ОБЗОР

Мировой опыт и нелегкие пути стандартизации в России

XML - это захватывающая по своим возможностям технология. Считается, что она быстро завоевывает мир и де-факто превращается в стандарт, универсальный формат для обмена данными. Но так ли это на самом деле? Цель данной статьи - попытаться ответить на этот и некоторые другие вопросы, а самое главное - понять, почему в России столь плохо обстоят дела с разработкой XML-стандартов.

Концептуально расширяемый язык разметки*1 относится к категории интернет-технологий. Созданный более шести лет назад главным "интернет-стандартизатором" - международным консорциумом W3C, язык XML быстро распространился по планете и стал одной из наиболее популярных среди разработчиков и пользователей технологий коммуникаций. Его успех во многом объясняется плодотворной деятельностью различных международных консорциумов, занимающихся разработкой всевозможных XML-спецификаций. Ведущее место среди них бесспорно занимают OASIS*2, W3C*3 и некоторые другие организации, которые и определяют направление развития XML-технологий.

_____

*1 Extensible Markup Language (XML).

*2 Organization for Structured Information Standards - Организация по стандартизации структурированной информации.

*3 World Wide Web Consortium - Консорциум Всемирной сети.

Как известно, консорциум W3C "ответственен" за создание базовых XML-стандартов (XML 1.0 и 1.1, XML Schema, Namespaces in XML и др.). Международная организация OASIS пользуется заслуженным авторитетом как автор ряда высококачественных отраслевых стандартов, таких, как ebXML*1. Впрочем, интересы этого органа стандартизации не ограничиваются только отраслевыми приложениями XML. К примеру, стандарт языка схем RELAX NG - своеобразной альтернативы языка XML Schema W3C - был признан Международной организацией по стандартизации (ISO).

_____

*1 e-Business XML - XML для электронного бизнеса.

Вероятно, вряд ли нужно доказывать значение процессов выработки стандартов - авторитет указанных организаций лишнее тому свидетельство. В этой связи отрадно, что и Россия не осталась в стороне от остального мира. Так, в январе 2002 г. по инициативе ведущих отечественных производителей программного обеспечения и финансовых организаций было создано Некоммерческое партнерство "Стандарты электронного обмена информацией", целью которого явилась разработка стандартов электронного взаимодействия и обмена данными в области информационных систем*1.

_____

*1 Более подробно о деятельности международных органов стандартизации и принятых в них регламентах разработки стандартов, а также о роли и месте Некоммерческого партнерства в отечественной ИT-индустрии см.: "Россия: необходимость обретения стандарта. Из опыта разработки отраслевого стандарта электронного обмена информацией" (PC Week/RE, N 33/2003).

Говоря об организациях, занятых подготовкой различных XML-спецификаций, необходимо задаться вопросом их практического применения. Другими словами, определить: насколько востребованной оказывается деятельность таких организаций в частности и XML-стандарты вообще?

Разработка и применение XML-стандартов на примере банковской отрасли

Чтобы ответить на поставленный выше вопрос, рассмотрим результаты анкетирования, которое проводилось в апреле 2005 г. организаторами третьей международной конференции "Технологии банковского бизнеса: управление банком" среди ее участников. В опросе приняли участие 114 представителей банковского сектора.

Идея обратиться к посетителям конференции с просьбой поделиться опытом "общения" с XML далеко не случайна. Дело в том, что банковскую отрасль можно по праву причислить к одной из наиболее "продвинутых" с точки зрения использования информационных технологий. Действительно, банки всегда были первопроходцами в области внедрения новых систем и с особым пиететом относились к вопросам автоматизации.

Кроме того, данное мероприятие в определенной степени является "знаковым": проводимое под эгидой Ассоциации российских банков, оно всегда было местом встречи не только конечных пользователей - банковских аналитиков, аудиторов, менеджмента среднего и высшего звена и т.д., - но и представителей отделов автоматизации банков. Таким образом, в анкетировании оказались задействованы все заинтересованные стороны, что обеспечило широкую "палитру" мнений.

