БИЗНЕС

15 февраля корпорация Intel (www.intel.ru) в лице своего регионального директора в СНГ Иэна Дрю сообщила об основных итогах развития бизнеса в прошлом году. Финансовых данных по России и другим государствам СНГ компания не раскрывает, поэтому о заявленном г-ном Дрю перевыполнении планов мы можем судить по косвенным показателям, главный из которых - невиданный рост инвестиционной активности Intel в нашей стране.

Иэн Дрю:

 "Мы пережили поистине рекордный год"

В первую очередь компания усилила маркетинговую поддержку местных производителей компьютеров: в 2004-м число российских участников соответствующих программ Intel выросло на 1309 (в полтора раза!) и на конец года составило 4172 фирмы. В наступившем году рост продолжился: на 1 февраля список расширился до 4352. Всего по СНГ маркетинговую поддержку Intel сейчас получают свыше 6400 сборщиков.

Корпорация стала более акцентированно работать с массовым конечным потребителем в регионах - число городов СНГ, где в 2004-м прошли разнообразные публичные акции и мероприятия Intel, направленные на популяризацию информационных технологий и собственной продукции, выросло до 100 (с 35 в 2003-м).

Результат столь высокой активности не заставил себя ждать: в структуре продаж существенно увеличились доли процессора Pentium 4 (на 50%) и платформы Centrino (на 30%).

Удивила Intel и рекордным для одного региона количеством форумов для разработчиков (IDF) - в прошлом году их состоялось аж три: в Москве, Киеве и Новосибирске. Надо сказать, что инвестиционная программа компании в области исследований и разработок (R&D) за 12 лет формирования в нашей стране собственной научно-исследовательской инфраструктуры достигла пика своего развития. За год суммарный штат российских R&D-центров Intel более чем удвоился и превысил тысячу человек (среди них член-корреспондент РАН, 12 докторов и около 80 кандидатов наук, три лауреата Ленинской и пять - государственных премий, авторы 70 изобретений и патентов). В 2004-м были открыты новые центры сразу в трех городах - Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге (еще два центра по разработке ПО действуют с 1992 г. в Сарове и с 2000-го - в Нижнем Новгороде). В результате Россия стала второй в мире (после США) страной, где сконцентрирован самый мощный R&D-потенциал корпорации.

По словам Иэна Дрю, в Intel ценят вклад своих российских исследователей в разработку ПО для семейства процессоров Pentium, в создание средств VTune и Intel Compiler и в разработку библиотек Intel Performance Libraries, реализующих алгоритмы цифровой обработки сигналов, визуализации изображений, распознавания речи и т. п. Сотрудники R&D-центров корпорации в России вошли в состав экспертной группы по разработке решений для "цифрового дома", сгенерировали концептуальные решения для стандарта высокоскоростной беспроводной связи 802.11n и доказали корректность этих концепций путем модельных экспериментов. Кроме того, они разработали и внедрили в производственные технологии модели физических процессов для оптимизации цикла производства полупроводников.

Еще одно любопытное начинание Intel - открытие в Нижнем Новгороде центра маркетинговых программ. Это уникальное для всего региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) подразделение, созданное, как отметил г-н Дрю, по личной инициативе президента компании и главного директора по операциям Пола Отеллини, уже насчитывает более 40 сотрудников, а к 2006-му их число может вырасти до сотни.

Безусловно, надо отдать должное растущим масштабам образования в сфере использования информационных технологий в учебном процессе в рамках всемирной благотворительной программы Intel "Обучение для будущего". В прошлом году в ней приняло участие свыше 80 тыс. российских учителей и студентов педагогических вузов, общее же число прошедших такую подготовку в 76 центрах на территории России приблизилось к 110 тысячам. В нынешнем году согласно планам корпорации программой будет охвачено еще 100 тыс. человек, или 20% от общего количества участников акции во всем мире. Для этого в ближайшее время планируется открыть в нашей стране еще 29 учебных центров.

Помимо традиционного продвижения своих технологий для настольных ПК - самого массового компьютерного сегмента, Intel все больше фокусируется на таких быстро растущих областях российского ИТ-рынка, как беспроводные и мобильные решения и серверные системы.

