ОБЗОРЫ
Владимир Дрожжинов,
В то время как строительство информационного общества в России - вопреки подписанной Президентом РФ В. В. Путиным в 2000 г. на о. Окинава "Хартии глобального информационного общества" - вот уже более пяти лет так и остается предметом академических "распальцовок" (см., например, www.riocenter.ru), Европейский Совет именно с текущего года демонстрирует завидную последовательность в системном строительстве информационного общества для людей (в частности, на это направлена программа "Электронная Европа").
В текущем году на весенней сессии Европейского Совета рассматривался вопрос о развитии экономики и повышении уровня занятости в странах ЕС. В качестве главного фактора устойчивого увеличения объема знаний и роста числа инноваций было выделено формирование развернутого информационного общества, которое должно базироваться на широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в сфере государственного обслуживания, деятельности малых предприятий и повседневной жизни населения.
Накопленный в мире опыт показывает, что ИКТ являются мощным двигателем национального развития и увеличения трудовой занятости. Различия в экономических показателях между промышленно развитыми странами в значительной степени зависят от объема инвестиций в ИКТ, масштабов исследований в этой сфере, использования их результатов, а также от проникновения ИКТ в отрасли промышленности, связанные с массовым применением информации.
В последние годы темпы развития ИКТ достигли порога, за которым становятся возможными формирование информационного общества, а также массовое распространение мультимедиа и широкополосной связи с подключением множества устройств, работающих на разных аппаратно-программных платформах. Цифровая конвергенция информации, услуг мультимедиа, сетей и устройств оказывает огромное влияние на повседневную действительность: ИКТ становятся более интеллектуальными, безопасными и быстродействующими и, главное, упрощается их использование.
Однако для адекватного реагирования на фундаментальные изменения в технологии необходимы упреждающие действия в политике и законодательстве. Другими словами, цифровая конвергенция требует от регулирующих структур приведения текущего законодательства в соответствие уровню развития цифровой экономики.
В конце 2005 г. завершается выполнение программы "Электронная Европа", и Европейская Комиссия предлагает новую рамочную стратегию дальнейшего развития информационного общества в странах содружества под названием "i2010 - Европейское информационное общество 2010 года"*1, которая продвигает идею открытой и конкурентоспособной цифровой экономики, подчеркивая роль ИКТ в росте вовлеченности населения в информационное общество и повышении качества жизни. Комиссия выделила следующие приоритетные направления для дальнейшего формирования информационного общества Европы и политики в сфере массового распространения информации:
_____
*1 COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES. Brussels, 31.05.2005. COM(2005) 229 final. COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE COUNCIL, THE EUROPEAN PARLIAMENT, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS. "i2010 - A European Information Society for growth and employment"
1) завершение создания единого европейского информационного пространства, которое содействует открытости и конкурентоспособности внутреннего рынка;
2) развитие инноваций за счет увеличения инвестиций в исследования в сфере ИКТ для ускорения национального экономического роста и повышения уровня занятости населения;
3) построение европейского информационного общества, в котором делается акцент на улучшении общественного обслуживания и качества жизни людей.
В последующих разделах описываются цели инициативы i2010 и соответствующие ключевые действия.
Единое европейское информационное пространство
Цель 1. Создание единого европейского информационного пространства, предлагающего доступную и безопасную связь с высокой пропускной способностью, а также содержательный, разнообразный контент и цифровые услуги. |
В данной инициативе формирование информационного общества является поворотным моментом: ИКТ перешли в стадию такого массового распространения, что могут существенно изменить наш образ жизни, методы работы и способы взаимодействия людей между собой и с государством. Насыщенный мультимедийный контент становится доступным в новых, разнообразных форматах и может доставляться пользователям независимо от их географического местоположения или времени суток, а также настраиваться в соответствии с индивидуальными предпочтениями отдельных граждан или иными требованиями. Усовершенствования сетевых технологий в совокупности с новыми методами сжатия информации позволяют создавать более быстрые каналы распространения информации и предоставлять клиентам новые форматы контента и услуги (это, например, IP-телефония, сетевое телевидение, онлайновая музыка).
