Оплошности, ошибки и неверные решения, которых в 2005 г. мы надеемся увидеть меньше или не увидеть вовсе

Патентное безумие

Энн Чен

Патенты придуманы для поощрения нововведений. Но в 2004 г. складывалось впечатление, что единственным подлинным нововведением были судебные речи о защите патентных прав.

Если адвокаты не предупредили пользователей Linux, что эта операционная система потенциально нарушает 283 патента (не вступивших в законную силу), то эту роль должны были сыграть заявления фирмы Eola о том, что ее битва с Microsoft по поводу патента на веб-браузер еще не закончена.

Проблема отчасти связана с необоснованной выдачей патентов. Электронный книжный магазин Amazon претендует на обладание патентом на использование браузером куки-файлов. А Apple хочет запатентовать пользовательский интерфейс своего плейера iPod. Это уже слишком. К счастью, Microsoft и Sun договорились о прекращении спора о патентах, касающихся технологии Java. По крайней мере на время.

Латание дыр

Камерон Стардевант

Пакеты исправлений могут предоставляться бесплатно. Но исправление ошибок в ПО - процесс дорогостоящий. Непрекращающийся поток жестких эксплойтов часто заставляет латать программное обеспечение на ходу. А это, в свою очередь, вызывает необходимость тратить много времени, энергии и - да-да - денег на устранение проблем, которые возникают, когда пакеты новых исправлений используются для устранения обнаруженных ранее.

Определенную помощь оказывают инструменты установки исправлений. Продукты таких производителей, как Shavlik Technologies, BigFix и St. Bernard Software, позволили менеджерам ИТ навести подобие порядка в хаосе исправлений. Но подлинное решение проблемы состоит в том, чтобы устранить или хотя бы резко снизить количество исправлений. А надежды на это связаны исключительно с тем, что приложения с самого начала будут разрабатываться более тщательно.

Тупоумные уведомления

Джим Рапоза

Спам доставляет неприятности. Рост количества бесполезных сообщений, без всякой необходимости заполняющих наши почтовые ящики, - совсем не то, о чем мы мечтаем. Однако этот рост не прекращается. И виноваты в том вовсе не спамеры или создатели вирусов. Сообщения с самыми добрыми намерениями отправляют несколько запутавшиеся администраторы антивирусных шлюзов.

Причем немало систем настроены таким образом, чтобы отвечать на каждое заблокированное ими сообщение, содержащее вирус. Но подобным системам явно невдомек, что уже на протяжении долгих лет большинство вирусов подменяет адрес отправителя. А это означает, что многие из нас ежедневно получают десятки, а то и сотни автоматически генерируемых сообщений о том, что послание, которого мы не отправляли, содержит вирус.

Администраторы шлюзов оказали бы самим себе и всем остальным большую услугу, отключив рассылку таких уведомлений.

Беззубое законодательство о технологиях

Есть вещи, которые нельзя смешивать: масло и вода, выпивка и управление автомобилем и конечно же технология и законодательное регулирование.

Например, как мы и предсказывали еще до его принятия, закон о CAN-SPAM (Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing) оказался не в состоянии остановить спам. Он лишь защитил все виды спама, рассылаемого крупными коммерческими компаниями.

Действительно, в минувшем году специалистам ИТ и общественным группам, контролирующим деятельность компаний, необходимо было бдительно следить за новыми законами, способными помешать техническому прогрессу в целом или какому-либо из его этапов. Такой характер носит закон о стимулировании (Induce Act), проект которого был внесен сенатором Оррином Хэтчем (республиканец от шт. Юта). Если этот закон будет принят, он может сделать противозаконным использование жестких дисков.

В 2004 г. нам пришлось иметь дело и с последствиями принятых в прошлом плохих законов вроде закона об авторском праве в эпоху цифровых технологий (Digital Millennium Copyright Act), а также с негативными и потенциально очень далеко идущими судебными решениями, касающимися тайны переписки по электронной почте и использования Интернет-адресов. Джим Рапоза

Замок DRM

Скоростной, дешевый, широкополосный Интернет - это ставшая явью мечта продавцов распространяемого в электронной форме контента.

К несчастью, для крупнейших владельцев контента, таких, как RIAA (Recording Industry Association of America) и MPAA, эта мечта является кошмаром. Они предпочитают привлекать потенциальных покупателей, вызывая их в суд, вместо того чтобы предлагать им свои услуги.

Слишком многие владельцы контента превращают свои активы в мертвый груз и дожидаются появления совершенной, не поддающейся взлому технологии защиты цифрового контента (Digital Rights Management, DRM). Такая технология, вероятно, никогда не будет разработана. Любой порядок DRM, допускающий контроль за клиентами в широких пределах, к чему стремится индустрия развлечений, будет неприемлем для пользователей.

