ПРОЕКТЫ

Федеральная служба государственной статистики (Росстат, www.gks.ru) - головная организация, обеспечивающая учет показателей макроэкономики страны, происходящих социально-демографических процессов, уровня занятости населения и других параметров, - приступила к эксплуатации системы обучающих центров. Их создание, как сообщил глава ведомства Владимир Соколин, призвано решить проблему обучения и аттестации служащих Росстата в регионах, затрудненную из-за значительной географической разбросанности подразделений и отсутствия единых стандартов обучения.

На сегодняшний день в 89 территориальных комитетах и 2200 районных отделах статистики трудятся около 25 тыс. сотрудников системы Росстата. Возрастающая сложность решаемых аналитических задач требует от них знаний в различных областях (математической статистике, социальной психологии, демографии, макроэкономике и других дисциплинах). Кроме того, Росстат готовится к проведению в 2006 г. всероссийской сельскохозяйственной переписи, первой после переписи 1920-го. Ее цель - получить максимально полные данные об отечественных сельхозпроизводителях и их продукции. К участию в этом исследовании планируется привлечь 51,1 тыс. сельскохозяйственных организаций и предприятий; 269,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; 39,9 тыс. индивидуальных предпринимателей; 23,6 млн. личных подсобных хозяйств, а также 67,9 тыс. садоводческих, животноводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Программа сельскохозяйственной переписи требует дополнительного обучения специалистов и переписного персонала. Курс подготовки должны пройти около 300 тыс. человек по всей стране. Все это сложно реализовать без современной системы переподготовки и обучения кадров в масштабах страны, без отрыва от производственной деятельности, в условиях территориальной разобщенности и разных часовых поясов. Развертывание инфраструктуры современных учебных центров на базе интернет-технологий, действующих при территориальных отделениях Росстата, и призвано решить эти задачи. Кроме того, наличие связанных между собой центров позволит руководству федеральной службы проводить видеоконференции, совещания и консультации, получать оперативную информацию о состоянии дел на местах.

Базис нового учебно-методического комплекса образуют восемь центров обучения. Два из них расположены в Москве, остальные - в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске. Каждый центр рассчитан на десять учебных мест, оснащенных ПК HELiOS Profile VL555, а также активным сетевым оборудованием и сервером телекоммуникационных служб, через которые организуется подключение внутренней сети к Интернету и другим служебным сетям. Обучение будет проводиться как в очной форме (непосредственно в центрах), так и дистанционно. Аппаратно-программные средства позволяют преподавателю видеть экран ПК каждого учащегося и в интерактивном режиме общаться с ним, не мешая остальным ученикам. Он может также взять управление "на себя" и производить обучающие действия на выбранном дисплее. Уникальным элементом оборудования учебного класса является интерактивная электронная доска, позволяющая наглядно демонстрировать работу с прикладной программой. Для контроля усвоения знаний служит система индивидуального голосования. В федеральном учебном центре, расположенном в здании Росстата в Москве, оборудован конференц-зал с возможностью трансляции совещаний и семинаров во все региональные центры, а в специализированном учебно-производственном комплексе сотрудники федеральной службы могут самостоятельно создавать учебные курсы для системы дистанционного обучения.

Учебный класс федерального учебного центра Росстата

Открытие обучающих центров Росстата - часть программы STASYS ("Развитие системы государственной статистики"), которая стартовала в 2000 г. и координируется фондом "Бюро экономического анализа" (БЭА). Эта программа инициировала институциональные и методологические преобразования в российской статистике, в частности ее переход на международные стандарты, разработанные в соответствии с рекомендациями ООН и других организаций. Финансирование проекта по созданию учебных центров осуществлялось за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. Выступив в роли заказчика, фонд БЭА контролировал все аспекты реализации проекта. Общая стоимость его, как сообщил руководитель фонда Сергей Лавров, составила 50 млн. долл. (В эту сумму входит и оплата консультационных услуг передовых западных фирм и международных организаций по совершенствованию статистического учета как в методической, так и в организационной части.) Среди трудностей реализации такого масштабного проекта он отметил отсутствие во многих регионах доступных (по стоимости) для государственных ведомств средств связи.

Исполнителем проекта по оснащению учебных центров Росстата выступила компания РБК Софт, которая разработала инфраструктуру учебных классов, выполнила поставку и интеграцию аппаратных средств, настройку ПО.

Версия для печати