В развитии общества существенную роль играет темп роста ВВП, который, в свою очередь, связан с увеличением инвестиций в обновление производства, повышение производительности труда и качества продукта.

Один из путей эффективного увеличения ВВП - создание и внедрение новых изделий и технологий в различных сферах производства. Темпы появления новых изделий и технологий напрямую зависят от уровня инженерного образования и состояния науки. Чем этот уровень выше, тем больше появляется изобретений, получающих патенты. Нужно четко представлять, что только через запатентованные изобретения, которые внедряются инженерными кадрами в производство, возможно его развитие, а значит, и интенсивный рост ВВП.

В свою очередь, на престижность изобретательства большое влияние оказывает отношение общества к этой проблеме и, в частности, участие средств массовой информации. Нужно больше сообщать о достижениях инженерного творчества, о новых технологиях и их внедрении в производство, о роли патентования. Для развития творчества масс необходимо постоянно создавать ореол важности и престижности этой деятельности. Больше рассказывать о выставках, конкурсах и их результатах, писать о жизни инженерного корпуса России, который формирует ее могущество.

Внедрение новых технологий и изделий всегда сопряжено с риском. Особенно это касается предприятий с солидным оборотом капитала, для которых переход на новую технологию и выпуск новых изделий требуют серьезных капиталовложений. Сейчас же для повышения производства чаще используются освоенные решения, а это связано только с пополнением оборудования. Но это путь экстенсивного развития производства, который дает слабый рост ВВП.

Для развития новаторских решений и новых технологий, как известно, наиболее подходящей является среда мелкого и среднего предпринимательства. В большинстве случаев человек, выдвинувший новую идею, стремится ее реализовать, создавая малое предприятие, иногда в недрах большой компании. Удачная реализация нового изделия или технологии при минимальных капитальных затратах приводит к становлению малого предприятия. Поэтому более крупные компании, как правило, стремятся использовать проверенные изделия и технологии, а новые обкатываются на малых предприятиях с целью уменьшения риска и повышения своей доходности. Таким образом, малое предприятие является полигоном для проверки эффективности предлагаемых новых изделий и технологий и также способствует увеличению занятости населения.

Однако чтобы этот процесс развивался, необходимо законодательство, которое обеспечит возможности реализации выдвинутых идей. Для этого необходимо:

а) создать условия, обеспечивающие построение нового дееспособного малого предприятия; упростить процедуры его оформления и получения льготных кредитов и льготного налогообложения на производство по патенту изделий и внедрение технологий;

б) уточнить и дополнить новую редакцию Патентного закона от 07.02.2003 г., которую обещали более десяти лет; предполагалось, что закон действительно создаст условия для интенсивного развития изобретательства и увеличения числа патентов.

Отметим, что с целью упрощения процедуры оформления правительством предприняты определенные меры. Но, как показывает опыт, эти меры недостаточны для интенсивного развития изобретательства; тем не менее после многолетнего застоя началось движение по пути совершенствования закона.

Новая редакция Патентного закона (2003 г.) по ряду статей и пунктов (ст. 22, 30 и др.) приблизила его к стандартам Всемирной торговой организации (ВТО). Однако важнейшего положения этого закона, по которому государство должно было стимулировать создание и использование изобретений (объектов промышленной собственности - ОПС), устанавливать авторам и хозяйствующим субъектам, использующим эти изобретения, на определенное время льготные условия налогообложения и кредитования, в новой редакции (ст. 34) не оказалось, хотя оно должно было быть разработано правительством еще к концу 1992 г. Известно, что во всем мире, кроме России, имеются льготы на продукцию, использующую изобретения.

В Патентном законе редакции 2003 г. исчезло важное положение старой редакции о создании "Федерального фонда изобретений России", которое также не было выполнено правительством. Этот фонд должен был осуществлять отбор изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, приобретать на них права патентообладателя на договорной основе и содействовать их реализации в интересах государства.

В новой редакции закона не оказалось четкого определения изобретения, зато было введено оригинальное положение (ст. 13, п. 3), какого нет в патентных законах цивилизованных стран, связанное якобы с отложенной уплатой пошлины, если изобретатель передает исключительное право, т. е. отказывается от патента в пользу гражданина или юридического лица, намеревающегося применять его. Это ожидание использования изобретения ограничивается двумя годами.

В цивилизованных странах пошлину и налог на патент можно уплачивать через 7-9 лет после подачи заявки, которая фиксирует новацию - приоритет изобретения. Это дает возможность в течение семи лет оценить рациональность предлагаемого изобретения, найти области его внедрения и на основании этих данных принять решение о получении патента. При этом сохраняется приоритет по заявке. Подобные правила стимулируют развитие изобретательства и научно-технический прогресс.

В ст. 13 п. 4 видна забота о национальной безопасности по внедрению соответствующего патента, однако ответственность правительства, связанная с материальной компенсацией по использованию патента, формулируется словом "соразмерная", но не указано, кто будет ее определять. По-видимому, такой пункт появился в результате исключения "Федерального фонда изобретений России" из новой редакции.

Введенный в новую редакцию Патентного закона раздел VI "Особенности правовой охраны секретных изобретений", о необходимости которого писалось более десяти лет, предусматривает только формальные положения, связанные с работой с секретными документами. В этом разделе отсутствуют обязательства правительства содействовать использованию секретных изобретений, не предусматриваются меры, способствующие развитию секретных изобретений, важных для обороноспособности страны.

Государственная дума и правительство в этом VI разделе закона показали, что они не стремятся к созданию новых средств вооружения. Не видна заинтересованность Министерства обороны и Генерального штаба, а также Комитета по обороне Думы в повышении уровня вооружения и его интенсивного развития.

Приведенные предложения и замечания к новой редакции (2003 г.) Патентного закона демонстрируют, насколько слабо правительство и Дума осознают влияние изобретений инженерного корпуса на темпы увеличения ВВП, на рост оборонного потенциала страны, на повышение конкурентности наших товаров на международных рынках.

Замечания к редакции Патентного закона служат ярким примером бюрократического отношения правительства, практически исключившего себя из процесса научно-технического развития. Такая политика самоустранения при создании законов о развитии изобретательства и малого промышленного бизнеса, которые обеспечивают эффективный рост ВВП, должна быть пересмотрена. К этому призывает обращение Президента, предлагающего удвоить ВВП за десять лет.

Об авторе: Ярослав Афанасьевич Хетагуров, доктор технических наук, профессор МИФИ.

Версия для печати