КОНФЕРЕНЦИИ

С 15 по 17 июня в Санкт-Петербурге прошел ежегодный, уже пятый по счету форум Russian Outsourcing Software Summit (ROSS-2005, www.soft-outsourcing.com). Как и многие его участники, отмечу, что с каждым годом ROSS набирает силу, и сейчас это крупнейшее в России мероприятие по данной тематике.

Организаторы - ассоциация РУССОФТ и ООО "Форт-Росс" - каждый год пытаются разнообразить обширную программу форума. В этом году его особенностями были: Шведско-Российский ИТ-Форум, проведенный при поддержке Торговой палаты Швеции, конференция по телекоммуникациям "Softtelco", конференция, выставка, презентация изданной на английском языке Белой книги российского ИТ-аутсорсинга "IT outsourcing destination: Russia", а также вечер в Константиновском дворце.

Питерские девушки приветствуют

участников конференции в

Константиновском дворце

Перед участниками конференции выступили представители трех аналитических агентств - AMR Research, Trestle Group и Forrester, показавшие результаты исследований российского, европейского и мирового рынков офшорного программирования. Часть результатов этих исследований находится в свободном доступе на сайтах упомянутых агентств, например на www.trestlegroup.com.

Чтобы рассказ был объективным, я по ходу конференции обращался с вопросами к ее участникам. Вот что рассказал Кирилл Дегтяренко (IBA, Минск): "На данный момент мы видим, что это единственное событие на территории СНГ, в котором имеет смысл участвовать, и конкурентов ему пока нет. Потенциальные заказчики, собирающиеся узнать о состоянии дел в этой области, приезжают в Петербург. Для нас важен охват тех клиентов, которые приходят на ROSS. В нынешнем году для наших компаний был очень успешен также CeBIT. Раньше мы в этой выставке не участвовали, потому что очень уж легко было затеряться в тридцати ее павильонах. Сейчас там под аутсорсинг был отведен специальный павильон (восьмой), и народ четко знал, куда идти. И мы не ошиблись - интерес к аутсорсингу был большой, мы работали не покладая рук. В Германии из-за спада в новых разработках аутсорсинг используется очень активно, наблюдается рост заказов. Я надеюсь, что ROSS со временем станет российским CeBIT’ом: пять лет - это немного, форуму еще необходимо набрать известности и вырасти количественно и качественно".

Действительно, я отметил на ROSS ряд консалтинговых компаний, которые собирали информацию о фирмах, работающих в области ИТ-аутсорсинга.

В рамках конференции прошло множество круглых столов. Их заседания, как и работа секций, проходили в три потока, поэтому мой выбор был в определенной степени вкусовым.

Один из круглых столов касался рассмотрения сильных и слабых сторон российского офшорного программирования. Ведущий Алексей Сухарев, президент компании "Аурига", в своем вводном слове отметил, что, по данным Gartner и других агентств, наибольший недостаток нашей отрасли - это отсутствие правительственной поддержки. (Отмечу, что среди других недостатков, указанных в разделе Threats SWOT-таблицы, посвященной российскому ИТ-аутсорсингу, значатся: экономические и политические риски, конкуренция с Индией и Китаем, отсутствие венчурного финансирования ИТ-отрасли. В разделе "Слабости" этой таблицы указаны: слабый маркетинг, малое количество предоставляемых сервисов, недостаточная мощь отраслевых объединений.) Сюда следовало бы добавить отсутствие государственного финансирования в сфере передовых ИТ-исследований. Четырнадцатого июня умер академик Всеволод Сергеевич Бурцев. Его проект суперкомпьютера с ассоциативной памятью - один из интереснейших и перспективнейших в данной области. История с этим проектом, к сожалению, обычна - на его реализацию были выданы копейки, и в итоге Россия не продает суперкомпьютеры. Таких примеров можно было бы привести десятки.

Сегодня, по словам Сухарева, некоторый повод для оптимизма появился, но этого мало - нужны результаты, хотя в нынешнем году, по данным аналитических агентств, Россия впервые стала выглядеть более достойно в области ИТ-аутсорсинга. Он выразил общее мнение по поводу того, что сейчас нужно фирмам, работающим на рынке офшорного программирования. На самом деле требований было перечислено немного: развитая инфраструктура, льготы по налогообложению (снижение ЕСН и отсутствие НДС) и реформирование системы образования.