Иэн Дрю привел данные исследовательской компании Dataquest, согласно которым российский рынок мобильных ПК в 2004 г. удвоился. При этом доля ноутбуков в общем объеме продаж персональных компьютеров возросла с 7,6% в 2003 г. до 13,7% к концу 2004-го. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к миллиону, а в 2008-м (это уже прогноз J’son & Partners) превысит отметку в 1,78 млн. устройств. В этом сегменте Intel занимает доминирующее положение. По словам г-на Дрю, доля ноутбуков на базе ее архитектуры на конец 2004 г. в России составила около 92%, причем каждый третий такой ноутбук был произведен по технологии Centrino.

По данным J’son & Partners, сегодня в России в восемь раз больше, чем в 2002 г., продается ноутбуков с поддержкой технологии беспроводной связи Wi-Fi. Но очевидно, что беспроводная функциональность мобильной платформы Intel не может быть полноценно реализована без построения соответствующей инфраструктуры. Поэтому Intel прикладывает немалые маркетинговые усилия к тому, чтобы стимулировать появление все новых общедоступных точек беспроводного доступа (хотспотов). Корпорация распространила на российские регионы специальную маркетинговую программу, предусматривающую, в частности, проверку Wi-Fi-зон на совместимость с системами на базе Centrino. Первый этап этой программы стартовал в Екатеринбурге и Новосибирске (там в ближайшие месяцы будет создано около 150 хотспотов) и постепенно охватит остальные регионы России, а также другие страны СНГ. Эксперты J’son & Partners подсчитали, что на конец 2004 г. в нашей стране официально было развернуто свыше 200 хотспотов, а к 2008-му этот показатель может вырасти до 1250-1500 точек. Пользоваться ими на регулярной основе будут 25-30 тыс. человек, из которых бизнес-пользователи составят 55%. Как отметил г-н Дрю, серверный сегмент российского рынка в прошлом году рос опережающими темпами (21%) по сравнению со средним показателем для всего региона EMEA (12%). По его словам, доля серверов на базе архитектуры Intel составила 93,5% в штучном измерении и 57% в стоимостном. Компания отмечает взрывной рост поставок систем на базе Itanium 2: сейчас в России и некоторых странах СНГ в стадии реализации находится свыше 120 крупномасштабных проектов по внедрению высокопроизводительных серверных систем на базе этого процессора. Для сравнения: в 2003 г. число таких проектов составило лишь пятнадцать. Доля 64-разрядной архитектуры в структуре поставок серверов на процессорах Intel достигла 23%.

Мы все привыкли к образу Intel как сверхпреуспевающей ИТ-компании, которая не только во многом определяет направления развития индустрии, но и обеспечивает стабильность отрасли как в мире, так и в нашей стране. Поэтому немаловажно, что 2004-й стал восемнадцатым годом подряд, завершенным корпорацией с прибылью (при обороте в 34,2 млрд. долл. ее объем составил 7,5 млрд., что на 34% больше, чем в 2003-м). Выросли продажи практически всех видов продукции: процессоров, чипсетов, системных плат, устройств беспроводной связи, модулей флэш-памяти. Однако свой бизнес корпорация развивает во все более усложняющейся конкурентной среде, что требует переосмысления технологической, продуктовой, финансовой и маркетинговой стратегий. В прошлом году ей пришлось потратить рекордную сумму в 7,5 млрд. долл. для выкупа непривилегированных акций (очевидно, с целью поддержания биржевого курса). А 17 января года нынешнего было объявлено о кардинальной реструктуризации компании с формированием пяти подразделений: - Mobility Group (разработка платформ для ноутбуков и карманных вычислительных и коммуникационных устройств); - Digital Enterprise Group (разработка платформ для вычислительной и коммуникационной инфраструктуры, служащей для построения законченных корпоративных решений); - Digital Home Group (разработка вычислительных и коммуникационных платформ в рамках концепции "цифрового дома"); - Digital Health Group (разработка, продвижение и внедрение продукции для медицины и здравоохранения); - Channel Products Group (поиск путей дальнейшего расширения деятельности корпорации на глобальных рынках).

Все эти подразделения будут подчиняться Полу Отеллини и главному исполнительному директору корпорации Крейгу Барретту.

Версия для печати