АУТСОРСИНГ И СЕРВИСЫ

 

 

Новое поколение корпоративных динозавров беспомощно ожидает собственного исчезновения. Как показало недавнее исследование фирмы Katzenbach Partners, такие гиганты аутсорсинга, как EDS, Capgemini и Accenture, неизбежно сойдут со сцены, уступив со временем место более гибким, эффективным и прибыльным индийским компаниям наподобие Infosys и Wipro.

В основу своего исследования Katzenbach положила параметр RVG (Relative Value of Growth - относительное значение роста). В соответствии с ним ориентация на рост прибыли обеспечивает Infosys и Wipro стабильные позиции не только в настоящем, но и в будущем. Инвестиции в развитие хорошо вознаграждаются Уолл-стрит, чья благосклонность к той или иной компании во многом зависит от величины RVG. Высокий его уровень свидетельствует о надежности предприятия и создает благоприятную почву для инвестиций. Здесь, по словам сотрудника Katzenbach Ричарда Шрота, мы видим своего рода петлю положительной обратной связи, самодостаточной и практически неразрывной.

"5% своих текущих доходов индийские компании направляют на инновации, - отмечает он. - EDS едва ли сможет позволить себе такое. В результате рынок делает вывод, что у индийских аутсорсинговых фирм стоимостная структура намного эффективнее, чем у американских". Те же компании, которые пытаются повысить рентабельность за счет оптимизации маржи, скорее всего начнут опускать ее нижнюю планку, урезая свои обязательства по долгосрочным сделкам. А такой шаг, по мнению Шрота, вряд ли вызовет серьезный рост стоимости их акций.

Аналитики Katzenbach обрабатывали открытые данные, публикуемые акционерными компаниями, поэтому ни IBM Global Services, цифры по которой IBM не обнародует, ни частные фирмы наподобие Deloitte в результатах исследования не учитываются. Используемая для расчета RVG мудреная формула позволяет получить, по словам руководства Katzenbach, "численное значение, показывающее, как отражается на цене акций дополнительный рост по сравнению с увеличением операционной маржи компании". Значение этого параметра на уровне, скажем, семи означает следующее: чтобы добиться повышения стоимости акций, которое дает прирост доходов на 1%, маржу компании нужно повысить на 7%. Для Infosys величина RVG равна 53,2, для Wipro - 25,6, тогда как для Accenture - всего 1,1, а для EDS - вообще 0,8.

Состояние дел здесь очень напоминает известный случай из автомобилестроения. Давайте вспомним соотношение сил General Motors и Toyota году этак в 1965-м. Японская компания тогда намного уступала американской по размерам, но выпускала лучшие машины и продавала их по более низким ценам. При этом Toyota получала больше прибыли, что обеспечило ей стабильный рост. Американский же автомобильный гигант, напротив, старался удержать краткосрочные показатели доходности путем снижения цены и качества своей продукции.

***

Согласно исследованию Katzenbach Partners, ориентация Infosys и Wipro на рост прибыли обеспечивает этим компаниям уверенные позиции.

***

Но что же делать старой гвардии, когда раздаются такие зловещие предсказания, а сроки освоения новой продукции очень велики? Шрот видит только один выход: отказаться от больших и дорогих офисов в США. Из них пора перебираться туда, где много перспективных талантливых специалистов, а стоимость рабочей силы не столь высока. "Самые способные программисты работают в индийских компаниях", - уверен Шрот.

В ответ на такие заявления представитель EDS подчеркивает, что его компания собирается потратить 400 млн. долл. на совершенствование инфраструктуры и привлечение рабочей силы, а еще 100 млн. - на реализацию идеи "гибкого предприятия" с целью стандартизации своих технологий и сервисов. К тому же, по его словам, у компании есть 42 малозатратных офшорных филиала.

Тем не менее Шрот полностью уверен, что от дорогостоящих американских офисов нужно избавляться. "Одного только присутствия в Индии недостаточно", - предупреждает он.

Пути оздоровления Для каждого действия всегда найдется противодействие. Бостонская фирма Keane недавно устроила настоящий переворот, пригласив к себе Ричарда Гарника из Wipro и поручив ему руководство всеми своими операциями в Северной Америке - а это 90% всего бизнеса Keane. Теперь Гарник сможет постоянно находиться у себя дома в Бостоне, вместо того чтобы проводить половину времени в Индии.

Этот ветеран, проработавший в индийской компании пять лет, утверждает, что сохранять астрономические темпы роста здесь будет очень нелегко. Сейчас у Wipro 45 тыс. сотрудников, но чтобы обеспечить 30-процентный прирост производства, фирме понадобится в этом году еще 15 тыс. человек. Такое расширение чревато серьезнейшими проблемами для любой компании, поэтому инфраструктура Wipro в Бангалоре, по оценке Гарника, очень скоро начнет испытывать сильнейшую перегрузку.

Ну а в Keane он делает ставку на увеличение эффективности за счет повышения делового авторитета в США с одновременной активизацией использования глобальных ресурсов. Такое сочетание, как рассчитывает Гарник, позволит его новой компании развиваться быстрее своих американских конкурентов и обеспечит ей прирост на уровне индийских фирм.

     Со Стэном Гибсоном можно связаться по адресу: stan_gibson@ziffdavis.com.

Версия для печати