ПОГЛОЩЕНИЯ

Чем отличается дружественное поглощение от недружественного? Возможно, тем, что в последнем случае покупатель с риском для собственного имиджа предлагает акционерам покупаемой компании продать или обменять свои ценные бумаги, а в первом - он благосклонно соглашается приобрести их активы. Показательный пример - только что объявленное поглощение одного из лидеров рынка CRM - компании Siebel - корпорацией Oracle. Официальный пресс-релиз, посвященный данному событию, в отличие от того обращения, что в свое время запустило процесс поглощения PeopleSoft, начинается словами "Oracle соглашается приобрести компанию Siebel...". По мнению экспертов, указанная сделка, которая существенно перекроит мировой рынок CRM, знаменует заметное ослабление позиций "чистых" поставщиков CRM-систем и укрепление лидерства разработчиков комплексных ERP-пакетов, предлагающих модули CRM, тесно интегрированные со всеми остальными контурами корпоративного управления. Свое согласие дали уже и совет директоров Siebel, и один из основателей компании - Том Зибель, владеющий 10% ее активов. Завершить сделку объемом 5,85 млрд. долл. планируется к началу 2006 г.

"В результате этого приобретения Oracle сразу становится поставщиком номер один на мировом рынке CRM-приложений, - заявил глава корпорации Oracle Ларри Эллисон. - 4000 корпоративных клиентов и 3,4 млн. пользователей CRM-решений Siebel позволят нам укрепить наши ведущие позиции на рынке бизнес-приложений в Северной Америке и приблизиться к лидерству на мировом рынке". Простое сложение показателей за 2004 г. купленных ею в последнее время компаний свидетельствует в пользу такого прогноза (см. диаграмму). По оценкам Gartner, объем рынка CRM (только продажи лицензий) вырос в прошлом году на 2% и достиг отметки 3,5 млрд. долл. Согласно прогнозу IDC, рынок CRM-систем (лицензии плюс услуги) вырастет с 8 млрд. долл. в 2004-м до 10 млрд. в 2009 г.

Мировой рынок CRM по итогам 2004 г. (продажи лицензии, %)

Приобретение гигантской клиентской базы Siebel весьма выгодно Oracle, но какая судьба ждет популярные продукты поглощенной компании? Президент Oracle Чарльз Филипс пообещал, что они еще долго будут поддерживаться новым владельцем, а со временем произойдет их интеграция со всеми остальными бизнес-приложениями в рамках проекта Project Fusion CRM (первоначально целью Project Fusion была аналогичная интеграция систем Oracle и PeopleSoft). Представители корпорации заявляют, что CRM-решения Siebel, бизнес-приложения и связующее ПО Oracle имеют архитектуру, основанную на отраслевых стандартах, а подавляющее большинство внедренных систем Siebel использует СУБД Oracle.

Последний тезис нуждается в комментариях. Дело в том, что одно из наиболее успешно развивающихся направлений деятельности Siebel - предоставление функций CRM на условиях хостинга. Такого рода услуги приобрели в последнее время большую популярность и позволили одному из пионеров этого движения - фирме Salesforce.com увеличить свои доходы в прошедшем году на 84%. Руководство Oracle заявляет, что намерено всячески способствовать развитию данного сервиса, называемого еще "CRM по требованию". Но как это будет сделано, если все такие решения Siebel функционируют на конкурирующей платформе IBM DB2 и WebSphere и установлены в центрах обработки данных компании IBM?

Еще одной проблемой для Oracle может стать противоречие между необходимостью поддерживать на протяжении длительного времени старых клиентов Siebel, эксплуатирующих свои решения на программных платформах IBM и Microsoft, и желанием консолидировать все доставшиеся ей бизнес-приложения на собственной технологической платформе (напомним, что CRM-модули есть также в ERP-системах PeopleSoft, JD Edwards и Oracle E-Business Suite). Проблемы эти, впрочем, коснутся только западных заказчиков, поскольку в нашу страну Siebel пришла сравнительно недавно и еще не успела как следует развернуться.

Нет сомнений, что всеми указанными обстоятельствами попытаются воспользоваться ближайшие конкуренты в сегменте CRM (теперь это SAP и Salesforce.com). Борьба за унаследованную клиентскую базу Siebel только начинается. Первый залп уже выпустил исполнительный директор Salesforce.com Марк Бениоф, который сделал заявление, неявно адресованное пользователям Siebel: "Стратегия Oracle проста. Вместо того чтобы заниматься инновациями, купи как можно больше ПО с широкой инсталлированной базой, назови его Oracle Fusion и сделай так, чтобы все оно использовало СУБД Oracle. Сейчас то, что произошло с PeopleSoft, повторится и с Siebel. Она отойдет в мир иной".