ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

- Сударь? Да-да, вы - кто создает Web-сервисы. Попрошу отойти от компьютера и заложить руки за голову. А вас троих, кто использует систему EAI для объединения бизнес-приложений, мне поручено препроводить в полицейский участок.

- В чем дело?

- Да в том, что все ваши разработчики и бизнес-пользователи, думающие, будто можно запросто строить Web-сервисы, сервисориентированные архитектуры и другие системы для интеграции приложений, данных и служб, являются страшными правонарушителями. И разобравшись с вами, мы возьмемся за всю остальную преступную компанию - разработчиков с открытым исходным кодом.

Думаете, я шучу? Хорошо бы так. Но в октябре, под пристальным вниманием многих средств технологической информации, федеральный суд Миссури вынес решение, чреватое разрушительными последствиями для создания нового ПО и интеграции продуктов.

Причиной этого стало дело, на первый взгляд не имеющее непосредственного отношения к ИТ и разработкам ПО. Производитель видеоигр Blizzard предъявил претензии к разработчикам, использующим открытый исходный код и создавшим бесплатное приложение BnetD, которое позволяет обладателям игр Blizzard играть друг против друга с помощью собственных игровых серверов вместо службы Blizzard Battle.net.

В основу принятого решения легли два вывода: разработчики BnetD, во-первых, нарушили EULA (лицензионное соглашение с конечными пользователями) для игр Blizzard, подтвержденное выбором опции "I agree" при инсталляции игр, а во-вторых (и это самое удивительное), - закон Digital Millennium Copyright Act (DMCA).

Подобно большинству дел, связанных с DMCA, в решении судьи по этому пункту ничего особо значимого нет. Оно по существу сводится к следующему: дезактивировав запрос на аутентификацию при запуске игры Blizzard, разработчики BnetD обошли нормы охраны авторского права.

Куда хуже вердикт суда по вопросу EULA. Читатели, согласные с позицией, изложенной в моих прошлых статьях, где говорилось о тирании и отсутствии в большинстве этих соглашений пункта об ответственности производителей, поймут, что сам факт судебной поддержки EULA наводит на грустные мысли.

Но судья пошел еще дальше и постановил, что если кто-то подписывается под EULA, то он тем самым юридически лишается ряда прав.

Тот, кто когда-нибудь читал EULA по программным продуктам и притом сумел в них разобраться, наверняка знает, что широта содержащихся в них ограничений часто доходит до абсурда.

Большинство производителей ПО, видимо, согласятся с тем, что их покупатели вправе использовать возможность взаимодействия продуктов - скажем, объединять различные приложения или доставлять информацию на портал или через Web-сервис.

Но как софтверная фирма, собирающаяся ради пользователей интегрировать свое ПО с другими продуктами, так и организация, налаживающая у себя EAI (интеграция корпоративных приложений), наверняка не обойдутся без той или иной формы реинжиниринга, чтобы разобраться в возможностях для взаимодействия. Нередко для этого достаточно просто проанализировать сетевые пакеты или открыть XML-файлы.

Однако EULA фирмы Blizzard в явной форме запрещает реинжиниринг, и судья сделал вывод, что разработчики BnetD нарушили лицензионный договор, даже если их действия не нарушают традиционные нормы авторского права. И из этого простого судебного решения следует, что для разработок и инноваций в сфере ПО наступают плохие времена.

Не верите? Гляньте на EULA для всего ПО, с которым работает ваша компания. Я удивлюсь, если вы найдете хоть сколько-нибудь продуктов, не воспрещающих реинжиниринг (и многое другое, что может вздуматься пользователю). Кто-то скажет, я преувеличиваю и Web-сервисы, EAI и им подобные технологии этим прецедентом не затрагиваются. Но DMCA нас научил, что результаты таких решений зачастую имеют гораздо более далеко идущие последствия, чем вначале думают люди. И сам факт появления успешных или неуспешных исков против разработчиков достаточен, чтобы заморозить инновации и исследования.

Конечно, есть какая-то надежда, что обжалование этого решения принесет удачу и судья, который будет заслушивать апелляцию, проявит лучшее понимание ПО и технологии, чем федеральный судья из Миссури.

Будь я в руководстве Blizzard, я бы не особенно радовался такому решению. Если исключить вероятность, что эта компания взяла на работу самых уникальных разработчиков ПО всех времен и народов, очень возможно, что им самим тоже приходилось заниматься реинжинирингом других приложений.

Администрации Blizzard, должно быть, придется нанимать вторую команду адвокатов для защиты от последствий своего же выигранного дела.

С директором eWeek Labs Джимом Рапозой можно связаться по адресу: jim_rapoza@ziffdavis.com.

Версия для печати