Корпорация нацеливает свои бизнес-приложения на крупных клиентов

Деннис Каллаген

Корпорация Microsoft всеми силами пытается привлечь внимание крупных организаций к программным продуктам, выпускаемым ее подразделением Microsoft Business Solutions (MBS). С этой целью она активно заимствует опыт двух главных конкурентов - SAP AG и Oracle, опираясь на модель компонентных приложений и сервисно-ориентированную архитектуру.

Свои планы в данной области Microsoft обнародовала на мартовской конференции Convergence, которая прошла в калифорнийском городе Сан-Диего. Они стали результатом первой фазы проекта Green, проводимого с целью унификации кодовой базы всех приложений MBS - Great Plains, Solomon, Navision, Axapta и Microsoft CRM. Но как ни подчеркивают представители корпорации свое стремление создать такую единую основу, многие из принявших участие в конференции клиентов и партнеров Microsoft считают, что на это потребуется не менее пяти лет. Сами же редмондцы никаких сроков не называют, ограничиваясь заявлениями, что унификация будет проведена только на завершающей фазе проекта Green.

В цвете Green

Пока же в рамках этого проекта выполняется ряд инициатив, призванных сделать бизнес-приложения Microsoft более приемлемыми для крупных организаций. На протяжении ближайших трех лет корпорация собирается совершенствовать линейку MBS путем дополнения ее компонентов ролевыми интерфейсами, оснащения их функциями бизнес-анализа, расширения возможностей подготовки отчетов. В качестве средства для достижения таких целей выбран инструментарий SQL Server и Excel. Кроме того, планируется улучшить возможности совместной работы с помощью SharePoint Services и обеспечить интеграцию приложений с Web-сервисами.

На втором этапе проекта Green, который начнется в 2008 г., все приложения MBS должны быть переведены на сервисно-ориентированную архитектуру, в основу которой положено моделирование бизнес-процессов. Это, как утверждает Microsoft, позволит корпоративным пользователям производить заказную доработку программного обеспечения при минимальной технической переподготовке персонала.

Опрошенные в ходе конференции клиенты Microsoft восприняли планы корпорации с одобрением, хотя перспектива унификации кодовой базы породила некоторую настороженность.

"Как мне кажется, проект Green у многих вызывает недоверие, - сказал, например, Том Терни, менеджер корпорации Beltservice из города Эрс-Сити (шт. Миссури), использующий в своей работе Axapta. - Всех тревожит, как это скажется на уже развернутых приложениях. Очень не хотелось бы через пару лет услышать о прекращении технической поддержки, а потом решать, что лучше: заниматься их сопровождением самостоятельно или переходить на новые версии".

Microsoft постаралась развеять такие опасения, объявив на конференции о продлении сроков полномасштабной поддержки своих продуктов с трех до пяти лет начиная с момента их выпуска. Онлайновая же поддержка будет оказываться на протяжении восьми лет, исчисляемых от этой же даты. Анонсировала корпорация и новый уровень обслуживания Deluxe, которым смогут воспользоваться клиенты с годовым доходом свыше 75 млн. долл. Такой шаг стал еще одним свидетельством того, что Microsoft нацеливается на верхние эшелоны рынка программного обеспечения.

Что же касается упомянутой выше корпорации Beltservice, то, как рассказал Терни, здесь уже проведена заказная доработка исходного текста Axapta и подготовлены специалисты по используемому в этом продукте языку Х++. Правда, теперь возникли опасения, что вложенные средства могут быть просто утрачены. Так произойдет, например, если Microsoft заставит всех клиентов использовать в качестве инструментария разработки Visual Studio .Net. Впрочем, сам Терни признает, что в конце концов такая переориентация должна себя оправдать.

Своими тревогами поделился с нами и Чарльз Фейстер, системный программист фирмы Hutchens Industries из города Спрингфилд (шт. Миссури), использующей приложение Navision. "Microsoft делает много хорошего, но при этом оставляет некоторые бреши, - считает он. - Взгляните хотя бы на их операционную систему и приложения для Интернета: здесь приходится постоянно латать дыры".

Фейстера порадовало сообщение Microsoft о предстоящей реализации элементов Green в разрабатываемой версии Navision 4.0. Особенно ему понравилось, что новинка будет интегрирована с SharePoint и в ней появится ролевой интерфейс пользователя. О смене же кодовой базы Navision он пока даже не задумывается, так как это произойдет еще не скоро.

"Все приложения используют разные языки, опираются на разные концепции, - аргументирует Фейстер свою точку зрения. - Navision в корне отличается от Great Plains, а у Great Plains мало найдется общего с Axapta. Унификация приложений займет немало времени, и Microsoft слишком велика, чтобы не предвидеть этого".

Внимание, которое уделяет Microsoft крупным клиентам, вовсе не означает пренебрежения интересами малого бизнеса, - такую точку зрения высказала в интервью Лора Рестье, менеджер фирмы Digital Content Factory (Виннипег, пров. Манитоба, Канада), где с Great Plains работает всего 12 человек. "Не бороться за крупного заказчика было бы просто глупо, - говорит она, - но я не думаю, что ради этого корпорация начнет игнорировать небольшие компании наподобие нашей".

Представители Microsoft уже заявили, что появления нового поколения продуктов, в котором будут полностью реализованы преимущества проекта Green, осталось ждать не так уж долго. По их словам, до этого момента комплект MBS претерпит не более чем пару серьезных обновлений. Одновременно корпорация предупреждает, что на пути к поставленной цели могут возникать и проблемы. Освоение этой технологии потребует перехода на новую версию СУБД SQL Server под условным названием Yukon (без нее нельзя будет воспользоваться аналитическими инструментами Green), а доступ к Web-сервисам нового поколения Indigo будет обеспечен только в следующей версии Windows.

"Кое-что достаточно будет просто обновить, кое-что потребует работы по переходу, а в некоторых случаях придется вносить серьезные корректировки, - заявил Дейв Куломб, генеральный менеджер исследовательского центра MBS в г. Фарго (шт. Северная Дакота). - Уровень проблем придется определять в каждом конкретном случае отдельно". По словам Куломба, переходить на проект Green пользователи смогут "в свойственном каждому из них темпе".