КОНСАЛТИНГ

Известная консалтинговая компания Accenture (www.accenture.com) объявила об изменениях в стратегии и тактике своего департамента финансовых услуг в России. В посвященной этому событию пресс-конференции приняли участие и руководители Альфа-банка, где в начале нынешнего года совместно с Accenture был завершен проект "Меркурий" по развертыванию розничной сети "Альфа-банк Экспресс".

Применяя в России свою глобальную стратегию, охватывающую бизнес-консалтинг, проектирование и внедрение технологических решений, управление и аутсорсинг бизнес-процессов, Accenture адаптирует ее к особенностям местного рынка. Основным своим конкурентным преимуществом компания считает комплексный подход (от выработки бизнес-концепции до ее реализации), опирающийся на альянсы с такими фирмами, как SAP, Microsoft, Oracle, Siebel. Фирма работает с финансовыми группами, обеспечивая взаимодействие банков со страховыми и инвестиционными компаниями, а также брокерами.

В последние годы она значительно усилила российский департамент консалтинга по оказанию финансовых услуг: этими вопросами занимается четвертая часть сотрудников местного отделения. Здесь компания предлагает ряд собственных разработок: в области потребительского кредитования (система Credex), в секторе мобильного мультиканального банкинга (пакет Meridea), а также страхования (средство урегулирования убытков Claims solution). Среди услуг Accenture в области бизнес-консалтинга - повышение капитализации фирм, подготовка их к эффективному сотрудничеству с иностранными партнерами, интеграция бизнеса в ходе слияний и поглощений.

Анализируя основные особенности финансового рынка страны, глава российского представительства Accenture отметил прежде всего быстрый рост потребительского кредитования. Наблюдаемое последние несколько лет снижение маржи заставляет задуматься о себестоимости операций, что становится особенно важным при переходе к массовому обслуживанию. Не все гладко с проверкой платежеспособности клиентов. Отсутствуют адекватные скоринговые системы для оперативного анализа данных о заемщике. Не ведется статистическая обработка сформированного им портфеля. По мнению экспертов Accenture, основной проблемой розничного бизнеса в России является отсутствие централизованного кредитного бюро, позволяющего накапливать информацию о клиенте и формировать его кредитную историю. Без таких статистических данных эффективность скоринговых систем, какими бы совершенными они ни были, останется низкой.

"Альфа-банк Экспресс" - сделано с умом

Альфа-банк - самый крупный частный банк в стране, он имеет 72 филиала в России и на Украине, 41 отделение в Москве, дочерний банк в Казахстане. Банк предоставляет все виды финансового обслуживания: корпоративное, инвестиционное и розничное, ставшее одним из ключевых направлений его развития. Розничный бизнес Альфа-банка охватывает 30 регионов страны. Им обслуживается около 850 тыс. пластиковых карт, более 1 млн. клиентов - частных лиц и свыше 30 тыс. юридических. В январе этого года завершился проект "Меркурий", призванный автоматизировать розничный бизнес банка и выполненный им совместно с компанией Accenture. В ходе его реализации в Москве открыто 27 отделений нового формата банковского обслуживания частных лиц - "Альфа-банк Экспресс". Их клиентами стали 150 тыс. человек, получившие возможность пользоваться унифицированными услугами и продуктами, находясь в любом отделении, дистанционно работать со счетами в режиме 24ґ7, обслуживаться через телефонный центр и пр.

Компания Accenture выступала как генеральный подрядчик и системный интегратор, отвечающий за построение технологической платформы проекта "Меркурий". Как сказал в своем выступлении директор по информационным технологиям Альфа-банка Сергей Меднов, выбор в 2001 г., когда начинался проект, пал на Accenture еще и потому, что на российском рынке не было другой западной компании, обладающей русскоговорящими специалистами с необходимыми знаниями и опытом. Совместно с Accenture была создана программа построения нового розничного бизнеса, выбрана технологическая платформа, в состав которой включены автоматизированная банковская система Equation и пакет Equation Branch Automation фирмы MISYS (Великобритания), а также ряд других программных продуктов. В задачи Accenture входило управление проектом, в том числе его бюджетом, сроками внедрения, рисками. Проектирование системы было завершено в начале 2002 г., а в декабре этого же года открылось пилотное отделение "Альфа-банк Экспресс". На следующих этапах была расширена функциональность системы и открыт доступ к продуктам и услугам по альтернативным коммуникационным каналам, проведено нагрузочное тестирование. В январе 2005-го завершилось внедрение средств мониторинга и планирования производительности комплекса.

Параллельно с построением розничного бизнеса в банке реализовывался ряд других масштабных ИТ-проектов, что требовало синхронизации и координации планов и усилий проектных команд. Одним из основных факторов успеха явилось вовлечение в эту работу руководства банка, что позволяло оперативно принимать необходимые решения. Учитывая сложность и новизну проекта для российского рынка, Accenture активно привлекала международных экспертов из других своих офисов.