом деле. Более подробный перечень соответствующих усилий и инициатив доступен по адресам: www.bridges.org/ereadiness и www.bridges.org/spanning/pdf/ . В табл. 1 приведен список, возможно, неполный, нескольких наиболее известных международных и национальных организаций, которые регулярно проводят исследования электронной готовности в международном масштабе.

Таблица 1. Характеристика ведущих организаций по анализу электронной готовности стран мира

Наименование организации (-ий)/проект

Электронный адрес

Основные направления деятельности

1.Азиатско-Тихоокеанская организация по экономическому сотрудничеству (АРЕС)/Готовность к э-коммерции

www.info.gov.hk/digital21/eng/

ecommerce/ec_assessment.html

Оценка готовности страны к электронной коммерции, проводимая посредством детальных анкетных опросов, сфокусированных на импорте/экспорте и политике

2. Исследовательское подразделение журнала Economist (EIU)/Готовность к э-бизнесу

www.ebusinessforum.com/index.asp ? layout=rich_story&doc_id=367& country_id=VN&channelid =6& categoryid=20&title=Introducing+the+ EIU%27s+e%2Dbusiness%2Dreadiness

+rankings+World

Оценка окружающей среды э-бизнеса стран:

     - его сетевого обеспечения по статистике, основанной на 70 различных индикаторах,

     - стратегий экономического развития,

     - перспектив политической стабильности,

     - состояния регулирования э-бизнеса,

     - политики налогообложения

     - открытости для торговли для торговли и инвестиций

3. World Times и IDC/Индекс информационного общества

www.worldpaper.com/2001/jan01/ISI/

2001%20Information % 20Society%20Ranking.html

Статистическое ранжирование 55 стран, основанное на 23 индикаторах использования ПК, Интернета, некомпьютерных ИТ (радио, телевидение) в правительстве, бизнесе, дома и в школах. Включает переменные, отражающие базовое школьное образование и гражданские свободы

4. World Bank/Матрица оценки знаний

www1.worldbank.org/gdln/kam.htm

Очень детальная статистическая оценка подготовленности страны к информационной экономике и информационному обществу, использующая 61 метрику по экономическому и институциональному режиму, по образованности и квалифицированности населения, динамичности инф

5. McConnell International и the World Information Technology and Services Alliance (WITSA)/Э-готовность

www.mcconnellinternational.com/

ereadiness/default.cfm.

Страны оценены по пяти категориям, включая инфраструктуру и доступ к ней, политику правительства, образование в области ИКТ и бизнес-климат по трехбалльной шкале оценок ("синий", "янтарный", "красный"); приводится обширный анализ данных и соответствующие

6. Center for International Development (CID) at Harvard и the World Economic Forum/Глобальные информационные технологии

www.cid.harvard.edu/cr/gitrr_030202.html

Книга "Глобальные информационные технологии. Отчет 2001-2002 гг.: Готовность к сетевому миру". Книга содержит профили 75 стран по синтетическому Индексу сетевой готовности, который базируется на состоянии экономического развития, использовании сетей, на в

7. World Bank/Сеть центрального и национальных порталов развития

www.developmentgateway.org , www.developmentgateway.org/

node/137849/cs-docs?d_id=1

Оценки рассматриваются как часть проекта Development Gateway (портал развития). Для каждой страны порталы развития характеризуют базовую оценку электронной готовности. В основу положена модифицированная методология оценки Центра международного развития пр

8. The Center for International Development at Harvard (CID) и IBM/ Э-готовность

www.readinessguide.org ; www.cid.harvard.edu/ciditg/research/library

Оценки начинаются с категоризации стран по четырем стадиям развития для каждой из 19 категорий, отражающих технологическую инфраструктуру, распространенность технологий, регулирующую и бизнес-среду. После проведения такой категоризации CID проводит более

9. University of Maryland, Center for International Development and Conflict Management (CIDCM)/Э-готовность

www.bsos.umd.edu/cidcm/

projects/leland.htm

Метод оценивает четыре типа информации для каждой страны: предпосылки и история, ключевые участники в развитии Интернета, развитие Интернета, политика в области ИКТ в течение определенного времени и договоренности между участниками развития Интернета в ст

10. World Bank, InfoDev/Э-готовность

www.infodev.org/

Развернутая программа исследования состояния инфраструктуры ИКТ большинства стран мира с использованием исчерпывающей системы метрик, включающей свыше сотни различных индикаторов и показателей

11. International Telecommunications Union (ITU)/ Развитие Интернета в странах - членах ITU

www.itu.int/ITU-D/ict/cs/

Чрезвычайно детальное изучение конкретной практики по инфраструктуре ИКТ, использованию ИКТ, по юридическим и регулирующим структурам и по макроэкономической и местной бизнес-среде в анализируемых странах мира. Включает статистическое ранжирование, основа