Итак, что же удалось выяснить в ходе опроса? Первое и самое главное открытие - это, как ни печально, исключительно низкий уровень применения XML-стандартов (8,6%). Кроме того, и это, на наш взгляд, также показательно, почти половина участников анкетирования вообще не осведомлена о практике использования XML-форматов (см. рис. 1).

Рис. 1. Применение XML-форматов (по данным

проведенного опроса)

Те, кто такой информацией обладает, отмечают, что наиболее часто XML применяется для сбора финансовой отчетности и интеграции программного обеспечения различных поставщиков (см. рис. 2).

Рис. 2. Области применения XML-форматов

Если говорить о планах в отношении XML, то более половины опрошенных (51,2%) полагают, что внедрение XML-форматов в их организации не ожидается. Вместе с тем определенный оптимизм внушает тот факт, что примерно каждый четвертый респондент говорит о планах по применению таких форматов (см. рис. 1). Среди проектов, в которых предполагается задействовать XML, наиболее часто упоминается платежная система Банка России, что в принципе не удивительно, если вспомнить о том, что сделано Рабочей группой по разработке, развитию и внедрению унифицированных форматов электронных банковских сообщений платежной системы Банка России. На втором месте - задачи представления отчетности. Вероятно, движение госорганов и общества в сторону международных стандартов финансовой отчетности и относительно недавнее распоряжение Банка России о переходе банковского сектора на подготовку финансовой отчетности по МСФО вызвали интерес к использованию XML в этих целях (см. рис. 2).

В целом результаты проведенного исследования говорят о том, что вопросы разработки XML-форматов весьма далеки от внимания их потенциальных потребителей. Действительно, всего лишь 13% опрошенных слышали о деятельности организаций по стандартизации. Наиболее часто респонденты упоминали международные организации W3C и OASIS (см. рис. 3).

Рис. 3. Осведомленность о деятельности организаций,

занимающихся разработкой XML-спецификаций

И еще одно нерадостное откровение для разработчиков стандартов заключается в том, что органы стандартизации не пользуются популярностью у представителей банковского сообщества. Так, более половины участников высказали сомнения в возможности обращения в подобную организацию с целью разработки стандарта (см. рис. 4, а). Примечательно, что более оптимистично настроены конечные пользователи - почти половина из них не отрицает такую возможность (см. рис. 4, б). У представителей ИT-отделов настрой более пессимистичный: свыше половины "банковских автоматизаторов" считают такое сотрудничество маловероятным.

Рис. 4. Перспективы обращения в организацию, занимающуюся

разработкой стандартов, с предложением создать XML-спецификацию

Чем объясняется столь низкий интерес к органам стандартизации? Вероятно, недостаточной осведомленностью об их деятельности и отсутствием масштабных с точки зрения потребителя задач, которые можно было бы отдать сторонней организации.

Подводя итоги опроса посетителей банковской конференции, хочу подчеркнуть, что хотя полученные результаты ни в коем случае не могут рассматриваться как окончательные, они весьма четко характеризуют текущую ситуацию: применение XML-форматов в России пока остается скорее "экзотикой", чем повседневной необходимостью. Действительно, из числа практически решаемых задач можно говорить только об унифицированных форматах электронных банковских сообщений платежной системы Банка России, на которые очень скоро должны будут перейти отечественные кредитные учреждения. Этим и объясняется то, что указанная задача оказалась лидером среди других областей применения XML. Настойчивая работа сотрудников Банка России принесла свои плоды, и сейчас проект по внедрению соответствующих форматов близок к завершению.

Пожалуй, еще один не менее печальный вывод, который напрашивается, это неосведомленность о деятельности Некоммерческого партнерства "Стандарты электронного обмена информацией". Иначе как можно объяснить, что отечественная организация занимает только третье место среди других органов стандартизации? Ничем иным, кроме как неосведомленностью, нельзя истолковать тот факт, что за время существования партнерства было разработано всего несколько стандартов.

