ВЫСТАВКИ

В середине апреля в Москве прошла 5-я международная выставка фотооборудования, фотоматериалов и цифровых медиатехнологий "Фотофорум-2005" (www.photoforum-expo.ru), традиционно организуемая компанией "Мидэкспо" (www.midexpo.ru). По ее информации, в нынешнем году экспозиции более 250 фирм-участниц разместились в шести павильонах выставочного центра "Сокольники" на общей площади 19 тыс. кв. м, и их посетили свыше 65 тыс. человек (из них - 30,9 тыс. специалистов; для сравнения: на прошлогодней выставке с продукцией 205 фирм-участниц познакомились 50,4 тыс. человек, из них 27,5 тыс.- специалисты; сохранилась и динамика прироста числа посетителей: в 2003-м на выставке побывало 36,3 тыс. человек).

Как обычно, на форуме были широко представлены зарубежные и отечественные производители фотооборудования, фотоматериалов, аксессуаров и сопутствующих товаров, дистрибьюторы и торговые компании, фирмы, предлагающие различные фотоуслуги. В специально выделенной зоне были размещены стенды небольших корейских компаний, а также Корейской ассоциации предприятий оптической промышленности (Korea Optical Industry Association, KOIA, www.koia.or.kr). Цель их участия в выставке (как, впрочем, и остальных экспонентов) - поиск партнеров и продвижение своей продукции на российский рынок.

Цифровая фотокамера Sony Cyber-Shot T7

Деловая программа "Фотофорума" включала серию презентаций нового оборудования, семинаров по вопросам организации бизнеса на рынке фотоуслуг. Кроме того, в расчете на профессиональных фотографов были организованы два мастер-класса по предметной и портретной фотосъемке, а также по портретной ретуши (их провели фотограф-консультант швейцарской компании Bron Elektronik Урс Рехер и автор популярных книг по работе с Photoshop Катрин Айсман).

Уже третий год подряд в период работы выставки были определены победители конкурса "Продукт года"; на сей раз - по 28 номинациям (в прошлом году по 19-ти). Кроме того, впервые в рамках "Фотофорума" состоялся конкурс фотографий, полученных с использованием мобильных телефонов со встроенными фотокамерами (камерофонами). Сделанные таким способом снимки посетители могли сразу же распечатать с помощью фотокиосков или компактных фотопринтеров.

На форуме был проведен также круглый стол, на котором представители крупнейших фотокомпаний, российской торговой фирмы "Техсоюз" и сети профессиональных фотолабораторий "ФотоПро" обсудили состояние фотоиндустрии и перспективы ее развития.

Они еще раз подтвердили, что российский фоторынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в мире и еще далек от насыщения. Конкуренция как на мировом, так и на отечественном рынках цифрового фотооборудования постоянно усиливается, проявляют активность всё новые игроки. Это заставляет поставщиков заниматься не только техническим совершенствованием продукции, но и думать о снижении цен.

Правда, есть и такие, кто - по разным соображениям - уходит с рынка цифровых фотокамер. Например, подобный шаг решила предпринять японская Kyocera (http://global.kyocera.com). Собственно, она сделала несколько шагов: имея в своем портфеле цифровые аппараты под двумя торговыми марками (серии Kyocera и Contax), компания в минувшем году прекратила выпуск одной из них - Kyocera, а недавно объявила о том, что в конце нынешнего года закончит продавать также изделия второй серии (выпуск цифровых фотокамер под маркой Contax будет завершен летом текущего года). Вместо этого Kyocera сосредоточит усилия на разработке и производстве сверхкомпактных цифровых фотокамер для мобильных телефонов.

Мировой рынок притормаживает

По прогнозу Camera and Imaging Products Association (CIPA, www.cipa.jp/english), объем мировых поставок цифровых фотокамер в нынешнем году вырастет почти на 20,8%, до 72,2 млн. шт. Однако темпы роста при этом несколько замедлятся: в 2004-м объем поставок вырос по сравнению с 2003-м на 37,7%, до 59,77 млн. шт. Эксперты отмечают, что растет популярность зеркальных цифровых фотокамер со сменным объективом (single-lens reflex - SLR): в декабре минувшего года на их долю приходилось 20% (в стоимостном выражении), или 7% (в штучном исчислении) объема глобальных поставок цифровых фотоаппаратов.

