АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Предлагаем вашему вниманию некоторые тезисы доклада президента "Национальной компьютерной корпорации" (НКК) Александра Калинина на круглом столе "Российский рынок информационных технологий и вступление России в ВТО" (www.deloros.ru/news/lenta/2005/ 05/31/lenta_798. html), организованном общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" в последний день мая. Рассматривайте их как приглашение к разговору на эту тему. Ведь окончательные условия вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, образованную в 1994 г. и насчитывающую ныне 148 стран-членов, еще не выработаны. Поэтому ваши пожелания могут быть не только выслушаны рабочей группой по вступлению России в ВТО, но и учтены.

Александр Калинин: "Недорогие кредиты

западных банков могут активизировать

рынок крупных ИТ-проектов"

Скажу сразу - я приветствую возможное вступление России в ВТО. Прежде всего, потому, что в этом случае государство будет вынуждено принять ряд мер, которые приведут к снижению коррупции. А если учесть, что коррупция - один из мощнейших барьеров на пути притока в Россию иностранных инвестиций, то падение или хотя бы понижение этого барьера резко улучшит инвестиционный климат в стране. Да, очень серьезный натиск придется ощутить финансовым институтам. Вполне возможно, что многие из них не выдержат конкуренции и уйдут с рынка. В рамках отдельно взятого банка это, безусловно, не самый приятный результат. Но кто будет спорить с тем, что недорогие и длинные кредиты, которые смогут предоставить российским компаниям международные финансовые институты, вызовут подъем экономики? Выиграет Россия и в социальном плане. Например, снижение кредитных ставок позволит многим воспользоваться ипотекой и решить свои жилищные проблемы. Отсюда - рост рынка недвижимости, а он, считают экономисты, является катализатором роста многих отраслей.

Если же говорить об ИТ-рынке, то я не согласен с оценками некоторых экспертов, относящих его к зоне риска. Не думаю, что от вступления России в ВТО отечественные ИТ-производители существенно пострадают. По сути, все основные мультинациональные вендоры со всеми их капиталами в нашей стране и так давно присутствуют. Но ведь пока они не выдавили с рынка российских конкурентов и делают ставку на сотрудничество. Финансовые возможности игроков рынка являются важным, но не единственным фактором успеха или неуспеха. Нашим компаниям есть что противопоставить, и зачастую это не только более низкие цены, но и более качественный сервис, лучшие условия для участников канала сбыта и т. п.

Да, по-прежнему действует федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13.12.1994 , который предоставляет преимущества отечественным производителям, в том числе ИТ-продукции и услуг. В частности, ст. 3, п. 4, гласит: "Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно". Возможно, он и будет аннулирован. Но я не могу сказать, что этот закон определяет благополучие отечественных ИТ-компаний. В любом случае, приоритетными должны быть интересы потребителей, а не производителей и поставщиков.

Предполагается, что со вступлением России в ВТО таможенные пошлины на вычислительную технику будут отменены, причем как на готовую продукцию, так и на комплектующие. Так что, по идее, цены должны снизиться на товары и иностранных производителей, и российских. Останется бороться только за снижение НДС, так необходимое всем отечественным высокотехнологичным отраслям.

Несомненно, ИТ-отрасль приветствует приход зарубежных финансовых институтов. Проблема оборотных средств перед многими компаниями стоит довольно остро. И дорогие кредиты сегодня реально тормозят развитие предприятий.

И еще я бы хотел обозначить один фактор, который должен положительно повлиять на развитие ИТ-рынка. Вступление в ВТО может привести к тому, что в Россию придут западные системные интеграторы. Но играть на этом рынке они вряд ли смогут самостоятельно по ряду причин. Им гораздо выгоднее будет выступать в качестве стратегических инвесторов российских компаний и использовать синергетический эффект от совместной работы на нашем рынке.

Справедливости ради надо отметить, что далеко не все относятся к перспективам вступления России во ВТО с таким энтузиазмом, как президент НКК. Вот как, например, оценивает возможные последствия этого события генеральный директор "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская.

Наталья Касперская: "От вступления

России в ВТО особенно пострадают

дистрибьюторы и системные интеграторы"

Вступление России в ВТО - в целом для бизнеса страны явление, конечно, вредное. По следующим причинам:

- неизбежный приход в страну крупных монополий и, как следствие, массовое вымирание мелких и средних компаний;

- навязывание России некоторых специальных правил и тарифов, не выгодных нам (например, активно обсуждается необходимость повышения внутренних цен на бензин и электричество, что приведет к повышению цен на все товары внутри страны).

В то же время нельзя не понимать, что процесс глобализации уже неотвратим. И вступление в ВТО - часть этого процесса, а потому избежать этого совсем России не удастся.

Поэтому главным и самым принципиальным вопросом является - сумеем ли мы договориться о вступлении на приемлемых для страны условиях? Скажем, Китай смог максимально избежать негативных последствий вступления в ВТО, при этом используя положительные. Насколько это получится у наших руководителей - судить трудно.

Теперь что касается ИТ-рынка. Я думаю, что после вступления в ВТО процесс утверждения глобальных корпораций на нашем рынке пойдет еще быстрее. Особенно пострадают, на мой взгляд, отечественные дистрибьюторы и системные интеграторы. Поскольку предложить какое-то реальное конкурентное преимущество по сравнению с западными продавцами чрезвычайно сложно, а денег у последних существенно больше. Мне кажется, что процесс распада и/или поглощения таких компаний должен пройти достаточно быстро.

Среди создателей софта в первую очередь могут пострадать разработчики бухгалтерского ПО и баз данных, особенно если результатом вступления станет условие перехода на международные бухгалтерские нормы и стандарты. В этом случае нашим производителям бухгалтерских программ будет трудно конкурировать с мировыми.

Рынок ИТ-безопасности, на мой взгляд, не будет затронут столь сильно, как остальные. Ведь отечественные системы защиты данных ориентированы на те же операционные системы (Linux, Windows), что и зарубежные. Поэтому я не считаю, что для нас что-то сильно изменится.

Экспортеры ИТ, как известно, делятся на две группы: экспортеры оригинальных технологий и готовых программных продуктов; аутсорсинговые компании.

Не думаю, что вступление России в ВТО в чем-то сильно поможет отечественным аутсорсинговым компаниям. Ведь зарплаты программистов в России и на Западе все более выравниваются. Со вступлением в ВТО этот процесс пойдет еще быстрее и приведет к снижению конкурентоспособности наших программистов.

Что же касается экспортеров программных пакетов, то им, может быть, станет лучше, поскольку упростятся условия поставки ПО за границу, возможно, будет меньше бюрократических барьеров. Но, к сожалению, на нашем ИТ-рынке эта категория компаний находится в явном меньшинстве.

Наш комментарий

На мой взгляд, вопрос вступления страны в ВТО должен рассматриваться системно, с учетом экономических, социальных, военных, политических и других аспектов. Поэтому в его решении недопустима спешка, характерная для принятия реформаторских решений последнего времени. Есть эффективные средства построения, по крайней мере, экономических моделей, на которых можно увидеть, какие отрасли и насколько пострадают от вступления России в ВТО. Политический аспект при нынешнем активном давлении Запада на Россию тем более требует очень тщательно взвешивать подобные решения.

Эдуард Пройдаков

 

(Окончание следует)

Версия для печати