Разработка нового контента, развитие услуг по его продаже и создание соответствующих бизнес-моделей продвижения этого контента на рынке стимулируют развитие национальной экономики и рост занятости. Например, ожидается, что к 2008 г. предложение на западноевропейском рынке интерактивного контента утроится, а спрос на него вырастет десятикратно. По данным Европейской Комиссии, уже сегодня продукция интерактивного контента составляет 8% общего ВНП стран ЕС. Вместе с тем воздействие цифровой конвергенции будет ощущаться и на глобальном уровне, усиливая мировую конкуренцию. Политические лидеры ЕС полагают, что если Европа хочет извлечь выгоду из своего экономического потенциала, необходимы упреждающие политические действия для создания благоприятных рыночных условий, способствующих становлению общества знания (имеется в виду, в частности, обучение людей на протяжении всей жизни, развитие их творческого потенциала и широкое внедрение инноваций), а также обеспечению безопасности, защите здоровья граждан и формированию европейского информационного общества.
Построение единого европейского информационного пространства должно решить четыре главные проблемы, связанные с цифровой конвергенцией:
- скорость: внедрение широкополосных сетей передачи данных для предоставления жителям европейских стран новых услуг, таких, как доступ к более насыщенному контенту и высококачественному видео;
- насыщенный контент: принятие юридических и экономических мер, направленных на поощрение развития новых типов услуг и создание интерактивного контента;
- способность к взаимодействию: расширение номенклатуры устройств и платформ, которые могут "разговаривать друг с другом", и рост числа услуг, переносимых с платформы на платформу;
- безопасность: усовершенствование Интернета (сокращение числа технологических отказов, защита людей от мошенничества и информации непристойного содержания и т. д.), направленное на повышение доверия со стороны инвесторов и потребителей.
Цифровая конвергенция должна опираться на непротиворечивую систему правил, которая регулировала бы внутренний рынок и охватывала, например, аудиовизуальные средства, цифровое телевидение, интерактивную торговлю, охрану прав интеллектуальной собственности и мероприятия по поддержке создания и оборота европейского контента. Некоторые регулирующие документы (скажем, директива по электронной коммерции) выпущены недавно и уже отражают особенности цифровой конвергенции. Другие, такие, как директива "Телевидение без границ", нуждаются в пересмотре. Европейская Комиссия проводит исследование правил, связанных с цифровой экономикой, чтобы сделать их взаимодействие более согласованным и ориентированным на экономические и технологические аспекты, и предполагает:
- к концу 2005 г. пересмотреть директиву "Телевидение без границ" в части модернизации правил оказания услуг аудиовизуальных средств информации;
- к 2007 г. провести анализ общественного восприятия информационного общества и услуг средств массовой информации и выдвинуть предложения о проведении необходимых изменений.
Регулирование использования электронных коммуникаций подверглось трансформации еще в прошлом десятилетии. При этом признано, что Европейский рамочный регламент электронных коммуникаций, действующий с 2003 г., является лучшим примером регулирования в этой области. Новые высокоскоростные беспроводные приложения выдвигают особые требования к радиочастотному спектру. Европейские эксперты считают, что политика ЕС должна быть нацелена на создание условий равного доступа к этому спектру на основе рыночных механизмов. Этому будет содействовать, в частности, запланированное на 2012 г. прекращение аналогового наземного телевещания.
Цифровая конвергенция предъявляет серьезные требования к взаимодействию между устройствами, платформами и сервисами. Поэтому Еврокомиссия намеревается использовать все свои возможности и механизмы для решения этой проблемы, предусматривая, например, проведение исследовательских работ, оказание содействия развитию открытых стандартов, обеспечение поддержки диалога между всеми заинтересованными сторонами, а также, в случае необходимости, и принятие принудительных мер. Такая политика уже доказала свою успешность при развитии в Европе мобильной телефонии. В рамках инициативы i2010 комиссия также собирается проводить комплексную политику управления интеллектуальными правами на цифровой контент.