Прошедшая в феврале выставка PMA 2005 (http://pma2005.pmai.org) обозначила приближающуюся смерть 3-мегапиксельных фотокамер: из представленных весной цифровых новинок ведущих производителей (более шести десятков моделей) лишь несколько имели разрешение 3 мегапиксела (с российского рынка ушли пока лишь одно- и двухмегапиксельные аппараты). Новым начальным уровнем становятся цифровые модели с разрешением 4 и 5 мегапикселов стоимостью 150 долл.

Широкий модельный ряд цифровых камер (многие из них фактически являются более сложными мультимедийными устройствами, позволяющими воспроизводить MP3-файлы) на выставке демонстрировала, в частности, китайская фирма Ningbo Guangbo Digital Technology (www.digiguangbo.com). Ее аппараты построены на ПЗС- и КМОП-матрицах (с разрешением от 2,1 до 5,3 мегапикселов). На вопрос о цене 5-мегапиксельной камеры представители фирмы уверенно называли 150 долл.

Аналогичный масштаб цен и на продукцию компании Astra (www.astra.su), правда, в ее арсенале пока лишь две цифровые модели. Фотокамера Quinta (" 150 долл.) имеет разрешение 5 мегапикселов, 1,4-дюймовый ЖК-дисплей, встроенную память объемом 8 Мб. А более совершенная модель Stella (цена - 180 долл.) обладает разрешением 5,8 мегапикселов, 1,6-дюймовым ЖК-дисплеем, встроенной памятью объемом 16 Мб, 4-кратным цифровым зумом. Оба аппарата поддерживают сменную память на SD Card, режим записи видео со звуком, оснащены USB-портом.

Цифровая фотокамера Kodak EasyShare LS755

Сравнительно новым игроком на рынке цифровых фотокамер является Polaroid (www.polaroid-digital.com). Эта компания представила аппарат x530 с трехкратным оптическим зумом, особенностью которого является наличие 4,5-мегапиксельного сенсора Foveon X3, регистрирующего информацию в трех слоях пикселов (по аналогии с тем, как это происходит при съемке на цветную фотопленку).

Постоянно расширяют свой ассортимент и фирмы, пришедшие с компьютерного рынка. Так, компания Mustek (www.mustek.ru), известная прежде всего своими сканерами, демонстрировала на "Фотофоруме" компактные КМОП-камеры с разрешением от 2 до 3 мегапикселов и ПЗС-аппараты с разрешением от 3 до 5 мегапикселов.

Однако основное внимание посетителей, безусловно, было привлечено к стендам ведущих фотокомпаний: Canon, Konica Minolta, Fujifilm, Sony и др. Хотя представленные ими новинки в строгом смысле таковыми не являлись, поскольку официально были объявлены гораздо раньше, знакомство с ними широкой российской аудитории профессиональных фотографов и любителей впервые произошло именно на "Фотофоруме". Многие компании провели специальные презентации нового оборудования и даже поделились планами на будущее.

В числе таковых - Kodak (www.kodak.ru), объявивший о выпуске новой серии Z легких в обращении цифровых фотокамер с мощными зум-объективами. В нее входят четыре модели стоимостью от 300 до 500 долл., оснащенные 4- или 5-мегапиксельными матрицами. Кроме того, семейство цифровых аппаратов EasyShare пополнилось 5-мегапиксельной моделью LS755 (входит в серию LS стильных фотокамер), оснащенной вариообъективом с 5-кратным оптическим зумом (в дополнение к трехкратному цифровому увеличению), а также двумя устройствами серии C (по классификации Kodak, доступные и простые в управлении фотокамеры) - C300 с разрешением 3,2 мегапиксела (примерная цена - 100 долл.) и C340 с разрешением 5 мегапикселов и вариообъективом с 5-кратным зумом (250 долл.).

Основной акцент в области любительской фототехники Kodak ставит на простоту использования цифровых камер (это главным образом относится к тем, кто покупает их впервые), а также на расширение функциональных возможностей аппаратов (здесь речь идет уже о тех, кто имеет некоторый опыт работы с цифровыми камерами).