На мой взгляд, общая нынешняя беда ИТ-отрасли - система образования. Пятнадцать лет постепенного развала одной из лучших в мире образовательных систем и сползания ее с третьего места в мире на 25-е и далее начали приносить свои горькие плоды: людей нет. Тех немногих, кого выпускают вузы, нужно доучивать. Уже сейчас надвигается следующая беда - через пять лет не будет и преподавателей. В целом не работает система подготовки научных кадров. Примеры отдельных локальных решений этой проблемы не меняют общую картину. (Компания МЕRА, например, создала свой учебный центр - Нижегородский институт информационных технологий, работающий с вузами региона.) О чем говорить, когда появление в Санкт-Петербурге трех центров разработки, открытых западными компаниями и занявших всего 800 человек, сломало рынок программистов в пятимиллионном городе! О какой конкуренции с Индией, имеющей уже 450 технопарков, или с Китаем можно сейчас вести речь? Оборот российских аутсорсинговых компаний за прошлый год ассоциация "Руссофт" оценивает в 752 млн. долл., оборот этого года оценивается в 980 млн., но в дальнейшем этот показатель начнет падать, и из двух вариантов развития, оптимистического и пессимистического, полагаю, будет реализован последний - уже в следующем году рост замедлится.

Рис 1. Расположение технопарков Индии

Директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ Олег Бяхов в своем выступлении показал очень интересные слайды. Доля России в мировом рынке аутсорсинга разработок ПО составляет всего 0,2%. Любопытен график, показывающий динамику развития российского рынка ИТ. Спад прошлого года связан с административной реформой.

Рис 2. Динамика развития российского рынка ИТ

Как и многие эксперты, я не разделяю оптимизма представляемого им министерства по поводу возможного 30%-ного ежегодного роста отрасли и достижения ее объема в 40 млрд. долл. в 2010 г. (до 4-5% от ВВП). Для этого должна быть жестко выстроена вся вертикаль власти. А сейчас какая-нибудь пара тетушек из Министерства финансов просто не даст денег, так же как многие годы, невзирая на письма с подписями важных министров, не давали их на программы по разработке российских суперкомпьютеров. Возможно, начавшаяся месяц назад предвыборная гонка заставит правительство сделать ряд декоративных шагов навстречу отрасли, но и только. А сделать можно и нужно многое. Пессимистический вариант, рассматриваемый Мининформсвязью, с 15%-ным ежегодным ростом, дающий достижение в 2010 г. объема ИТ-рынка в 16 млрд. долл., в нынешних реалиях более вероятен, хотя и он весьма оптимистичен. Следует учитывать грядущее насыщение рынка, запредельный уровень коррупции, реальный 20%-ный уровень инфляции в стране. Надо согласиться и со словами президента IBS Анатолия Карачинского в интервью, которое он дал журналу "Подводная лодка" (N 6/2005): "Таковы факты: ни одно из трех направлений, в котором могут развиваться высокие технологии, - потребительское, корпоративное, военное - не дает у нас им такой возможности".

Рис 3. Доля национального ИТ-производства

в структуре ВВП, %

Интересно о значимости экспорта ПО для России, о влиянии государственных программ на перспективы развития экспорта в сфере разработки ПО и технологий высказался Виктор Вайнштейн, генеральный директор компании "Аплана". "Услуги в сфере программных разработок - одно из немногих направлений экспорта, которое не обедняет, а обогощает ресурсы России. Участие в крупных международных проектах дает нам возможность нарабатывать, совершенстовать используемые ноу-хау, которые находят применение и на внутреннем рынке. Например, в нашем портфеле услуг более половины приходится именно на российских заказчиков. С другой стороны, через технологическое сотрудничество мы можем занять достойное место в международном разделении труда. Это создает внутри страны новые престижные рабочие места, которые позволяют нам удерживать в России лучшие умы. Здесь и потенциал развития высшей школы, заинтересованной в подготовке востребованных специалистов...

...Что касается технологической сферы в более широком смысле, то на наш взгляд сейчас наблюдается некоторое отставание по сравнению с мировыми лидерами, что в первую очередь объясняется недостаточными инвестициями. Развитие сотрудничества с зарубежными партнерами позволит нам быстрее перерасти этот разрыв и обеспечить приток инвестиций, которые поддержат развитие технологического потенциала страны...

...Внимание государства к этим вопросам очень важно. Однако создание технопарков "в чистом поле", как это сейчас планируется, отложит продуктивный этап как минимум на два-три года. На наш взгляд, более эффективно было бы уже сегодня предоставить преференции компаниям, выделенным по отраслевому признаку. Этот путь открыл бы возможности для полной легализации сервисного бизнеса, а также дал бы импульс для развития наиболее активных и перспективных компаний, успех которых собственно и определяет будущее развитие всей отрасли".

Независимо от наличия поддержки государства российский ИТ-рынок будет расти. Игорь Пируян, директор по развитию бизнеса компании MERA Networks, прокомментировал это так: "Сегодня мы ощущаем значительный рост внимания к российскому рынку со стороны зарубежных заказчиков. Будет происходить консолидация рынка. Количество мелких компаний с числом сотрудников 20-30 человек будет уменьшаться. Такие компании будут вытесняться гигантами. Крупные компании (Luxoft, EPAM, MERA и др.) будут и далее укрупняться".

Этими заметками мое описание ROSS-2005 и проблем аутсорсинга не исчерпывается. В следующих номерах мы планируем опубликовать несколько интервью с руководителями софтверных компаний, работающих в данной области.

Версия для печати