Заслуживающие доверия, безопасные и надежные ИКТ являются важнейшим фактором для широкого распространения конвергентных цифровых услуг. В 2006 г. Еврокомиссия намерена предложить стратегию строительства безопасного информационного общества, направленную на объединение и обновление всех имеющихся в наличии инструментов обеспечения информационной и физической безопасности жителей и развития материальной инфраструктуры общества. В этой стратегии повышенное внимание будет уделяться организации отрядов самозащиты граждан, усилению их бдительности и организации мониторинга угроз, связанных с терроризмом или природными катастрофами, осуществлению быстрого и эффективного реагирования на эти угрозы. Будут поддерживаться и целенаправленные исследования в области проектирования методов и средств обеспечения безопасности, а также мероприятия, направленные на проверку решения по таким ключевым вопросам, как, например, идентификация пользователей и управление их правами доступа к информации (identity management). В случае необходимости будут пересмотрены правила регулирования в области защиты персональных данных, электронной подписи, распространения незаконного или непристойного контента.
Предполагается, что реализация единого европейского информационного пространства в рамках инициативы i2010 ускорит получение экономических выгод от цифровой конвергенции за счет проведения перечисленных ниже мероприятий.
- Обобщение опыта использования рамочной структуры регулирования электронных телекоммуникаций (2006 г.), включая определение эффективной стратегии (2005 г.) управления радиочастотным спектром.
- Создание согласованной внутренней рыночной структуры для информационного общества и предоставление услуг средств массовой информации путем таких мер, как:
- модернизация правовых рамок для предоставления аудиовизуальных услуг (начнется с предложения комиссии пересмотреть в 2005 г. директиву "Телевидение без границ");
- проведение анализа общественного восприятия информационного общества и услуг средств массовой информации и выработка предложений о внесении необходимых изменений (2007 г.);
- эффективная реализация существующих и модифицированных технологий управления информационным обществом и услугами средств массовой информации.
- Постоянно осуществляемая поддержка действий по созданию и циркуляции европейского контента.
- Определение и реализация стратегии обеспечения безопасного Европейского информационного общества (2006 г.).
- Идентификация и продвижение целенаправленных действий по обеспечению интероперабельности, включая управление правами на цифровой контент (2006-2007 гг.).
Инновации и инвестиции в научные исследования
Внедрение и квалифицированное применение ИКТ служит одним из факторов увеличения производительности труда и общего подъема экономики, стимулирующим распространение бизнес-инноваций.
Исследования и инновации. По данным Европейской Комиссии, на долю Европы приходится примерно одна треть глобального объема продаж ИКТ, который в среднем растет на 5% в год. В настоящее время этот регион является общепризнанным лидером в сфере электронных коммуникаций, принося крупнейшим мировым игрокам от 40 до 50% доходов.
Цель 2. Достигнуть мировых показателей в проведении исследований и внедрении инноваций в области ИКТ, сокращая и устраняя разрыв с главными конкурентами Европы. |
Инвестиции в научные исследования и инновации необходимы, чтобы сектор ИКТ мог продолжать поставлять рабочие места и обеспечивать экономический рост в настоящее время и в будущем. Однако государства Европы серьезно отстают от ведущих стран по объемам вложений в сектор ИКТ (см. таблицу).
Инвестиции в исследования по ИКТ (2002 г.)
