Истекший 2004 г. стал наиболее успешным за всю историю фирмы "1С" (www.1c.ru). На февральском семинаре партнеров, прошедшем 25-27 февраля в московской гостинице "Космос" и собравшем свыше 1300 человек, было обнародовано немало рекордных показателей.
Мультимедиа, игры и обучающее ПО
Выпустив 186 новых наименований игровых и обучающих программ, фирма "1С" в 2004 г. нарастила продажи домашнего ПО до 7,5 млн. копий, перекрыв результат 2003 г. более чем в полтора раза. Сегодня она выступает как дистрибьютор, разработчик и издатель, предлагая на рынке как отечественные диски, так и локализованные зарубежные программы. Среди последних особо отметим культовую игру DOOM 3 и игры от Microsoft, впервые появившиеся в России в недорогом легальном варианте jewel по цене около $3 за диск. Отметим также, что тенденция снижения цен на программы домашнего назначения себя исчерпала, сменившись на тенденцию к их медленному повышению.
Как рассказал директор фирмы Борис Нуралиев, ходовой ассортимент игровых и обучающих программ достиг 6000 наименований, что создает проблемы для розничных магазинов, особенно небольших, которые могут выставить на витрины лишь 1000-3000 дисков. В поддержку розницы выпущена "1С:Игровая система" - программный автомат, способный по запросу продавца быстро выдать деморолик и снимки экрана для любого игрового диска. Пакет занимает на компьютере десятки гигабайт и обеспечивается ежемесячным обновлением.
Борис Нуралиев: "Итоги 2004 г.
очень хорошие, но и в наступившем
году есть над чем поработать"
Заметно усилилась внутренняя конкуренция между играми. Так, если покупатель два года назад выбирал из двух-трех "3D-стрелялок", то сегодня ему предлагается около тридцати. Рентабельность продаж дисков, не попадающих в список хитов, снизилась, в ответ на что решено увеличивать процент хитов.
В 2004 г. открыто новое направление - выпуск звукозаписей литературных произведений в формате MP3 (серия "1С:Аудиокнига"). Как это было и с мультимедиа-дисками в конце 90-х, основным потребителем аудиокниг сегодня является Москва. Через несколько лет ожидается рост интереса к подобной продукции со стороны регионов.
В прошедшем году на треть расширился ассортимент программ, предлагаемых фирмой "1С" для сферы образования. Добавлены учебники и пособия по информатике, экономике, обществознанию и истории. Разработаны новые диски по физике, химии и методической подготовке к единому государственному экзамену, изданы программы по математике и русскому языку для дошкольников. Учебники новой серии "1С: Школа" строятся на основе платформы "1С:Образование 3.0". Всего фирмой "1С" в 2004 г. выпущен 21 новый образовательный программный продукт.
Весной 2005 г. в 28 тысяч российских школ будет поставлено семь образовательных комплектов, разработанных по заказу Министерства образования РФ и Национального фонда подготовки кадров.
Экономические программы
Продажи программ экономического назначения за 2004 г. увеличились на треть (в денежном исчислении), причем основной прирост дала система "1С: Предприятие 8.0" и конфигурации к ней. Особо отметим выпущенную с начала сентября комплексную конфигурацию "1C:Управление производственным предприятием" (УПП) - она позволила партнерам продвинуться на рынок более крупных внедрений. По состоянию на 24 февраля 2005 г. (т. е. за неполные полгода) УПП приобрели более 440 предприятий, которые планируют автоматизировать свыше 16 тыс. рабочих мест.
В чем причина спроса на "восьмерку"? В стране активно идут процессы слияния и поглощения, образуются холдинговые структуры, которым нужно единообразным способом ставить бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. Управляющая компания каждого холдинга заинтересована в том, чтобы информация из филиалов стекалась к ней для эффективного контроля и управления.
