ОС

x64 Editions, Longhorn, Athens...

Состоявшаяся в конце апреля в Сиэтле (США) 14-я ежегодная конференция Microsoft Windows Hardware Engineering Conference (WinHEC) ’2005, собравшая более 2800 участников, прошла под знаком знаменательной вехи в развитии платформы Windows: ровно двадцать лет назад на весенней выставке Comdex была впервые публично представлена Windows 1.0 (ее продажи начались осенью того же года). Такой юбилей - хороший повод вспомнить о былых временах, подвести итоги...

А начиналось все это в сентябре 1981 г., еще до начала продаж первых IBM PC, когда стартовал проект по созданию графической оболочки для MS-DOS под скромным названием Interface Manager, которая спустя два года получила фирменное имя Windows, а еще через два года стала рыночным продуктом. История его превращения в могущественную платформу, работающую сегодня на всех видах вычислительной техники - настольной, серверной, встроенной, мобильной, - в общем-то всем известна. Не касаясь технологических аспектов этого чудесного превращения, отметим только то, что оно демонстрирует самые сильные стороны Microsoft - упорство в достижении цели, веру в успех.

Вспомним, что от начала создания Interface Manager до реального рыночного успеха, который стал виден только с появлением Windows 3.1, прошло более 10 лет. За это время подобные проекты прекратили, не дождавшись признания пользователей, не менее десятка конкурентов, в том числе и такие, как IBM. Потом такая же ситуация повторилась в виде противоборства IBM OS/2 и Windows NT...

Однако справедливости ради нужно отметить, что историческая тема на WinHEC’2005 была лишь фоном, а речь по большому счету шла о более прагматичных вещах. В центре внимания ключевого доклада председателя совета директоров и главного софтверного архитектора Microsoft Билла Гейтса были вопросы стратегии развития Windows в третьем десятилетии, а также представление инновационных решений, которые стали доступными уже сейчас или появятся в ближайшем будущем.

Билл Гейтс с прототипом

"ультрамобильного"

семидюймовогоTablet PC

Главным событием конференции был анонс выпуска новых 64-разрядных изданий серверной и клиентской ОС Microsoft - Windows Server 2003 x64 (несколько вариантов: Standard, Enterprise, Datacenter) и Windows XP Professional x64, предназначенных для работы на аппаратных платформах на базе процессоров Intel Xeon и Pentium 4 с поддержкой технологии Intel Extended Memory 64 (EM64T), а также AMD Opteron и Athlon 64. Напомним, что архитектура x64 в отличие от процессоров Itanium не является полностью 64-разрядной, в ней основной акцент сделан на поддержку расширенной адресации памяти, а собственно вычисления выполняются на 32-разрядном ядре процессора, дополненном некоторыми 64-разрядными возможностями обработки. Однако именно это позволяет эффективно использовать такие компьютеры для работы как с новыми 64-разрядными, так и с традиционными 32-разрядными приложениями. Принимая во внимание приемлемую стоимость таких систем, можно предположить, что именно Windows x64 могут дать старт широкому применению 64-разрядных вычислений на массовом рынке.

В частности, Windows XP Professional x64 позволяет теперь работать на рабочих станциях с физическим объемом ОЗУ до 128 Гб и использовать до 16 Тб виртуальной памяти. Такое увеличение доступных ресурсов (в 32 и в 1000 раз соответственно по сравнению с 32-разрядной клиентской ОС) смогут по достоинству оценить пользователи в таких областях, как разработка игр, инженерные и научные расчеты, САПР, создание мультимедийного контента.

На WinHEC’2005 о выпуске компьютеров и периферийного оборудования с поддержкой архитектуры x64 объявили практически все ведущие производители аппаратных средств. В свою очередь, лидеры софтверного рынка сообщили о наличии или подготовке к выпуску в ближайшее время более 400 популярных приложений, оптимизированных для работы в среде Windows x64. Со своей стороны, Microsoft представила пакет SQL Server 2000 Service Pack 4, позволяющий использовать в СУБД Microsoft все возможности AMD Opteron и Intel Xeon EM64T.

Как заявил Билл Гейтс, новые версии Windows x64 будут формировать основное направление повышения вычислительной мощности серверной и клиентской платформ Microsoft до конца 2006 г., когда им на смену должна прийти Longhorn - ОС нового поколения.

В более ранних представлениях Longhorn основное внимание уделялось технологическим и архитектурным инновациям этой будущей ОС. На этот раз главный акцент был сделан на функциональные возможности. В первую очередь были выделены вопросы безопасности. В частности, новая система будет обладать интегрированной защитой от разного вида вредоносных программ (вирусы, спам и т. д.), которая при этом будет в минимальной степени влиять на производительность системы с точки зрения пользователя. Во-вторых, за счет применения единого слоя аппаратной абстракции должны значительно упроститься установка и развертывание приложений, в том числе с учетом необходимости поддержки различных конфигураций и языков. Существенные улучшения должны произойти в средствах администрирования, которые, в частности, позволят проводить установку обновлений без перезапуска ПК. Особое внимание будет уделено созданию инструментов автоматизированного и удаленного администрирования.

Демонстрируя прототип Longhorn, Билл Гейтс рассказал о нескольких путях повышения эффективности работы пользователей. Например, значки папок и пиктограмм смогут автоматически отображать реальное содержание и состояние соответствующих файлов. Работу с документами можно будет вести с помощью метаданных (например, в терминах имен авторов, тем, ключевых слов). Это позволит, в частности, сортировать файлы не по месту их физического хранения, а по содержательным признакам. Широкое использование XML-форматов даст возможность выполнять такие операции, как просмотр и печать документов без активирования приложений, в которых создавались эти файлы.

На WinHEC’2005 было объявлено, что появление первой бета-версии Longhorn запланировано на нынешнее лето. Но уже сейчас Microsoft представила несколько маркетинговых программ, которые должны помочь индустриальным партнерам начать подготовку к освоению новой ОС: Longhorn-Ready PC Program (ознакомление с техническими требованиями к аппаратным платформам), Longhorn Logo Program (тестирование на совместимость) и Next-Gen Windows OS PC Design Competition (конкурс на лучшие решения в области дизайна).

Не было забыто на конференции и мобильное направление Windows. На этот раз основное внимание уделялось представлению достижений производителей новых моделей Tablet PC, которые смогли реализовать как новые наборы функций этих устройств, так и возможности их миниатюризации. Наиболее эффектной была демонстрация "ультрамобильного" полнофункционального планшетного ПК с экраном 7 дюймов по диагонали, с поддержкой автономного питания от батареи на весь день и постоянным подключением к беспроводной сети.

С большой заинтересованностью обсуждались на конференции перспективные вопросы сотрудничества Microsoft с производителями оборудования, поставщиками контента и сервис-провайдерами в области реализации новых концепций дизайна персональных компьютеров. Были продемонстрированы новые образцы прототипов Athens PC и Windows Home Concept соответственно для делового и домашнего применения. Об этих новинках мы расскажем в последующих публикациях.

Версия для печати