ОБЗОРЫ
Что такое блог?
Под блогом (blog, web log - сетевой журнал событий), согласно Википедии (ru. wikipedia.org), понимается веб-сайт, основное содержание которого - регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных. Характерными для блогов считаются недлинные записи временного значения. На мой взгляд, более точное определение дано недавно открывшейся на Яндексе службой поиска по блогам и форумам (blogs.yandex.ru): "Блог - сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке". То есть блоги обычно трактуются прежде всего как личные дневники, открытые для всеобщего обозрения. Хотя настоящим блогом, наверное, стоит считать не просто "поток сознания" отдельного гражданина, а более полезные для других людей записи (постинги), содержащие интересные тексты, фотографии и ссылки с комментариями. Впрочем, не каждому понравится рассказывать о себе и своей личной жизни всему миру (реально, конечно, конкретный дневник читают несколько десятков друзей, хотя популярные блоги могут насчитывать и сотни тысяч посетителей в сутки). Активнее всего ведут блоги люди с демонстративным, как говорят психологи, типом личности, что накладывает определённый отпечаток на форму общения.
Блоги на первый взгляд напоминают форумы, однако в последних авторы, часто анонимные и случайные, объединяются для общения по конкретным темам, а блоги люди ведут скорее как личные дневники, достаточно продолжительное время и в более свободном стиле (что позволяет получить о виртуальном собеседнике достаточно чёткое представление), имея при этом возможность комментировать постинги друзей. Это отличие принципиальное и приближает подобную форму взаимодействия к естественному общению.
Блоги также позволяют вести коллективные дневники, организовать сообщества по интересам. Такие сообщества действительно похожи на форумы, так как объединяют людей, заинтересованных одной темой. Но анонимность в них всё равно не приветствуется.
От э-почты блоги отличаются открытостью, возможностью чтения постингов и комментариев всеми желающими (конечно, записи можно и скрывать от других), от новостных групп - отсутствием явного разделения обсуждений по темам, от чатов - отказом от анонимного общения в реальном времени. Блоги ближе всего к личному средству массовой информации, а от домашних страниц их в лучшую сторону отличает единая среда взаимодействия и общения и удобные средства поиска и просмотра лент друзей, комментариев, обсуждений и т. д.
История
Пожалуй, самый первый "блог" был найден в Египте при раскопке гробницы Рататусана. В одной из усыпальниц безвестного чиновника-библиотекаря удалось обнаружить набор глиняных табличек в форме дневника, на которых тот описывал различные события, сопровождая их эмоциональными оценками, личными комментариями и ссылками на свои предыдущие "постинги" по этой теме.
А возможность дистанционно комментировать творчество других людей в реальном времени появилась с развитием радиотехники и в 80-х годах прошлого века завоевала широкую популярность у радиолюбителей, которые одновременно вели с несколькими друзьями множество переговоров. Затем, с распространением ПК и модемов, началась эпоха конференций Usenet и Fido, электронных досок объявлений BBS и более привычных сегодня форумов.
В 1993 г. Тим Бернерс-Ли, создатель Интернета, разместил на самом первом сайте info.cern.ch сообщение (его оригинальный вид можно посмотреть здесь: www.w3.org/History/19921103-hypertext/hypertext/WWW/News/9201.html) со списком новых сайтов и ссылками на очередные обновления браузеров. Этот некоторое время обновлявшийся постинг справедливо считается первым полноценным блогом.
Но, как ни странно, хотя концепция подобных новостных подборок достаточно быстро получила популярность в Сети, специальный термин "веблог" был придуман лишь в декабре 1997 г. учёным и писателем Джорном Баргером. Он, в частности, сформулировал забавный, так называемый инверсный закон полосы пропускания Usenet: "Чем более интересна ваша жизнь, тем меньше вы пишете в конференции".
Первый список блогов подготовили в 1998 г. журналистки Джесси Гарретт и Камерон Барретт. А первый портал portal.eatonweb.com, объединивший блоггеров (авторов блогов), был открыт в 1999-м усилиями Бриджит Этон. В этом же году разработчики из фирмы Pitas (www.pitas.com) бесплатно предложили всем желающим собственную службу ведения блогов, а программисты Pyra (www.pyra.com) выпустили схожий движок Blogger.com, первоначально ориентировавшийся на "айтишников". Вскоре совместно с другой популярной блог-службой LiveJournal они открылись не только для технических специалистов, но и для всех желающих. Наконец, один из активных блоггеров Петер Мерхольц переделал термин "web log", представив его в виде "we blog", в результате чего наконец родилось современное понятие "блог". А базирующиеся на нём слова в 2003 г. были включены в Оксфордский словарь.
Статистика
В этом году одна из крупнейших PR-фирм Edelman (www.edelman.com) совместно с поставщиком аналитических решений для маркетологов Intelliseek (www.intelliseek.com) выпустила первый в мире подробный отчет по блогам TrustMEdia (www.edelman.com/image/insights/content/ISwp_TrustMEdia_FINAL-2.pdf) с рекомендациями по PR-деятельности, ориентированной на читателей и писателей сетевых дневников. Что касается статистики, то на конец 2004 г. в Сети насчитывалось 34 млн. блогов, а каждый день число их увеличивается на 20 тыс. Среди блоггеров замечено 57% мужчин, 48% авторов моложе 30 лет, 70% имеет широкополосный доступ в Сеть из дома, 82% пользуется Интернетом шесть и более лет, 42% получает годовой доход свыше 50 тыс. долл., а 39% имеют высшее образование.
