ОБЗОРЫ

Японская ассоциация робототехники оценивает рынок роботов как невероятно многообещающий. Только в Стране восходящего солнца он составит 14 млрд. долл. к 2010 г. и 37 млрд. долл. - к 2025-му! Эти оценки весьма серьезны - ведь даже "виртуальный" рынок компьютерных игр уже приблизился к обороту Голливуда, а интеллектуальные игрушки и электронные помощники нацелены на более массовую аудиторию.

Однако до более-менее зрелого состояния рынку непромышленных роботов еще далеко. Это наглядно показала проходящая в Японии всемирная выставка EXPO 2005, где направление роботов было выделено в отдельный большой проект Robot Project (www-1.expo2005.or.jp/en/robot/index.html), включивший в себя группу обслуживающих роботов, павильоны экспериментальных и развлекательных моделей и решений компаний Toyota и Mitsubishi. Первая из них в этом году открыла большое подразделение по проектированию бытовых роботов и сейчас проводит активную PR-программу, а вторая, лидирующая на мировом рынке систем компактной автоматики и давно выпускающая промышленные роботы, старается закрепиться и в нише бытовых мобильных аппаратов. В последние годы она выпустила несколько весьма оригинальных моделей на базе собственных программных наработок - робота-маляра и робота-рыбу, а в экспериментальном роботе-сиделке задействовала дистрибутив MontaVista Linux.

Туш в честь посетителей

С одной стороны, интерес к "умным" аппаратам крайне велик - посетители, стремившиеся попасть в соответствующие павильоны, часами выстаивали в длинных очередях. С другой стороны, демонстрировавшиеся там коммерческие или готовящиеся к выпуску образцы отнюдь не поражали воображение выдающимися возможностями, известными из новостных лент ведущих лабораторий искусственного интеллекта. Разрыв между экспериментальными достижениями и доступными на рынке моделями пока еще велик.

Согласно основной концепции Robot Project, примерно 100 роботов на выставке (их создание было спонсировано государственной японской организацией промышленно-технологического развития - ITDO) выполняли типичные и массово востребованные операции четырех направлений: чистили и охраняли павильоны, помогали посетителям ориентироваться и играли с детьми. Аппараты производства Subaru и Matsushita в ночное время обследовали павильоны, строили оптимальные планы очистки, убирали полы, а также самостоятельно заменяли большие урны с мусором на пустые. За безопасностью следили устройства, разработанные компаниями Sohgo Security Services и Tmsuk, - они осуществляли дистанционный контроль за общей обстановкой, были готовы выявить факты возгорания и оставленные без присмотра подозрительные объекты и при необходимости подсказать планы эвакуации и точки расположения медицинских и полицейских пунктов.

Роботы-гиды, выпущенные фирмами Advanced Media, Kokoro и Mitsubishi, встречали посетителей, объясняли местонахождение различных объектов на четырех языках (японском, английском, китайском и корейском) и понимали естественную речь. Правда, аппараты хорошо распознавали лишь японский язык, а их собственная речь, как отмечали посетители, больше походила на предварительно записанные фразы артистов, нежели на синтезированные голоса. А вот попытки сопровождать ее оригинальной мимикой далеко не всегда попадали "в такт", что подчас лишь раздражало зрителей. Некоторые аппараты сильно напоминали пресловутого жестяного робота Васю с лампочками вместо глаз и встроенным внутрь магнитофоном: такие модели собирали пионеры еще лет 30 назад в детских кружках "Юный техник" (а может быть, просто в те годы система нашего образования обогнала время на полвека?).

Возможно, организаторы выставки ориентировались на массового посетителя, пришедшего отдохнуть и развлечься и не склонного проявлять какие-либо интеллектуальные усилия: вряд ли человеку, проведшему полдня в очереди, будут интересны инженерные нюансы создания шагающих роботов, а передовые экспериментальные модели еще не готовы к эффектной демонстрации способностей в плохо подготовленных для этого условиях. Не исключено также, что пока японские робототехнические проекты в значительной степени представляют собой PR данного направления.

Игровые устройства корпорации NEC развлекали детей, разговаривая с ними и персонально приветствуя повторно обращающихся к ним юных посетителей. К услугам пожилых людей предлагались интеллектуальные кресла на колесиках, способные подвозить человека к выбранному пункту назначения в павильоне и при этом аккуратно объезжать препятствия. Создали их специалисты Aisin Seiki и Fujitsu.