Показатель | 15 стран ЕС | США | Япония |
Инвестиции частного сектора, млрд. евро | 23 | 83 | 40 |
Инвестиции общественного сектора, млрд. евро | 8 | 20 | 11 |
Количество жителей, млн. чел. | 383 | 296 | 127 |
Инвестиции на одного жителя, евро | 80 | 350 | 400 |
Доля НИР и ОКР в области ИКТ в общем объеме инвестиций в НИР и ОКР, % | 18 | 34 | 35 |
Источник: IDATE (для EС); Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). |
По мнению наблюдателей, для сохранения лидерства в области ИКТ Европе необходимо проводить стратегические исследования в тех направлениях, где она уже имеет сильные позиции (это, например, наноэлектроника, микропроцессоры, встроенные системы, коммуникации), а также в новых развивающихся областях (Web-услуги, системы распознавания и др.). Следует также поддерживать международную конкурентоспособность европейских стран в таких сферах, как стандартизация и научная работа по географическим информационным системам. Помимо этого Европе надо увеличить инвестиции в исследование ИКТ для того, чтобы выполнить принятое ранее в ЕС решение о выделении 3% ВНП в год на НИОКР.
Развертывание и внедрение ИКТ. Однако осуществление только научных проектов является недостаточным. Реальные выгоды от ИКТ появляются после их интеграции в те или иные программы и услуги, внедрения новых бизнес-моделей, проведения организационных изменений и получения соответствующих профессиональных навыков. Сейчас предприниматели ощущают рост производительности за счет применения ИКТ, но пока еще им приходится сталкиваться с такими негативными явлениями, как сложность взаимодействия между разными продуктами, невысокая степень их надежности и безопасности. Встречаются трудности и при реорганизации рабочих мест для интеграции ИКТ; к тому же нередко на эти действия и последующую поддержку требуются большие финансовые затраты. Особенно серьезные проблемы по внедрению передовых ИКТ возникают у малых и средних предприятий.
А между тем наступающая эра электронного бизнеса базируется на интегрированных решениях ИКТ, безопасных Web-услугах и средствах коллективной работы, позволяющих в совокупности поднять производительность труда. По мнению специалистов, в предстоящие годы предприятия будут все шире использовать ИКТ. Именно поэтому им чрезвычайно важно оптимизировать свою производственную среду путем эффективного внедрения этих технологий.
Реализуемая в настоящее время в ЕС стратегия развития предусматривает использование инвестиций в научные исследования и инноваций в качестве источника устойчивого экономического роста и увеличения занятости. Несмотря на то что Европа добилась больших успехов в области изобретений, она тем не менее не всегда оказывается в состоянии воплотить их в жизнь. Поэтому инициатива i2010 будет активно содействовать снижению барьеров между получением научных результатов и экономическими достижениями в их применении.
Недавно Европейская Комиссия анонсировала две главные программы, направленные на усиление позиций Европы в области ИКТ: седьмую рамочную программу исследований и опытных разработок (Seventh Research Framework Programme, FP7) и программу "Конкурентоспособность и инновации" (Competitiveness and Innovation Programme, CIP).
В предложениях по программе FP7 комиссия просит о существенном увеличении бюджета на исследования в сфере ИКТ. Положительное решение этого вопроса за счет расширения вклада со стороны частного и государственного секторов будет серьезно способствовать сокращению отставания европейских государств от других ведущих стран.
Комиссия будет поощрять преобразование последних технологических достижений в инновационные приложения и услуги как в общественном, так и в частном секторах, для чего между частными и государственными организациями будут создаваться партнерства, которые смогут мобилизовать ноу-хау, средства и финансовые ресурсы промышленности для проведения исследований в приоритетных направлениях. Для этого комиссия должна расположить по приоритетам проводимые стратегические исследования в тех областях, где преимущества и позиции Европы являются наиболее высокими, а воздействие полученных результатов на экономический рост и увеличение трудовой занятости населения окажется наиболее ощутимым. В Программе FP7 на первый план выдвинуты следующие технологические направления:
- технологии в области развития знаний, контента и творческого потенциала, включая распознавание, моделирование и визуализацию;
- расширенные и открытые коммуникационные сети связи;
- безопасное и надежное ПО;
- встроенные системы;
- наноэлектроника.