12. The Mosaic Group/ Развитие Интернета в различных странах

http://mosaic.unomaha.edu/gdi.html

Детальное изучение конкретного состояния Интернета в пределах той или иной страны в определенный момент времени путем измерения распространенности, географической дисперсии, использования в пределах экономики, развития инфраструктуры технологий, состояния

13. U.S. Agency for International Development (USAID)/Оценка состояния развития ИТ в стране

Отчеты по странам Центральной и Восточной Европы - http://www.usaid.gov/locations/

europe_eurasia/eeresources.html ; другие отчеты - www.usaid.gov/regions/

Детальные исследования практики стран с использованием рамочной структуры "Доступ, общественный сектор (правительственная политика, электронное правительство), частный сектор (использование), люди (обучение) и существующие программы развития"

14. European Information Technology Observatory (EITO)/Ежегодный глобальный обзор состояния и тенденций развития ИКТ

www.eito.com

Статистические данные по рынку ИКТ для большинства стран Европы, в том числе стран Центральной и Восточной Европы. Использует подробную классификацию секторов рынка (почти 50 различных индикаторов) и выпускается ежегодно.

В качестве базовой информации далее использованы статистические данные из "Ежегодного глобального обзора состояния и тенденций развития ИКТ" Европейской обсерватории информационных технологий (EITO). Главными доводами в пользу использования именно этого издания послужили три обстоятельства:

- этот ежегодник выпускается с 1993 г. и содержит исключительно подробную статистическую информацию по различным секторам рынка ИКТ для всех стран Европы; использование формализованной и не изменяющейся классификации секторов позволяет проводить сопоставительный анализ динамики изменения соответствующих показателей по годам;

- в каждом выпуске дается статистика за пять лет - фактические данные по трем годам, которые предшествуют году издания, и прогнозные данные на текущий и следующий годы; поскольку это издание продолжается более десяти лет, появились возможности, во-первых, для анализа динамики показателей развития ИКТ на достаточно больших интервалах времени, а во-вторых, для проведения оценок точности прогнозов на ближайшие периоды времени (в данном случае на текущий и следующий годы);

- наличие данных по России, которые публиковались до 2002 г. (после 2002 г. Россия перестала входить в число анализируемых стран); тем не менее наличие статистики почти за десять лет, т. е. с 1993 по 2002 гг., позволяет не только провести анализ динамики развития российских ИКТ, но и разработать прогноз на более длительный срок, в данном случае до 2010 г.

Справедливости ради нужно отметить, что близкая задача была поставлена и решена в рамках программы исследований infoDev по проекту 375-990628 "Индикаторы информационной инфраструктуры за 1990-2010 гг.". В этом проекте практически для всех стран мира, в том числе и для России, представлен богатейший статистический материал по развитию индустрии ИКТ. Особенность этого исследования состоит в том, что число оцениваемых показателей превышает несколько сотен, а период времени анализа охватывает 1991-2010 гг. В нем для периода 1991-2002 гг. приведены фактические данные, а для последующих лет - прогнозы по каждому показателю. Однако огромный объем материала данного исследования исключает возможность представления его в виде журнальной публикации. Тем не менее следует отметить, что применительно к России прогнозы, представленные в проекте infoDev, и прогнозы, полученные на основе данных EITO, в целом совпадают в пределах статистической погрешности (расхождение лежит в пределах 10-20%).

В основу предлагаемого прогноза развития российского рынка ИКТ положены данные, представленные в табл. 2. Она построена на основе информации, приводимой в отчетах EITO за соответствующие годы; вторая половина таблицы содержит прогнозные данные. верхняя строка прогнозных данных соответствует пессимистическому сценарию развития (рост показателей, близкий к линейному), а нижняя - оптимистическому сценарию (экспоненциальный рост показателей).

Таблица 2. Обобщенные показатели состояния и развития ИТ России, по данным EITO

Соответствующие прогнозы для пессимистического и оптимистического сценариев развития рынка информационных технологий в России приведены на рис. 1-7. В качестве комментариев к представленному прогнозу можно выделить два момента. Во-первых, на всех графиках отчетливо просматривается влияние уже забытого дефолта 1998 г.: показатели во все последующие годы испытали значительный спад; при желании можно оценить, каковы бы были показатели при отсутствии этого дефолта. Во-вторых, обращает на себя внимание ровное развитие практически всех основных показателей развития рынка ИТ; это приводит к тому, что разброс между линейной экстраполяцией (пессимистический сценарий) и экспоненциальной (оптимистический сценарий) в целом незначителен.

Рис. 1. Объем продаж ПК

Рис. 2. Объем продаж ПК

Рис. 3. Объем продаж серверов

Рис. 4. Объем продаж компьютерного оборудования с учетом офисного, сетевого и коммуникационного

Рис. 5. Объем продаж системного и прикладного ПО

Рис. 6. Объем продаж ИТ-услуг

Рис. 7. Суммарный объем ИТ-товаров и услуг

Версия для печати