Компания Panasonic (www.panasonic.ru) продемонстрировала обновленный модельный ряд цифровых фотокамер Lumix, дополненный 5-мегапиксельными устройствами DMC-FZ5 и DMC-LZ2, а также двумя новыми цветовыми исполнениями выпущенной в прошлом году модели DMC-FX7 и 4-мегапиксельным аппаратом DMC-LS1. Во всех этих моделях используется технология оптической стабилизации изображений (MEGA O.I.S.), а также новый процессор обработки изображений - Venus Engine II.

"Алион" и Konica Minolta подвели итоги минувшего года  

Уже по традиции в период проведения выставки подразделение Konica Minolta Photo Imaging Europe и дистрибьюторская компания "Алион" (www.alion.ru) подвели итоги сотрудничества за минувший год. Они констатировали, что Konica Minolta сохранила место в пятерке ведущих фирм-производителей на российском рынке цифровых фотокамер, а "Алион" - лидирующие позиции среди других дистрибьюторов Konica Minolta в нашей стране. Число проданных "Алионом" цифровых фотокамер японской фирмы увеличилось в четыре раза по сравнению с 2003 г., при этом оборот дистрибьюторской компании от сбыта продукции Konica Minolta вырос в 3,5 раза (в денежном выражении).

По словам главы московского представительства Konica Minolta Photo Imaging Europe Ларисы Кузнецовой, "Алион" является ключевым партнером этой фирмы с 2001 г. - момента выпуска первой цифровой фотокамеры семейства DiMAGE. Российский дистрибьютор к концу нынешнего года планирует увеличить продажи устройств Konica Minolta как минимум вдвое.

По мнению специалистов "Алиона", цифровые фотоаппараты практически перешли в категорию товаров массового спроса и, по прогнозу, в текущем году отечественный рынок этих устройств достигнет объема в 2,2 млн. шт., что будет соответствовать приросту на уровне 85-90%.

Менеджер "Алиона" по цифровой фототехнике Дмитрий Сафонов считает, что в 2005-м продолжится дальнейшее снижение средних цен на фотокамеры, будет расширяться функциональность устройств (в частности, за счет совершенствования входящего в комплект поставки аппаратов ПО), получит дальнейшее развитие рынок услуг цифровой печати.

В настоящее время при выборе фотокамеры наиболее существенным для пользователей фактором остается разрешение матрицы. По данным "Алиона", 2-мегапиксельные модели практически ушли с рынка: в прошлом году их доля в обороте продаж цифровых фотокамер в компании не превысила 3%. По мнению Дмитрия Сафонова, рост рынка происходит главным образом за счет активизации продаж 3- и 4-мегапиксельных устройств нижнего и среднего ценовых уровней (на их долю в 2004-м пришлось 48% оборота "Алиона"; для сравнения: удельный вес 5-мегапиксельных моделей составил 15%, 6-мегапиксельных - 7%, 7-мегапиксельных - 4%, 8-мегапиксельных - 8%).

"Тенденция рынка такова, что снижение средней стоимости фотокамер в 2005-м сохранится (хотя динамику цен пока предсказать сложно), что приведет к повышению спроса на устройства с разрешением матрицы не менее 4 мегапикселов. Дальнейшие темпы роста продаж сохранятся для 4-мегапиксельных моделей (с 28 до 40% в натуральных показателях), 5-мегапиксельных камер (с 14 до 28%) и 7-мегапиксельных устройств (с 1 до 15%), - прогнозирует Дмитрий Сафонов. - Для сравнения: динамика продаж 6- и 8-мегапиксельных моделей будет незначительна (соответственно с 3 и 4% до 7%). Продажи 3-мегапиксельных моделей, пользовавшихся повышенным спросом в 2004 г. (их доля составила 47% также в натуральных показателях), резко снизятся и составят всего 5%". Он добавил, что указанные тенденции уже находят отражение в структуре выпуска некоторыми фирмами новых моделей.

По словам г-жи Кузнецовой, в нынешнем году Konica Minolta уделит внимание выпуску более совершенных камер с большим зумом и стильных ультракомпактных устройств.

