ERP      

Infor покупает фирму MAPICS

Сегодня, когда рынок ERP консолидируется, вендор, для того чтобы остаться конкурентоспособным, должен быть крупной компанией с оборотом не менее 500 млн. долл. Так объяснил обнародованное в конце января решение совета директоров фирмы MAPICS (www.mapics.com) о ее продаже группе Infor Global Solutions (www.infor.com) президент MAPICS Дик Кук. Сделка - в случае ее одобрения акционерами компании и регулирующими органами США она должна завершиться в середине II квартала нынешнего года - приведет к созданию шестого по величине игрока рынка ERP с годовым доходом 600 млн. долл. и числом клиентов во всем мире 17,5 тыс. Впереди Infor, по данным AMR Research, остаются SAP, Oracle, Sage-Best, Microsoft Business Solutions и SSA Global, которые, как показала история со слиянием Oracle и Peoplesoft, тоже не прочь расшириться за счет поглощения своих конкурентов.

И Infor, и MAPICS ориентированы на промышленные предприятия среднего масштаба, причем последняя имеет богатый опыт работы в автомобильной отрасли и на заводах с дискретным технологическим циклом. За 2002 - 2004 гг. это уже четырнадцатая покупка группы Infor, пополнившей свой портфель продуктами таких фирм, как Aperum, Brain, Daly.commerce, Future Three Software, Incodev, Lilly Software, Mercia Software, NxTrend, Varial. Цели подобной политики очевидны: отраслевая и региональная экспансия, расширение клиентской базы и партнерской сети. В этом плане действия Infor и ее ближайшего соседа по шестерке лидеров фирмы SSA Global (поглотившей известную у нас компанию Baan) мало чем различаются. Кстати, по неподтвержденным слухам, аналогичные предложения MAPICS получала и от SSA Global (в качестве претендентов называют еще Microsoft и Intentia). Купив MAPICS, группа Infor расширит свое региональное присутствие с 45 до 70 стран и тем самым существенно усилит позиции в Китае, Японии, Индонезии, Малайзии, Северной Америке и Центральной Европе.

Как пояснил Дик Кук, аналогичные цели ставило перед собой и руководство MAPICS, но по достижении в прошлом году оборота в 173 млн. долл. им стало понятно, что проще влиться в крупную компанию, чем расширяться за счет поглощений самостоятельно. История MAPICS началась тридцать лет назад, когда сама компания еще не родилась, но под этим именем одно из подразделений IBM выпустило MRP-систему. В 1992 г., через несколько лет после появления на рынке линейки машин AS/400, корпорация, желая активизировать разработку приложений для этой платформы, отпустила MAPICS в самостоятельное плавание. Сначала та слилась с известным разработчиком ERP-систем для AS/400 фирмой Marcam, но затем, в 1997 г., они разделились. Интересно отметить, что сегодня Marcam входит в состав SSA Global. В последующие годы MAPICS купила фирмы PivotPoint (за 48 млн. долл.) и Frontstep (за 25 млн. долл.), предлагающие решения на платформах Windows и Unix. Frontstep имела свое представительство в Москве, которое было преобразовано в местный офис MAPICS.

Свое нынешнее название группа Infor получила сравнительно недавно, после того как германский разработчик ERP-системы infor:COM был куплен компанией Agilisys, выделившейся в 2002 г. из корпорации Systems & Computer Technology. За спиной Agilisys, переименованной ныне в Infor Global Solutions, стоят мощные венчурные фонды Golden Gate Partners и Summit Partners, которые и финансировали все упомянутые выше покупки ERP-вендоров.

Несмотря на то что штаб-квартиры Infor и MAPICS находятся рядом в городе Алфаретте (шт. Джорджия), между ними есть существенная разница. Infor - компания частная, а MAPICS - публичная. Предполагаемая покупка будет осуществляться путем приобретения ценных бумаг MAPICS за наличные, после чего они перестанут продаваться на фондовых рынках. Хотя Дик Кук называет предложенную цену 12,75 долл. за акцию очень выгодной, многие аналитики не разделяют этого мнения, указывая на то, что она лишь на 10% превышает текущие биржевые котировки. Тем не менее суммарный объем сделки составляет около 350 млн. долл. Планы у Infor весьма амбициозные: в нынешнем году она намерена довести свой оборот до 770 млн. долл., а в 2006-м - до 1,3 млрд. долл. Разумеется, такие темпы достижимы только при продолжении агрессивной политики покупки конкурентов.

Руководители Infor обещают интегрировать операционную деятельность MAPICS со своим бизнесом в течение трех месяцев, а вот выработка стратегии развития продуктовых линеек, по их мнению, может потребовать не менее трех лет. Специфические проблемы ждут и многострадальных российских партнеров обеих компаний. Напомним, что фирма "Фронтстеп СНГ" только что пережила слияние Fronstep с MAPICS, в процессе которого новые хозяева настойчиво предлагали ей сменить бренд (последствия такого шага, будь он осуществлен, могли бы оказаться весьма негативными для бизнеса "Фронтстеп"). До сих пор у Infor в СНГ был лишь один партнер - компания "ЭпикРус". Что произойдет теперь? Сохранит ли "Фронтстеп СНГ" статус представительства теперь уже не MAPICS, а Infor? А если сохранит, то не придется ли "ЭпикРусу" становиться партнером второго уровня, взаимодействующим с вендором через "Фронтстеп СНГ"? А ведь "ЭпикРус" еще не до конца разобралась с подобными проблемами, возникшими после слияния компаний Epicor и Scala. Подождем развития событий до апреля.

Версия для печати