Стратегии бывших партнеров расходятся в разные стороны

Деннис Каллаген

Нынешней весной можно ожидать серьезного столкновения интересов двух давних партнеров - корпораций IBM и Microsoft. Похоже, что их пути расходятся, так как один из этих гигантов делает ставку на всеобъемлющие программные продукты, а второй предлагает интегрированные решения, которые клиент может комбинировать по собственному усмотрению.

В первом полугодии Microsoft готовится выпустить систему мгновенного обмена сообщениями и проведения Web-конференций в составе сервера LCS 2005 (Live Communications Server - сервер "живого" общения) и клиента под условным названием Istanbul, а также обновленной версии своего сервиса Web-конференций Live Meeting.

Примерно в эти же сроки подразделение Lotus Software (Кеймбридж, шт. Массачусетс) корпорации IBM собирается представить универсальную систему сотрудничества на рабочих местах Lotus Workplace Collaboration Services 2.5. Этот единый продукт позволит получать и отправлять электронную почту, вести календарь, обмениваться мгновенными сообщениями, взаимодействовать с коллегами при решении производственных задач, вести электронное обучение, организовывать и проводить Web-конференции, управлять документами и Web-контентом. Его лицензирование будет осуществляться по новой схеме - в зависимости от количества ЦП, что, по мнению руководства Lotus, сделает этот богатый инструментарий более доступным для конечных пользователей.

Новый интерфейс IBM Activity Explorer объединяет все компоненты Workplace

Такое развитие событий наглядно демонстрирует ключевые различия в стратегических концепциях партнеров. IBM закладывает функции электронной почты и сотрудничества в один-единственный продукт, тогда как Microsoft рекомендует обрабатывать электронную почту с помощью Exchange, разработку которого ведет серверная группа Windows Server Group. Конечным же пользователям корпорация предлагает почтово-календарный клиент Outlook, созданный группой Real-Time Collaboration Group, параллельно курирующей работы над LCS и Live Meeting, а также семейство SharePoint группы Microsoft Office.

Как считают аналитики, грядущее столкновение стратегических направлений должно определить лидера в области обмена сообщениями, традиционно принадлежавшей Microsoft, и в сфере сотрудничества, где издавна доминирует IBM. Как распределились эти сегменты рынка между его участниками, станет известно весной, после опубликования показателей прошлого года.

Пока же обе корпорации активно рекламируют инновационность своих разработок. Microsoft подчеркивает функцию федеративной обработки мгновенных сообщений в LCS 2005, призванную обеспечить взаимодействие с основными сетями обмена ими, а также интеграцию в клиенте функций обмена такими сообщениями, голосовых, видео- и Web-конференций.

Обновленный сервис Live Meeting, как обещают, станет поддерживать интегрированные аудиоконференции, а также, возможно, позволит проводить видеоконференции с использованием технологии, которая сейчас разрабатывается в исследовательском центре Microsoft.

IBM, со своей стороны, представила в конце января на Lotusphere сервис организации и проведения Web-конференций и новый интерфейс Activity Explorer, объединяющий компоненты сотрудничества из комплекта Workplace. Контекстуальное сотрудничество предусмотрено в последних разработках обеих корпораций, однако IBM здесь на шаг впереди: ее новинки определяют присутствие пользователей всех версий Microsoft Office, тогда как сама Microsoft пока ограничивается лишь проверкой Office 2003.

Вице-президент по информационным технологиям Сан-Францисского университета Джонатан Руд во главу угла ставит возможность взаимодействия, поэтому он отдал предпочтение комплекту Workplace. Более того, уже принято решение развернуть этот продукт IBM еще до конца текущего года.

Вот что он рассказал по этому поводу: "Нам импонирует, что Workplace поддерживает открытые стандарты и хорошо сочетается с другими приложениями и инструментарием". При этом он признался, что присматривался и к технологиям Microsoft, однако обсуждать их достоинства и недостатки не стал.

Еще одной сильной стороной Workplace Руд считает схему лицензирования, по которой теперь нужно платить не за каждое рабочее место, а за сервер. "У нас всегда уделялось много внимания порядку лицензирования", - признается он. Сочетая два продукта IBM - Workplace и WebSphere Portal, Сан-Францисский университет уже приступил к созданию системы, открывающей студентам онлайновый доступ к расписанию занятий и позволяющей создавать виртуальные группы обмена мгновенными сообщениями между сокурсниками.

На важность схемы лицензирования указывает и аналитик фирмы Meta Group (Стамфорд, шт. Калифорния) Мэтт Кейн. "IBM предлагает покупать лицензии отдельно на электронную почту, мгновенные сообщения, Web-конференции и средства сотрудничества, тогда как Microsoft требует корпоративного соглашения, - делится он своими наблюдениями. - На месте руководства Microsoft я бы очень внимательно следил за всеми такими шагами IBM".

Версия для печати