Всего в основном павильоне демонстрировались экспериментальные роботы 63 типов, поделенные на восемь тематических направлений. К первому относились аппараты, ориентированные на коллективные действия и общение с человеческой аудиторией. Одни из них произносили речи, сопровождая их активными жестами, другие отрабатывали поведенческие навыки действия в иерархически организованной группе, связь по беспроводным каналам и выполнение сложных многозадачных действий. Ко второму направлению были отнесены роботы, прикладное назначение которых пока слабо востребовано, а потенциальные возможности далеки от совершенства - например, они демонстрировали умение рисовать портреты и сервировать столы.

Представители третьего направления предназначены для действия вне помещений, на открытых пространствах. Они нацелены преимущественно на задачи поиска и спасения в самых разных условиях, а некоторые модели учатся сажать растения и ухаживать за ландшафтом. А робот Candy-05 может стать неплохим партнером начинающим игрокам в гольф. Он ориентируется на обширных травяных полях с помощью GPS-навигации, бортовая система стереозрения находит мячи, а модуль работы с клюшкой умеет даже прогнозировать трехмерную траекторию движения мяча после удара по нему.

Роботы специального назначения способны обследовать трубы и прокладывать дороги в глубоком снегу, сопровождать бегунов на длинные дистанции и задавать им темп, а также всячески развлекать хозяина - например, демонстрировать воздушную акробатику и т. д. Так, аппарат Batting Robot ухитрялся сбивать бейсбольный мяч, летящий со скоростью 150 км/ч, для чего была создана специальная система распознавания, обрабатывающая в реальном времени 1000 кадров видео в секунду.

Уделено внимание и нуждам врачей и их пациентов. Одни аппараты будут помогать оперативной работе реанимационных бригад "скорой помощи", а также хирургам в микрооперациях на мозге; другие - студентам, которые смогут изучить детальные особенности человеческого тела на подвижной модели. Наибольшее число устройств предназначено для помощи больным и слабым людям: испытывающим проблемы с верхними конечностями и запястьями поможет искусственная рука с шестью степенями свободы, а интеллектуальные тренажеры ускорят процесс восстановления.

Задачам непосредственного взаимодействия с людьми и повышения их возможностей было посвящено еще одно тематическое направление. Переносные комплексы позволят людям прикладывать большие физические усилия в сложной обстановке - например, при разборе завалов. Андроиды также смогут развлечь детей физическими играми и будут учиться оптимальному решению задач при работе в коллективе.

Оживление у посетителей вызывала модель Repliee Q1 - поражало ее сходство с живой женщиной. Сверху Repliee покрыта синтетической кожей, она мастерски имитировала дыхание - грудь под одеждой плавно поднималась и опускалась, что создавало практически полную иллюзию человекоподобия. Кроме того, Repliee способна общаться с собеседником голосом, жестами и мимикой, понимать его слова, моргать и т.д.

Всевозможные шагающие роботы показывали способность самообучаться процессу движения, лазанию и прыжкам. А один из шагающих аппаратов - Wabian-2, отличился на выставке умением сгибать "ноги" в коленях в любых направлениях.

Большое число аппаратов представляли собой развлекательные игрушки. Искусственные медведи реагировали на детские голоса и смеялись в ответ, помогая малышам с замедленным развитием и проблемами в общении. А робот-рыба Kinshachi Robot веселил окружающих забавными движениями в воде, хотя он вполне подходит и для обследования прибрежных районов.

Робот Partner Ballroom Dance Robot ростом 1,65 м и массой 100 кг по внешнему виду и одежде схож с балериной. Он предназначен для танцев с людьми, умеет предсказывать движение партнера и реагировать на давление его тела, вращая плечами, коленями, талией и шеей в нужном направлении. Правда, вместо ног у андроида три колесика, скрытые под платьем. Предполагается, что спрос на такие устройства будет расти со стороны прежде всего пожилых людей - в 2004 г. число японцев старше 90 лет впервые превысило 1 млн. человек.

Однако Япония отнюдь не одинока в своем стремлении наводнить мир кибернетическими устройствами. Так, 17 июня два южнокорейских министра (торговли и информации), выступая на Сеульской конференции по искусственному интеллекту, договорились о совместной поддержке национальной робототехнической индустрии, потенциал которой к 2013 г. должен будет составить около 30 млрд. долл. Корея возьмет под контроль 15% мирового рынка роботов, при этом основная часть придется на экспорт.

Версия для печати