Компания Canon (www.canon.ru), являющаяся одним из традиционных лидеров фотоиндустрии, представила на выставке современную цифровую фотокамеру серии EOS. Модель EOS 350D оснащена 8-мегапиксельной КМОП-матрицей и специализированным процессором обработки изображений Digic II (позволяет обрабатывать до 69 млн. пикселов в секунду), уже нашедшим применение в профессиональных цифровых камерах компании.

По сравнению со своим предшественником - аппаратом EOS 300D - новая фотокамера отличается повышенным быстродействием (готовность к работе - 0,2 с после включения; скорость непрерывной съемки - 3 кадра в секунду), большей гибкостью и расширенными функциями (в частности, имеет интерфейс USB 2.0 Hi-Speed и возможность одновременной записи изображения в форматах RAW и JPEG высокого разрешения - 3456x2304 точек), а также большей компактностью (пришедшая на смену по EOS 300D модель на 10% легче и обладает на 25% меньшим объемом).

В числе других новинок Canon - цифровые фотокамеры, выполненные с использованием ПЗС-матриц: два устройства семейства PowerShot - 3,2-мегапиксельная модель A510 и 4-мегапиксельная A520 (обе - c 4-кратным оптическим зумом), а также сверхкомпактные аппараты IXUS 50 и IXUS 700 (соответственно 5,0 и 7,1 мегапиксела; обе модели оснащены процессором Digic II и имеют 3-кратный оптический зум).

Цифровая фотокамера Canon EOS 350D

Компания Konica Minolta (http://konicaminolta.ru) продемонстрировала цифровую зеркальную фотокамеру Dynax 7D со сменными объективами, выполненную с применением 6,1-мегапиксельной ПЗС-матрицы и впервые оснащенную встроенной системой стабилизации Anti-Shake (основанной на сдвиге сенсора изображения). Модель Dynax 7D имеет корпус из магниевого сплава, 2,5-дюймовый ЖК-дисплей, 9-точечную систему автофокусировки, интерфейс USB 2.0 Hi-Speed, возможность одновременной записи изображения в форматах RAW и JPEG. Она позволяет проводить непрерывную съемку со скоростью 3 кадра в секунду. Среди новинок компании - цифровые аппараты серии DiMAGE: 8-мегапиксельный A200 (имеет полностью стеклянный объектив GT APO c 3-кратным зумом, поворотный ЖК-дисплей), 5-мегапиксельные камеры Z5 (с 12-кратным оптическим зумом, причем оптическое зумирование поддерживается и в режиме записи видео, и технологией Anti-Shake, 2-дюймовый ЖК-экран) и Z20 (с 8-кратным оптическим зумом и 1,5-дюймовый ЖК-экран). В двух последних камерах используется электронный видоискатель.

Компания Sony (www.sony.ru) показала новые модели семейства цифровых камер Cyber-Shot, в том числе фотоаппарат Cyber-Shot Т7 толщиной менее 1 см, обладающий 2,5-дюймовым ЖК-дисплеем, 5-мегапиксельной матрицей и трехкратным оптическим зумом. К числу других новинок компании относятся, в частности, 4,1-мегапиксельные модели S-серии - DSC-S40, S60 и S90 с 1,5-, 2- и 2,5-дюймовыми ЖК-экранами, а также 7,2-мегапиксельная модель DSC-P200.

Первую цифровую фотокамеру Optio WP, которая способна фотографировать под водой на глубине до 1,5 м и при этом не требует дополнительного водонепроницаемого футляра, продемонстрировала компания Pentar, официально представляющая в нашей стране продукцию фирмы Pentax (www.pentax.ru).

Компания Samsung Techwin (www.samsungcamera.ru) выставила цифровую фотокамеру Digimax U-CA5, в которой применена ее новейшая разработка - технология безопасной вспышки. Камера делает два снимка: первый - с короткой экспозицией - передает информацию о форме объекта съемки, второй - с длинной экспозицией - о его цветовой гамме. Благодаря такой комбинации удается полностью избежать негативного эффекта "красных глаз".

Среди представленных на форуме новинок компании Casio (www.exilim.ru) - сверхкомпактный 7-мегапиксельный цифровой аппарат Exilim Z750 (толщиной 2 см), а также 5-мегапиксельная многофункциональная камера Exilim Pro EX-P505 с возможностью записи видео в формате MPEG4 и ручными настройками.

(Продолжение следует)

Версия для печати