Комиссия также собирается поощрять инвестиции в исследования в области ИКТ в странах Европы с помощью дополнительных мероприятий. Так, будет поддерживаться стратегическое сотрудничество между различными исследовательскими программами и согласование их на национальных и общеевропейском уровнях. Кроме того, комиссия будет проводить мониторинг затрат со стороны государственного и частного секторов. Наконец, в области образования она намерена продвигать политику, позволяющую европейским специалистам получать все необходимые навыки по проведению исследований, внедрению инноваций и использованию ИКТ.
Комиссия также предполагает проводить интегрированную политику по электронному бизнесу, с тем чтобы особое внимание уделять малым и средним предприятиям. Эта политика должна быть дополнена поддержкой со стороны фондов структурного и местного развития (Structural and Rural Development Funds).
В целом для обеспечения роста инвестиций в исследования и инновации в рамках инициативы i2010 Еврокомиссия намерена осуществить следующие мероприятия:
- предложить увеличение к 2010 г. финансирования исследований по ИКТ на 80% в масштабах ЕС и призвать все страны содружества сделать то же самое;
- определить приоритеты стратегических исследований в сфере ИКТ относительно ключевых технологических направлений в рамках общеевропейской программы FP7 (2007 г.);
- запустить исследования, с тем чтобы преодолеть узкие места, которые требуют технологических и организационных решений (2006 г.);
- определить необходимые мероприятия, стимулирующие частный сектор к инвестированию в исследования по ИКТ и внедрению инноваций (2006 г.);
- выработать конкретные предложения по информационному обществу для всех членов ЕС в рамках стратегических рекомендаций по сплоченности (Strategic Guidelines on Cohesion) на период 2007-2013 гг.;
- определить политику в сфере электронной коммерции, направленную на устранение технологических, организационных и юридических барьеров на пути внедрения ИКТ, уделив при этом особое внимание малым и средним предприятиям;
- создать инструментальные средства, которые позволяют поддержать новые методы труда при внедрении инноваций на предприятиях, а также позволяют сотрудникам приобрести навыки, необходимые для работы в новых условиях.
Информационное общество для людей
С расширением использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается их воздействие на духовную и материальную жизнь общества. Предполагается, что реализация инициативы "i2010 - Европейское информационное общество 2010 года" обеспечит:
- рост уверенности общества в том, что ИКТ приносят пользу всем гражданам Европы;
- улучшение государственных услуг - они становятся более рентабельными, эффективными и доступными;
- повышение качества жизни граждан.
Но реализовать этот план будет непросто. Сегодня больше половины населения стран ЕС либо получают доступ к государственным услугам в неполном объеме, либо совсем их лишены. Поэтому устранение социальных, экономических и региональных различий между странами ЕС с помощью продуктов и услуг ИКТ является политическим императивом. В инициативе i2010 особое внимание уделяется полному включению граждан в цифровой мир, и для этого предлагается прежде всего обучить их азам компьютерной грамотности.
Государственные услуги являются важной частью европейской экономики. Например, на долю государственных закупок приходится около 16% ВНП. Ключевая цель состоит в повышении эффективности этих услуг. ИКТ позволяют в некоторой степени решить эту задачу. Например, возврат переплаченных налогов в интерактивном режиме позволяет сохранить миллионы часов в год как госслужащим, так и гражданам.
ИКТ могут внести значительный вклад в повышение качества жизни. В частности, использование новых медицинских и социальных услуг способствует улучшению здоровья граждан, что особенно актуально в свете демографических проблем в Европе (старение населения и необходимость привлечения к общественно-полезному труду пожилых людей). Расширение возможности доступа к историческим и культурным ценностям позволяет укрепить культурное разнообразие Европы. Эффективный контроль за чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями, а также внедрение производственных процессов с низким потреблением энергии обеспечит сохранность благоприятной экологической среды. Наконец, с помощью ИКТ можно повысить безопасность транспорта, сделать его более экологически чистым и менее энергоемким.