Борис Нуралиев признал успех платформы: "Мы действительно вышли на рынок крупных предприятий, оставив (с помощью "семерки") за собой прежний рынок". Однако здесь обнаружилось несколько подводных камней. Во-первых, внедренческие фирмы сети "1C: Франчайзинг" и так перегружены работой, а специалистов не хватает. Доходит до того, что даже очень серьезные холдинги получают отказы. Во-вторых, крупные предприятия требуют иного обращения и особой культуры работы большими проектными командами. У партнеров "1С" мало опыта администрирования и ведения сложных внедрений, а также подготовки решений, работающих с большой нагрузкой. "Спрос на УПП есть, и сейчас главная задача - удовлетворить его с нужным качеством", - сказал Борис Нуралиев.
Что же "1С" предпримет в сложившейся ситуации? Прежде всего компания начнет совершенствовать типовую систему обеспечения качества работы франчайзи - в нее будет включена процессная методология управления проектами, основанная на международном стандарте PMBoK (Project Management Body of Knowledge, см. www.pmi.org). Помимо этого фирма будет курировать ряд наиболее крупных и сложных проектов, выполняемых партнерами, а также прорабатывать вопросы взаимодействия с крупными системными интеграторами.
Отличную динамику показывает сегмент автоматизации торговли. Здесь суммарный рост продаж решений системы "1С: Предприятие" в 2004 г. превысил 75%, из них 62% обеспечила конфигурация "1С: Управление торговлей 8.0" (УТ). Эту конфигурацию выбрали более 3100 предприятий, автоматизировавших свыше 20 тыс. рабочих мест. А 31 декабря прошлого года выпущена обновленная редакция (10.2) УТ, дополненная множеством полезных функций.
В последние три месяца началось усиленное продвижение "1С: Предприятия 8.0" на наиболее массовые сегменты рынка. Катализатором этого процесса стал выпуск учетных решений "1С: Бухгалтерия 8.0" (в конце ноября) и "1С: Зарплата и Управление персоналом 8.0" (в начале декабря), завершивший комплекс базовых конфигураций для "восьмерки". В результате объем поставок систем "1С: Предприятие" в целом (суммарно по всем версиям) за декабрь 2004 г. превысил аналогичный показатель 2003 г. на 60%.
25 января 2005 г. выпущена финальная версия программы "1С: Предприятие 8.0. Web-расширение" (v8.1c.ru/web/). Эта добавка к платформе 8.0 позволяет практически с любого компьютера (даже карманного), оснащенного браузером и подключенного к Интернету, работать с системой "1С: Предприятие 8.0".
И другое+
Заметное развитие наблюдается в дистрибуции ПО западных компаний - за 2004 г. продажи в денежном выражении выросли на 57%.
С февраля 2004 г. в рамках направления "1С: Дистрибуция" начато издание программ делового назначения разных отечественных разработчиков. На данный момент под маркой "1С:Дистрибуция" вышло 27 программных продуктов от шести компаний: ABBYY, Acronis, ALT Linix, ASP Linux, LinuxCenter и UserGate. Их продукты выпускаются на производственном участке компании "1С" и распространяются через ее партнерскую сеть.
Набирает силу проект "1С: Консалтинг". С одной стороны, он взращивает перспективный рынок консалтинговых услуг, предлагаемых партнерами для автоматизируемых предприятий, а с другой - консолидирует опыт и готовит кадры для сообщества "1С". Как отметила руководитель направления "1С: Консалтинг" Марина Слесаренко, "никто не хочет платить за совет, все хотят платить за эффект".
В нынешнем году кардинально изменяется порядок бюджетного учета. Бюджетные учреждения должны перейти на новые правила до 1 октября 2005 г. Фирма "1С" разработала соответствующие решения - выпущен новый программный продукт "1С: Бухгалтерия 7.7 ПРОФ для бюджетных учреждений". Задача беспрецедентна по своим масштабам: число клиентов по всей стране, которых партнерам "1С" нужно будет обслужить до октября, может превысить 58 тысяч.