Если вспомнить знаменитую кривую признания и распространения новых технологий*1, становится очевидным, что текущую ситуацию с использованием языка XML в России можно охарактеризовать как этап знакомства и раннего признания. Действительно, на этом этапе новую технологию осваивают приблизительно 13,5% пользователей, так называемых ранних приверженцев. Полученные в ходе опроса показатели - 8,6% - вполне соответствуют указанному критерию.    

_____

*1 См., например: Viardot Eric. Successful Marketing Strategy for High-Tech Firms. - 3rd edition. Artech House Publishers, 2004.

Таким образом, открытым остается вопрос: с чем же связано столь затянувшееся признание новой технологии? Несмотря на то что с момента создания Некоммерческого партнерства прошло более трех лет, ситуация в области разработки XML-стандартов практически не изменилась! Можно ли объяснить это специфичностью данного направления информационных технологий? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, что происходит в мире.

XML и мировой опыт

В самом начале статьи отмечалось, что своим успешным развитием XML-технологии во многом обязаны активной деятельности организаций, занимающихся разработкой и популяризацией отраслевых XML-спецификаций. Например, если говорить о такой отрасли, как финансы, можно насчитать порядка десяти различных сообществ и групп, ориентированных на обслуживание финансовой индустрии - путем создания соответствующих стандартов. Совершенно понятно, что Россия не может похвастаться изобилием аналогичных организаций, но на данном этапе это не является определяющим фактором. Главное отличие заключается в том, что на Западе от разработки XML-форматов перешли к их внедрению и, что более важно, к практическому использованию.

Сегодня накоплен целый ряд наглядных примеров применения языка XML. Чтобы не уходить далеко от проблематики практического исследования, результаты которого были рассмотрены в первой части статьи, остановимся на финансовой сфере.

Для описания данной предметной области разработано множество финансовых XML-спецификаций: FpML*1, OFX/IFX*2, FinXML*3, ebXML. В рамках данной статьи будет уместным рассмотреть практический опыт применения языка XBRL*4, поскольку подготовка отчетности всегда оставалась важнейшей задачей любой организации, а тем более кредитной.

_____

*1 Financial Products Markup Language - язык разметки для финансовых продуктов.

*2 Open Financial Exchange - открытый финансовый обмен.

*3 Financial XML - финансовый XML.

*4 Extensible Business Reporting Language - расширяемый язык бизнес-отчетности.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению практических случаев применения XBRL, не лишним будет сказать несколько слов о самом языке и об организации, занятой его разработкой.

Итак, XBRL - это диалект языка XML, предназначенный для решения задач финансовой отчетности. Его поддержкой занимается международный консорциум XBRL International, членами которого являются ведущие мировые поставщики программного обеспечения и представители мировых финансовых институтов - компании "большой четверки" (институты сертифицированных бухгалтеров Австралии, Канады, Новой Зеландии и США). На сегодняшний день созданы описания, или таксономии, основных отчетов, подготавливаемых согласно национальным стандартам отчетности - американскому, британскому, канадскому, корейскому и новозеландскому принципам учета (GAAP*1 США, Великобритании, Канады и т.д.). Необходимо подчеркнуть, что данные таксономии занимают центральное место в проектах с использованием языка XBRL.

_____

*1 Общепринятые принципы и правила бухгалтерского учета.

Усовершенствование квартальной отчетности американских банков

В соответствии с действующим законодательством американские банки обязаны ежеквартально отчитываться перед членами Федерального совета по надзору за финансовыми учреждениями (Federal Financial Institutions Examination Council). Членами совета являются Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation), Управление валютного контролера (Office of Controller of the Currency) и Совет управляющих Федеральной резервной системы (Federal Reserve System). Отчетность, представляемая в указанные органы банковского надзора, - это так называемые квартальные отчеты (call reports, формы 031 и 041), содержащие информацию о доходах и финансовом положении кредитных организаций.