Всемирному картелю обладателей прав на цифровой контент следует прекратить беспокоиться по поводу Сети и полюбить ее, заняв более либеральную, более открытую позицию. За этим последует приток клиентов - и прибылей.         

Потоки данных наводняют компьютеры

Питер Коффи

В 1984 г. компьютеры PC-XT имели жесткие диски объемом 10 Мб и использовали дискеты, на которых помещалось 360 Кб информации. Для создания резервной копии всего винчестера требовалось 30 дискет.

Типичный ПК образца 2004 г. обладает диском объемом по меньшей мере в 40 Гб. Чтобы создать его резервную копию с помощью поставляемого обычно в комплекте с компьютером пишущего дисковода CD, необходимо 60 компакт-дисков. Такой растущий дисбаланс в области технологии резервного копирования опасен. Опасность растет по мере того, как все большая доля данных, относящихся к бизнесу, и сведений личного характера создается в электронной форме и не имеет бумажной копии, по которой можно было бы восстановить утраченную информацию.

Самое время предложить пользователям ПК компьютеры, оснащенные иерархическими системами хранения. В них должны сочетаться автоматические инструменты архивирования в режиме офлайн и интуитивно понятные средства, облегчающие резервное копирование и соответствующие растущим потребностям в хранении данных.

Когда "анти" недостаточно

Один из уроков этого года заключается в том, что эффективности на уровне 95% недостаточно, чтобы воспрепятствовать распространению спама, вирусов и шпионского ПО. Для борьбы с такими противниками производителям необходимо разработать более совершенные, адаптивные стратегии и инструменты.

Что касается систем обмена мгновенными сообщениями, то слишком многие продукты перекладывают на плечи администраторов борьбу с угрозами типа "День ноль" (Day Zero), следуя установленным политикам. У перегруженных менеджеров ИТ скорее всего нет времени на выработку этих политик. Между тем полное отсутствие централизованно управляемых приложений, позволяющих удалить шпионское ПО с корпоративных компьютеров, затрудняет администраторам борьбу с этой угрозой корпоративным данным. Майкл Кейтон

Управление жизненным циклом в поисках стандарта

Генри Балтазар

Средства управления жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM) помогают менеджерам ИТ анализировать данные и переносить их на более дешевые носители. Концепция достаточно простая. Но эта простота и порождает проблему: практически любое средство управления хранением, включающее инструменты для переноса, защиты или анализа данных, может претендовать на то, чтобы называться системой ILM.

Индустрии хранения следует стандартизировать процесс управления жизненным циклом информации, и сделать это нужно как можно скорее. При наличии стандартов производители смогут создавать системы, взаимодействующие между собой. А при нынешнем положении любой менеджер ИТ, который захочет реализовать ILM, вынужден надолго связать себя с одним производителем (и его партнерами), чего не должно быть, когда речь идет о новых технологиях.   

Соблазняя помощью в соблюдении законов

Закон Сербейнса - Оксли не регулирует технологию. Но из-за того что производители в этом году снабжали все свои продукты ярлыком "Отвечает закону Сербейнса - Оксли", можно подумать, будто любое развернутое на предприятии приложение подлежит правовому регулированию.

Несомненно, технология и регулируемые этим законом бизнес-процессы тесно переплетены. Руководителям информационных служб необходимо использовать решения, обеспечивающие прозрачность бизнес-процессов. Но производители информационных продуктов, помогающие компаниям соблюдать требования правового регулирования, рассчитывают получить в будущем году 5,8 млрд. долл. Эта цифра приводится аналитической фирмой AMR Research.

Мы не осуждаем их за желание получить свой кусок пирога. Но когда программы, предназначенные для исследования Интернета, преподносятся как необходимые для выполнения требований закона Сербейнса - Оксли, производители ПО заходят несколько дальше, чем следовало бы. Энн Чен

Раздражающая мультимедийность

Питер Коффи

У дизайнеров веб-сайтов было достаточно времени, чтобы понять разницу между рекламными объявлениями (призванными привлекать внимание людей) и веб-контентом (который должен отвечать потребностям того, кто зашел на сайт целенаправленно). Мультимедийная домашняя страница напоминает оркестр перед входом в бакалейный магазин: она лишь занимает место и понапрасну расходует время того, чья единственная цель - получить техническую поддержку или совершить транзакцию.

Проблема здесь не только в эстетике. Обилие мультимедийного контента затрудняет обнаружение на сайте вредоносных программ и доставку контента на альтернативные устройства или людям с ослабленным зрением. Давайте потребуем повышения качества обслуживания потребителей контента.

Версия для печати