Сегодня 27% всех подключенных к Интернету читают блоги (на 10% больше, нежели в 2004 г.), а оставляют в блогах свои текстовые, голосовые и видеокомментарии 12% путешествующих по Сети.
Продукты и услуги
Самым популярным блогом можно считать "Живой журнал" (ЖЖ; LiveJournal, LJ; livejournal.com), который был создан американским программистом Брэдом Фицпатриком в 1999 г. для ИТ-коллег, а в начале этого года перешел в собственность компании Six Apart (www.sixapart.com), производящей софт для блог-движков разных типов и платформ. На начало мая число пользователей ЖЖ вплотную приблизилось к 7 млн., среди которых 3,5 млн. назвали себя проживающими в США, 245 тыс. - в Канаде, 191 тыс. - в Англии, около 160 тыс. - в России, а 18 тыс. - на Украине. Первым русскоязычным пользователем ЖЖ стал программист Иван Матвеев, выступающий там под ником linker, а популярностью в Рунете эта служба обязана известному сетевому писателю Роману Лейбову (r_l).
Сформировать собственную службу-блог (в частности, для корпоративных целей) можно, либо воспользовавшись уже готовым сервисом наподобие ЖЖ (взяв, например, систему в виртуальную аренду), либо установив на собственном сервере соответствующий софт, который во множестве доступен в Интернете, в том числе бесплатно (его можно легко найти по поисковому запросу "движок для блога"). Из полностью российских блог-служб можно отметить liveinternet. ru, journals.ru, blog.ru, из международных - упоминавшуюся www.blogger.com , которая недавно была приобретена Google (в мае она дополнилась сервисом размещения постингов с мобильных телефонов). Готовит свой блог-сервис и Yahoo, тестируя соответствующий сайт 360.yahoo.com.
Для доступа к блогу достаточно браузера, однако в целях повышения удобства и комфортности процесса ведения дневника разработано немало блог-клиентов. В частности, для работы с ЖЖ можно использовать свободно доступный "Семаджик" (www.livejournal.com/community/ljwin32_sema/), поддерживающий русскоязычный интерфейс. Что самое интересное, в этой программе можно установить режим проверки орфографии с учётом буквы "ё"! Ни в одном другом общедоступном редакторе такой возможности я не нашёл.
Перспективы
Фактически во всех крупных компаниях наподобие IBM и Microsoft ведутся корпоративные блоги. Так, в Sun тысячи сотрудников ежедневно рассказывают о проделанной работе и советуются по рабочим вопросам. В качестве примера группового блога можно привести известный проект Slashdot.org сообщества разработчиков открытого кода, а, например, немало европейских политиков (в том числе и восточноевропейских) высказывают свои мысли и ведут обсуждения на портале fistfulofeuros.net. Без сомнения, нечто подобное на политическую тему появится скоро и у нас, и, как обычно, существенное преимущество получит тот, кто первым запустит такой проект.
Тенденция развития блогов очевидна и заключается в повышении интерактивности и выразительности постингов. В дополнение к текстовым сообщениям современные службы ведения дневников позволяют размещать цифровые рисунки и фотографии. Для этого, в частности, удобно пользоваться сервисом бесплатного неограниченного хостинга цифровых фото www.imageshack.ws.
После недолгого увлечения аудиоблогами (см., например, www.audioblog.com), которые в дополнение к текстам позволяют размещать и прослушивать в браузере звуковые файлы (постинги можно наговаривать на сайт непосредственно с телефона), сетевые жители сегодня активно переходят к видеоблогам (www.vidblogs.com , videoblogging.info). Они дают возможность через удобный интерфейс закачивать в дневник видеоклипы. Стимулом видеоблоггингу является, конечно, массовое распространение недорогих цифровых видеокамер и удешевление широкополосных каналов связи с Интернетом. Без сомнения, эта форма блогов будет только набирать популярность.
В перспективе большинство СМИ станут полностью цифровыми и максимально интерактивными, а современная форма однонаправленной подачи информации от производителя к потребителю уйдет в прошлое. Каждый человек на Земле сможет стать как зрителем, так и автором собственной видеопередачи, а формируемые в реальном времени горячие ленты видеоклипов, снятых обычными людьми на здоровые темы (любовь, семья, дети, друзья, дом, животные, путешествия, спорт, природа), уже сейчас смотреть гораздо интереснее, нежели шаблонные новостные подборки ТВ, переполненные негативными сообщениями (замена одних шаблонов на другие вряд ли приведет к устойчивому интересу зрителей, и если телевидение уже наступало на эти грабли, то создателям собственных видеопередач это еще неоднократно предстоит. - Прим. ред.).
За истинно коллективным и интерактивным творчеством - будущее!
Контакты
Свой ЖЖ ведёт множество известных и популярных российских личностей - писателей, поэтов, журналистов, музыкантов. Встречаются даже политики. Большой их список можно найти по запросу "известные люди в жж" в любом поисковике, после чего с кем угодно из этих людей пообщаться.
Не удержался от блог-соблазна и автор. В ЖЖ меня можно найти под ником sbobrovsky.