АНАЛИТИКА

Рынок RFID ждет интеграторов

Технология радиочастотных идентификационных меток (RFID) входит в новую фазу своего развития, считают аналитики ABI Research (www.abiresearch.com). Ее пионером и вожаком выступила, как известно, крупнейшая американская розничная сеть Wal-Mart, предложившая ста своим основным поставщикам внедрить RFID до 1 января 2005 г. Однако, по оценкам ABI Research, к этому сроку поспеют лишь порядка 30% участников проекта, остальные же, несмотря на все желание и усердие, смогут догнать передовиков в лучшем случае лишь в будущем году. Аналитики связывают такое положение дел с явной нехваткой на рынке интеграторов, накопивших достаточный опыт работы с новой технологией. Если уходящий год был посвящен в основном фундаментальным вопросам RFID, таким, как стандарты и обучение, то будущий должен стать годом RFID-интеграции.

А пока радиочастотная технология переживает трудности роста, оживились приверженцы традиционной штрих-кодовой технологии, заявившие о ее развитии и превращении в реальную альтернативу RFID, во всяком случае на ближайшее время. Речь идет о разработанном фирмой Secure Symbology (www.securesymbology.com) коде Electronic Sequence Code (ESC). Главное отличие ESC от традиционных штрихкодов - сохранение в привычном ISO-стандартизированном печатном формате, считываемом обычными сканерами, уникального серийного номера продукта, позволяющего идентифицировать и отслеживать товар по всей цепочке поставок и защищающего его от подделки. Создатели ESC не отрицают неизбежности пришествия RFID, но акцентируют внимание на способности своего кода решить ряд идентификационных и логистических проблем на уровне, сопоставимом с RFID, а также на отсутствии необходимости инфраструктурных инвестиций для его внедрения.

Триумфальное шествие Wi-Fi продолжается

Согласно данным очередного квартального исследования Infonetics Research (www.infonetics.com), мировой рынок беспроводных сетей Wi-Fi демонстрирует быстрый рост. В течение III квартала нынешнего года поставки оборудования в штучном исчислении увеличились на 31%, а в денежном - на 9%, выйдя на уровень 784,5 млн. долл. Главным движителем является рост применения технологий беспроводной передачи данных во всех сегментах рынка: корпоративном, публичном и самом "горячем" - персональном.

Среди главных поставщиков, к коим относятся 2Wire, 3Com, Airespace, Ambit, Aruba Networks, Avaya, Belkin, Bluesocket, Buffalo Technology, Cisco, Colubris, D-Link, Ericsson, Foundry, Gemtek Systems, HP, Intel, Linksys, Meru Networks, Motorola, NETGEAR, Nokia, Nortel Networks, Proxim, SMC, Symbol, Trapeze Networks, U.S. Robotics, ZyXEL и др., лидирует Cisco с 16%-ной долей рынка, далее с 13% следует ее же подразделение Linksys.

В структуре продаж доминируют точки доступа (примерно 2/3 доходов), на долю адаптеров приходится менее четверти, остальное приносят шлюзы, коммутаторы и средства интеграции. Аналитики отмечают грядущее перераспределение долей продуктовых групп: так, в III квартале удивительным образом выросли продажи Wi-Fi-коммутаторов - на 80% в деньгах и на 127% по числу портов.

В Infonetics ожидают, что в 2007 г. объем мирового рынка оборудования Wi-Fi вырастет до 3,7 млрд. долл. и 84 млн. устройств.

Эти данные дополняют изыскания экспертов META Group (www.metagroup.com), утверждающих, что в 2006 г. половина американских предприятий будут располагать полнофункциональными беспроводными сетями (сейчас таковых порядка 30%). Этому главным образом будет способствовать совершенствование систем безопасности на базе новых технологий типа Wi-Fi Protected Access (WPA). Впрочем, аналитики не советуют уповать только на решение проблем аутентификации и шифрования с помощью WPA, а призывают уделять должное внимание постоянному мониторингу беспроводных сетей, способному выявить и нейтрализовать атакованные точки доступа и другие проявления неавторизованного проникновения, а также защите клиентских устройств. Только комплексный подход под контролем CIO обеспечит многоуровневую защиту корпоративных WLAN, считают в META Group. Естественно, такой подход требует адекватного финансирования.

Системы управления мобильными устройствами вырастут в 5-миллиардный рынок

По оценкам Strategy Analytics (www.strategyanalytics.com), значимость систем управления корпоративными мобильными устройствами в ближайшие годы настолько вырастет, что потребует примерно 10-кратного роста затрат предприятий - до ежегодного уровня в 5 млрд. долл. уже в 2010 г.