По оценке представителей Федерального совета по надзору за финансовыми учреждениями, в настоящий момент квартальную отчетность представляют приблизительно 8400 американских банков. Каждый квартальный отчет содержит около 1200 информационных единиц, для проверки корректности сообщаемых данных используется порядка 1200 правил. С учетом того, что срок представления отчетности составляет 30 дней, а сотрудникам федеральных органов требуется еще около месяца на проверку данных, отчетный период составляет 2-2,5 месяца.

В 2003 г. органы банковского регулирования совместно с компаниями - членами консорциума XBRL International приступили к модернизации действующей системы сбора отчетных данных. В рамках этого проекта создается центральный репозиторий данных, предназначенный для сбора, проверки и распространения информации, содержащейся в квартальных отчетах. Для описания отчетных форм подготовлены таксономии, которые опираются на таксономию "Американский GAAP - банковские и сберегательные учреждения", разработанную американским отделением консорциума XBRL International.

Ожидается, что реализация этого проекта позволит существенно сократить время подготовки и проверки отчетов. В создаваемой системе будут задействованы современные информационные технологии; так, например, для передачи отчетов используются возможности Интернета. Кроме того, повысится точность представляемых данных, а использование языка XBRL создаст благоприятные предпосылки для осуществления сквозной обработки информации.

В настоящий момент проводится общее тестирование системы, а ее ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на конец 2005 г.

Квартальная отчетность для Статистического бюро Нидерландов

Все управления водных ресурсов Нидерландов (Dutch Water Boards) обязаны ежеквартально отчитываться перед статистическим бюро (Statistics Netherlands), которое является департаментом министерства экономики. Представляемые финансовые отчеты подготавливаются в соответствии с требованиями Европейского валютного союза (EMU reporting), а затем передаются в Европейскую комиссию и Европейский центральный банк.

В 2003 г. Статистическое бюро Нидерландов, а также ряд управлений водных ресурсов страны и поставщиков программного обеспечения начали проект по совершенствованию действующей системы сбора отчетности. В рамках проекта силами сотрудников статистического бюро была подготовлена таксономия, охватывающая 641 отчетный элемент.

В настоящий момент из 48 управлений шестнадцать внедрили новую технологию подготовки и представления отчетов. Успешный опыт внедрения языка XBRL поставил перед участниками проекта новые задачи - не только увеличить число охваченных управлений водных ресурсов, но и расширить область применения языка XBRL и привлечь другие государственные учреждения к практике использования XML-технологий.

Квартальная отчетность для Статистического бюро Нидерландов Все управления водных ресурсов Нидерландов (Dutch Water Boards) обязаны ежеквартально отчитываться перед статистическим бюро (Statistics Netherlands), которое является департаментом министерства экономики. Представляемые финансовые отчеты подготавливаются в соответствии с требованиями Европейского валютного союза (EMU reporting), а затем передаются в Европейскую комиссию и Европейский центральный банк.

В 2003 г. Статистическое бюро Нидерландов, а также ряд управлений водных ресурсов страны и поставщиков программного обеспечения начали проект по совершенствованию действующей системы сбора отчетности. В рамках проекта силами сотрудников статистического бюро была подготовлена таксономия, охватывающая 641 отчетный элемент.

В настоящий момент из 48 управлений шестнадцать внедрили новую технологию подготовки и представления отчетов. Успешный опыт внедрения языка XBRL поставил перед участниками проекта новые задачи - не только увеличить число охваченных управлений водных ресурсов, но и расширить область применения языка XBRL и привлечь другие государственные учреждения к практике использования XML-технологий.

