РЕЦЕНЗИИ
Андердал К. Цифровое видео для "чайников". 3-е изд. Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2004. - 352 с.
Цифровые технологии шагают по планете, открывая "чайникам" возможности, которые ранее были доступны только профессионалам. Компьютеры, видеокамеры и прочая техника уменьшаются в размерах, дешевеют, обрастают новыми функциями, превращаясь в привычные предметы домашнего обихода. В доме копятся видеокассеты с записями семейных торжеств, забавных эпизодов с домашними животными, поездок по разным странам... И все же чего-то в них не хватает для увлекательного показа своим приятелям.
Осмелюсь предположить: если вы всерьез задумались над тем, как из отснятого любительского видеоматериала смонтировать приличный фильм, который не стыдно показать друзьям, значит, вы не абсолютный "чайник". Возможно, вы еще смутно представляете себе, в какое гнездо нужно вставить кабель, соединяющий компьютер и видеокамеру, но уже готовы потратить время на то, чтобы разобраться с форматами видеосигнала и прочими техническими подробностями, без чего ваш творческий порыв так и не получит материального воплощения. В этом случае книга "Цифровое видео для "чайников"" - именно то, что вам нужно.
Ее можно читать с конца, с середины и даже с начала, поскольку ключевые сведения и понятия автор не поленился повторить несколько раз в различных местах, а при упоминании какого-либо действия с техникой или программным приложением обязательно дает ссылку на тот раздел, в котором оно подробно описано. Еще одна особенность книги - параллельное рассмотрение аппаратных и программных средств, позволяющих работать с видео на PC и на Macintosh.
Автор показывает основные приемы редактирования видеоизображений на примере программ iMovie и Pinnacle Studio. Видеоредактор iMovie распространяется для пользователей Macintosh свободно, а пробная версия Pinnacle Studio записана на прилагаемом компакт-диске.
Вставляю CD-ROM в дисковод... И тут-то меня поджидает неприятность: инсталляционная программа не может найти несколько файлов с примерами, которые автор предлагает использовать как исходный материал для обучения видеомонтажу, и отказывается завершить установку. Оказывается, файлы на CD есть, но их длинные имена при изготовлении мастер-диска для заводского тиражирования были обрезаны, так что инсталлятор не смог их распознать. Пришлось повозиться часок над собственной версией диска, чтобы обойти это досадное затруднение. Жаль, что кто-то схалтурил, испортив весь тираж издания!
Первая часть книги - "Подготовка к цифровому видео". Здесь автор рассказывает о многих полезных вещах, например, советует, как подготовить компьютер к обработке цифрового видео и подобрать хорошую видеокамеру.
Прежде чем приступить к собственно видеомонтажу, вам потребуется какой-либо исходный материал. Во второй части говорится о том, как отснять качественные видеоролики, перенести их в компьютер и даже как обработать аналоговые записи с кассет VHS. А поскольку видео - это не только изображение, но еще и звук, то затрагиваются и вопросы звукового сопровождения фильма.
Прочитав третью часть - "Видеомонтаж", я поняла, что с приличным компьютером и соответствующим ПО монтировать фильм не просто, а очень просто: титры, переходы, ускорения-замедления, голос за кадром, спецэффекты создаются двумя щелчками мыши! Конечный результат скорее будет ограничен вашими режиссерскими способностями, чем техническими средствами.
Четвертая часть, "Распространение видеофильмов", посвящена тому, как экспортировать цифровые материалы на пленку, записывать фильмы на CD и DVD и даже как распространять их через Интернет; там же приведен обзор стандартов DVD.
В пятой части, названной "Великолепные десятки", вы найдете дюжину советов о том, как создавать еще более качественные видеоклипы, а также краткий обзор инструментов, которые помогут сделать съемку фильма более эффективной: штативов, выносных микрофонов, дополнительных источников освещения...
Смонтировав с помощью этой книги свой первый двухминутный ролик, я почувствовала, что мне сильно не хватает режиссерского образования. Быть может, в ближайшем будущем кто-то из звезд киноиндустрии возьмется написать книгу "Режиссура для "чайников""?