Аналитики отмечают, что на начальной фазе распространение мобильных технологий происходило вследствие реализации проактивной политики предоставления беспроводного доступа разъездным сотрудникам предприятий либо вынужденной реакции руководства компаний на нескоординированное самостоятельное приобретение работниками беспроводных устройств. По сравнению с парком настольных ПК в области мобильных устройств сложился настоящий зоопарк платформ, что заметно усложняет задачу эффективного администрирования корпоративной ИТ-инфраструктуры и сохранения целостности корпоративных ИТ-сервисов и открывает перед операторами и сервис-провайдерами перспективы расширения спектра услуг, в первую очередь малым и средним предприятиям. Помимо уже распространенных сервисов обновления мобильных приложений и конфигурирования удаленных устройств "по воздуху", они смогут привлечь компании такими предложениями, как блокирование устройства в случае его утери или кражи, удаленное шифрование данных, проведение синхронизации и резервного копирования, а также оптимизация по стоимости применения портативных устройств в смешанных сетевых окружениях, включающих глобальные, корпоративные и общедоступные беспроводные сети. В Strategy Analytics полагают, что если крупные корпорации предпочтут покупать ПО управления и строить на его основе собственные системы управления, то малые и средние предприятия скорее всего захотят сэкономить, ориентируясь на сравнительно недорогие смартфоны и предоставляемые операторами деловые сервисы типа электронной почты. В результате произойдет перераспределение структуры корпоративных мобильных расходов от софтверных лицензий в пользу управляемых сервисов.

Беспроводная электронная почта - обязательный элемент

Проведенное в США исследование Yankee Group (www.yankeegroup.com) показало, что беспроводная электронная почта является движителем развития глобальных беспроводных сетей. Аналитики выяснили, что эта технология превратилась из сопутствующего в основной инструмент повседневной работы как минимум для 35 млн. американцев, а это примерно 70% всех мобильных работников страны. Вопрос о необходимости корпоративной беспроводной почтовой службы уже не стоит, ИТ-менеджеры ломают голову, как ее правильно организовать и меньше платить, утверждают эксперты Yankee Group. В то же время им уже есть из чего выбирать - на рынке присутствуют разнообразные решения, которые условно можно разделить на три категории: клиентские для настольных ПК, защищенные брандмауэром и операторские.

О росте популярности беспроводного доступа к e-mail можно судить по развитию ситуации на мировом рынке карманных ПК (без учета смартфонов). Согласно данным Gartner (www.gartner.com) за III квартал, этот рынок впервые за несколько кварталов продемонстрировал существенный рост продаж - аж на 13,6%. В качестве одной из главных причин этого аналитики называют рост спроса на средства поддержки беспроводной электронной почты, целевым образом реализованных, например, в устройствах BlackBerry фирмы Research In Motion. В III квартале их было продано 565 тыс. шт., вследствие чего доля этой платформы выросла до 19,8% (Pocket PC досталось 48,1%, а Palm OS - 26,2%). В прошлом году за тот же период RIM смогла продать только 124 тыс. устройств и занять лишь 4,9% рынка.

Корпоративные мобильные расходы вырастут на 36%

Исследователи NOP World Technology (www.nopworld.com) провели опрос ИТ-менеджеров свыше 400 американских предприятий относительно текущего состояния дел и планов на 2005 г. в области применения мобильных и беспроводных решений. Оказалось, что уровень использования портативных устройств уже достаточно высок: сотовые телефоны в своих бизнес-процессах применяют свыше 70% компаний, ноутбуки - более 50%, КПК - около 40%, смартфоны - примерно 35%. Конвергенция не является главной проблемой - 58% ИТ-менеджеров не считают нужным оснастить работников единым устройством для передачи голоса и данных (в качестве обоснования они называли излишнюю громоздкость, низкую продолжительность работы от батарей и сложность обеспечения безопасности таких устройств). В то же время 67% опрошенных обратили внимание на важность приведения парка мобильных устройств к единой операционной платформе. В качестве основных сдерживающих распространение мобильных технологий факторов ИТ-менеджеры указали проблемы безопасности (77%) и высокую стоимость поддержки (72%).

В среднем американские предприятия планируют в 2005 г. увеличить свои расходы на мобильность на 36%.

Эра смартфонов наступит в 2005-м

Так считают аналитики Gartner, прогнозирующие в будущем году повышение статуса смартфонов до уровня повседневных бизнес-инструментов. Произойдет это на фоне превращения беспроводной электронной почты в одно из ключевых средств организации бизнеса. А в 2006 г. продажи смартфонов заметно превзойдут поставки карманных компьютеров - 20 млн. против 13 млн. шт.

Мобильный стиль работы с электронной почтой эксперты Gartner считают предпочтительным, так как он позволяет быстрее реагировать на множество деловых e-mail, приходящих на адрес пользователя. При этом и борьба со спамом, который фактически признается неистребимым злом, потребует меньше времени. Ожидается, что в 2008-м беспроводной доступ к e-mail будут иметь порядка 80% мобильных работников.

Аналитики также осторожно полагают, что распространение мобильных приложений э-коммерции (так называемой м-коммерции) будет происходить совсем не быстро, поскольку потребует новых сотовых аппаратов с поддержкой смарт-карт (скорее всего, вперед вырвется Азия). К 2008-му примерно 10% индивидуальных пользователей будут применять свои мобильные аппараты как потоковые видеоплейеры, однако в корпоративной среде такие приложения к тому времени распространения еще не получат.

Сотовые телефоны скорее удовлетворяют пользователей, чем наоборот

Такой вывод сделали аналитики Strategy Analytics, опросившие в ноябре свыше 600 продвинутых американских пользователей. Оказалось, что 62% респондентов считают, что приобретенные ими трубки вполне удовлетворяют ожиданиям или даже превосходят их. Пользователи по большей части довольны качеством экрана, длительностью работы от батареи, клавиатурой, пользовательским интерфейсом, объемом памяти и встроенным органайзером. А не устраивают их неудобство ввода текста, сложность работы с цифровой камерой и проблемы с обменом захваченных ею изображений.

Версия для печати