СТРАТЕГИИ

9 декабря было официально объявлено о том, что штат российских сотрудников корпорации Intel, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, превысил тысячу человек. В результате российское подразделение исследований и разработок - оно объединяет структуры в Нижнем Новгороде (370 специалистов), Сарове (120), Санкт-Петербурге (60), Новосибирске (220) и Москве (270) - стало крупнейшим за пределами США центром Intel по разработке программного обеспечения. Сообщая об этом, президент Intel в России Стив Чейз (Steve Chase) отметил, что всего в научно-исследовательских подразделениях корпорации - они есть также в Америке, Великобритании, Германии, Израиле, Индии, Испании, Китае, Швеции, Японии и на Тайване - работает около 6000 инженеров, ученых и технических специалистов.

Борис Бабаян (слева) и Стив Чейз искренне озабочены тем, как не растерять научные кадры и вернуть славу российской науке

"Мы предпочитаем не развивать аутсорсинг, а принимать на работу талантливых сотрудников", - сказал г-н Чейз и тут же подчеркнул, что правительство каждой уважающей себя страны должно соблюдать законы по охране интеллектуальной собственности и всячески улучшать условия труда инженеров и ученых, работающих на передовом крае науки и техники. Любопытно, что точку зрения Стива всецело разделяет и глава фирмы "1C" Борис Нуралиев, который при каждом удобном случае внушает аудитории, что продавать за рубеж надо не мозги, сырье и энергоносители, а готовые программные продукты, так как эти самые программные продукты обладают чудесным свойством: в отличие от светлых умов, нефти и газа, сколько их ни вывози, в стране-производителе их меньше не становится. Но многие чиновники столь простого факта осознать не в состоянии, в силу чего по-прежнему ставят на пути экспорта ПО всевозможные заслоны.

Однако вернемся к теме статьи. Прежде всего заметим, что до 2000-го (год основания центра американской корпорации в Нижнем Новгороде) собственных разработчиков у Intel в нашей стране не было. А особенно урожайным годом "прироста мозгов" стал 2004-й: именно в нем с открытием центров разработки в Санкт-Петербурге, Новосибирске (см. PC Week/RE, N 45/2004, с. 53) и Москве российский персонал научно-технических работников Intel более чем удвоился. Важно подчеркнуть, что с формальной стороны эти сотрудники числятся в российской компании со 100%-ным зарубежным капиталом (ЗАО "Интел А/О"), и потому все налоги с их деятельности попадают исключительно в отечественную казну. Надо полагать, для страны это лучший вариант, нежели чистая интеллектуальная эмиграция. Да и Intel такая ситуация, похоже, устраивает: ведь в каждой стране должностные оклады и премии рассчитываются исходя из сложившейся ситуации на местном рынке труда: как правило, к типичным для данного региона среднестатистическим заработкам профессионалов экстракласса прибавляется около 20%. Довольны и сотрудники - так, например, случаи переезда за рубеж нижегородских специалистов носят единичный характер.

Со времен Михайло Ломоносова известно: что в одном месте прибавится, то в другом - убудет. Ни для кого не секрет, что в московский центр разработки Intel (не считая "неостепененных" сотрудников, в нем трудится 50 кандидатов наук, восемь докторов, три лауреата Ленинской и пять - Государственной премии) почти полностью перешла команда члена-корреспондента Российской академии наук, доктора технических наук Бориса Арташесовича Бабаяна.

В Intel Борис Арташесович работает с августа 2004-го. Он занимает должность директора по архитектуре в подразделении программных решений (Software Solutions Group) корпорации, руководит глобальным проектом, включающим работы в области архитектуры вычислительных машин, технологий двоичной компиляции и безопасных вычислений, направленных на борьбу с вирусами (у Бориса Арташесовича есть идеи, как создать машину, которой не страшен ни один зловредный код).

До перехода в Intel Бабаян - в 1964-м он получил степень кандидата технических наук, семь лет спустя стал доктором, а в 1984 г. был избран членом-корреспондентом РАН - являлся научным руководителем ЗАО МЦСТ (www.elbrus.ru) - правопреемника ТОО "Московский центр SPARC-технологий", начавшего свою деятельность в апреле 1992 г. на базе отделений Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева РАН (ИТМиВТ, www.ipmce.ru), который был создан постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1948 г.

Напомним, что именно в ИТМиВТ, где Борис Бабаян работал с 1956-го по 1996 гг., в 1977-1984-м был построен симметричный многопроцессорный вычислительный комплекс "Эльбрус-2", использовавшийся в Центре управления космическими полетами, в области ядерных исследований (Арзамас-16, Челябинск-70) и на объектах Министерства обороны (коллективы разработчиков "Эльбруса-2" удостоены Ленинской и Государственной премий). В 1985-1994 гг. в ИТМиВТ создается 16-процессорный вычислительный комплекс "Эльбрус-3", быстродействие которого в два раза выше, чем у CRAY-YMP. Из-за распада СССР и прекращения государственного финансирования "Эльбрус-3" (на конечной стадии в его разработке участвовало ТОО "Московский центр SPARC-технологий") так и не был запущен в серийное производство...

Заслуги Бориса Арташесовича, обладателя пяти российских и одиннадцати американских патентов, признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. В конце ноября было объявлено, что ему присвоен высший корпоративный титул производителя процессоров номер один -Intel Fellow*1. Это самое почетное звание для деятелей науки, внесших выдающийся вклад в развитие технологий и ИТ-индустрии. Его имеет лишь 41 из 80 000 с лишним сотрудников американской корпорации. Необходимо также подчеркнуть, что Бабаян стал первым европейским ученым, удостоенным титула Intel Fellow.

_____

*1 Точного перевода на русский язык данный титул не имеет. Его можно интерпретировать как "Заслуженный инженер-исследователь Intel".

Справедливости ради отметим, что американской компании Борис Арташесович отдает не все рабочее время. До конца 2005 г. он будет продолжать исполнять обязанности директора Института микропроцессорных вычислительных систем РАН и курировать работы, ведущиеся в "Эльбрус Интернэшнл". Пользуясь случаем, напомним, что до недавнего времени ядро "Эльбрус Интернэшнл" составляли специалисты с 30-летним стажем работы в области ИТ, создавшие несколько поколений мощных вычислительных систем, до сих пор используемых в космических и оборонных программах. Интересно, куда побегут те, в чьи руки передана "эстафетная палочка"?

Версия для печати