Отчетность для Австралийского управления пруденциального регулирования

Пожалуй, одним из самых заслуженных "ветеранов XBRL" является Австралийское управление пруденциального регулирования (Australian Prudential Regulation Authority). Данное учреждение осуществляет надзор над деятельностью банков, страховых компаний, пенсионных фондов, кредитных союзов, строительных и дружеских обществ. Начиная с 2001 г. управление использует технологию D2A (Direct to APRA - "Напрямую в Австралийское управление пруденциального регулирования"), предназначенную для сбора данных подотчетных организаций.

Для описания отчетных форм используется язык XBRL - сотрудники управления разработали и поддерживают в актуальном состоянии ряд таксономий. В результате поставщики отчетности подготавливают необходимые документы в электронном виде и передают их в управление (по каналам Интернета, по электронной почте или на электронном носителе).

Поставщик коммерческой информации

Стоит отметить, что использование языка XBRL не ограничивается одними лишь органами надзора. Так, американский поставщик финансовых данных EDGAR Online воспользовался XBRL, а именно таксономией, подготовленной американским отделением консорциума XBRL International, чтобы расширить спектр своих услуг и выпустить на рынок новый финансовый продукт.

В базе данных этой компании хранится информация о сотнях предприятий, чьи акции котируются на американских фондовых биржах. EDGAR Online предлагает потребителям коммерческой информации воспользоваться новой услугой - получать данные об интересующих их организациях в формате XBRL. Для этого пользователи должны оформить платную подписку и установить на своих персональных компьютерах специальное ПО - расширение к Microsoft Excel. После чего они смогут получать данные с помощью Web-сервиса и загружать их непосредственно в Excel для дальнейшего анализа.

Разумеется, на инициативу по раскрытию коммерческой информации с помощью нового перспективного формата не могли не обратить внимание заинтересованные органы. Так, Комиссия по ценным бумагам и рынкам (США) сейчас изучает возможность использования XBRL для сбора данных и даже запустила пилотный проект. В рамках этого проекта подотчетным компаниям предложено на добровольной основе представлять отчетность в формате XBRL. Цель данной программы - проверить пригодность технологии, а ее итогом должно стать решение о целесообразности перехода на сбор данных в формате XBRL.

Интересно, что нечто подобное уже имело место в России. Так, в самом конце 90-х Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), являющаяся предшественницей Федеральной службы по финансовым рынкам, подготовила язык SMML (Securities Market Markup Language - язык разметки для рынка ценных бумаг). Данный язык представляет собой унифицированный формат для подготовки электронных документов профессиональными и иными участниками рынка ценных бумаг в ФКЦБ, а также для раскрытия этой информации. Примечательно, что подобная информация ряда эмитентов раскрывалась и до сих пор публикуется на сайте федеральной службы, а также на сайтах информационных агентств, уполномоченных на публичное представление информации.

Завершая рассмотрение практики использования языка XBRL, мы смело можем утверждать, что форматы обмена на основе XML находят самое широкое применение во всем мире. Таким образом, очевиден вывод: причина отставания России в этом вопросе вовсе не в самой технологии. При более глубоком изучении данной проблемы можно заметить одну очень интересную особенность: во всех проектах используются спецификации, которые разрабатывались при непосредственном участии представителей бизнеса. Другими словами, конечные пользователи активнейшим образом сотрудничают с организациями по стандартизации. И на наш взгляд, это основополагающая часть успеха: синергия будущих потребителей стандартов и ИT-специалистов позволяет создавать спецификации, не только тщательно проработанные с технической точки зрения, но и оптимально отвечающие специфическим требованиям предметной области.

Итак, основная причина отставания России в области разработки XML-стандартов, по нашему мнению, заключается в отсутствии заинтересованности со стороны конечного пользователя. Поэтому принципиально важно привлечь внимание представителей бизнес-сообщества к процессу разработки стандартов. Только с их активным участием развитие этого направления информационных технологий сможет выйти на качественно новый уровень и перейти в фазу активного освоения и использования.

С автором статьи, менеджером управления маркетинга компании Intersoft Lab, можно связаться по адресу: kudinov@iso.ru.