ИНТЕРВЬЮ

PC Week

Второй форум "Программные миры HP - 2005" посетил вице-президент и директор по технологиям департаментов программных решений и решений для адаптивного предприятия HP Рассел Дэниелс. О текущем и будущем развитии направлений OpenView и OpenCall, концепции адаптивного предприятия и парадигме коммунальных вычислений с ним беседовал заместитель главного редактора PC Week/RE Александр Трубицын.

Рассел Дэниелс

 PC Week: В чем заключается смысл концепции адаптивного предприятия, и какая роль отводится в ней продуктам HP OpenView и OpenCall?

Рассел Дэниелс: С моей точки зрения, концепция адаптивного предприятия отвечает ситуации, когда взаимоотношения бизнеса предприятия в целом и его ИТ-подразделения строятся таким образом, что бизнес получает результаты от ИТ, которые его удовлетворяют, а ИТ помогают бизнесу добиваться больших результатов, расходуя меньше средств. Иначе говоря - в синхронизации усилий бизнес- и ИТ-структур с целью превращения постоянных изменений ситуации в капитал. Подобное взаимодействие должно происходить на всех уровнях - ИТ-руководства, людей, выполняющих повседневную работу по поддержке инфраструктуры, а также лиц, принимающих решения о ее развитии.

Что касается роли наших ведущих программных продуктов в этой концепции, то их стоит рассмотреть по отдельности. Необходимо различать саму функциональную способность по созданию и доставке услуг и автоматизацию структуры управления, имеющую отношение к конкретной услуге. OpenCall сфокусирован на процессе доставки услуг как таковых на вертикальном рынке операторов связи, а OpenView - на автоматизации процесса управления предоставлением услуг, т. е. на определении их стоимости, производительности, безопасности и т. п.

Роль нашего ПО в концепции адаптивного предприятия состоит в том, что оно обеспечивает бизнес необходимыми механизмами работы с данными и реализует функции управления.

  PC Week: В каком направлении идет развитие пакетов OpenView и OpenCall?

Р. Д.: Начну с OpenCall. Он реализует набор услуг для операторов, и главным направлением его развития является сокращение времени создания и доставки качественных услуг совместно с возможностью их интеграции в комплексы. То есть OpenCall дает операторам все большую гибкость для вывода на рынок новых услуг, вне зависимости от того, какое оборудование они используют.

OpenView развивается в четырех направлениях - ускорение развертывания и использования сервисов, автоматизация поддержки ИТ-инфраструктуры, поддержка разнообразных бизнес-функций ИТ, например связанных с финансовыми аспектами работы, жизненным циклом ИТ-проектов и автоматизацией взаимоотношений пользователей и ИТ-подразделений. И наконец, последнее направление - автоматическая генерация информации для бизнеса исходя из операционных оперативных данных, так называемый бизнес-интеллект.

     PC Week: Какие новые пакеты появились в семействе OpenView?

  Р. Д.: Летом были объявлены новые большие пакеты SOA Manager и OpenView Compliance Manager. Кроме того, мы обновили ряд существующих пакетов. SOA Manager предназначен для крупных предприятий, у которых предоставляемые ИТ-сервисы исчисляются не десятками, а сотнями. Он реализует сервисно-ориентированную архитектуру (SOA) и берет на себя управление жизненным циклом сервисов. Современные комплексные сервисы динамически создаются из более простых, элементарных сервисов-блоков. Количество связей между ними может быть очень велико, и SOA Manager управляет этими взаимоотношениями, обеспечивая качество результирующих услуг более высокого уровня. Если на предприятии имеется слой Enterprise Management Architecture, поддерживающий взаимодействие приложений классов ERP, CRM и т. п., то SOA Manager, функционирующий на более высоком уровне, способен интегрироваться с ним.

Появление Compliance Manager связано с выходом закона Sarbanes-Oxley, который направлен на повышение финансовой открытости компаний и усиление контроля за работой их руководителей. Деятельность всех компаний, торгующих на американских биржах, в том числе и российских, должна ему соответствовать. Продукт создавался в тесном взаимодействии с финансовой группой HP и является инструментарием, делающим бизнес-процессы более прозрачными и доступными для аудита, что позволяет сократить затраты компаний.

  

PC Week: В докладе на форуме вы сказали, что будущее за коммунальными вычислениями (Utility Computing). Как в эту парадигму вписывается концепция адаптивного предприятия?

 Р. Д.: Если посмотреть, как сейчас ИТ-сервисы доставляются потребителю, то мы увидим изолированные приложения и ресурсы, а также выделенную под них инфраструктуру. Такая раздробленность служит причиной неэффективного использования средств, поскольку требует учета человеческих и компьютерных ресурсов, задействованных в процессе предоставления услуг. Это стало понятно довольно давно, и сейчас заказчики обращаются к нам с просьбами помочь им в переходе от разрозненной, изолированной системы к разделяемой сервисно-ориентированной, имеющей гораздо большую эффективность. Помимо выигрыша в стоимости эксплуатации бизнес приобретает свободу, чтобы в будущем перейти к коммунальным вычислениям.

Хочу подчеркнуть, что для России переход к адаптивному предприятию играет важную роль. Если не перейти сейчас, то это не только повлечет неоправданные затраты на поддержку все усложняющейся ИТ-инфраструктуры, но и будет упущен шанс воспользоваться передовыми технологиями.

 PC Week: Какой масштаб решений предполагается, когда говорят об Utility Computing? Речь идет о предприятии, городе или, может, стране?

  Р. Д.: Коммунальные вычисления - очень глубокая и многообещающая архитектура. Ее реализация происходит эволюционно: последовательно внедряются сначала малые решения, которые затем объединятся во все более крупные структуры. В далекой же перспективе Utility Computing может охватить и весь мир. Мы сейчас выполняем исследовательские проекты очень большого масштаба. Но на этом пути есть ряд трудностей - сложно убедить некоторые предприятия пользоваться объединенными серверами. Для руководителей бизнес-подразделений характерен такой синдром (мы называем его "держаться за свой сервер"): они ни в какую не желают зависеть от объединенных серверов.

То есть для того чтобы получить масштабный эффект от Utility Computing, необходимо не только реализовать соответствующую технологию, но и адаптировать процессы предприятия и изменить стереотипы мышления ключевых пользователей.

В настоящее время у нас имеется группа из 10-15 заказчиков, они переходят на систему коммунальных вычислений, но этот процесс весьма длителен.

 PC Week: Трудности по внедрению Utility Computing являются технологическими или же носят психологический характер?

Р. Д.: Когда мы выполняли один из проектов по внедрению подобных решений, с технологической точки зрения все было крайне непросто, но, как потом рассказывал руководитель проекта, организовать все тоже оказалось очень сложно.

Как технологу, мне бы хотелось, чтобы все трудности носили именно технологический характер, поскольку мне проще их решать. Но, к сожалению, чтобы добиться успеха, нужно следить и за технологиями, и за организационными процессами.

     PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати