За последние 20 лет Пентагон истратил 100 млрд. долл. на защиту от баллистических ракет. Только в бюджете 2006 г. на эти цели выделено 8,7 млрд. долл. Среди обширного списка реализуемых в рамках этих сумм технологических решений наибольшие споры вызывает проект боевого лазера Airborne Laser (ABL), работы над которым стартовали еще в начале 70-х годов. Так, в 1983-м лазерный комплекс, установленный на самолете KC-135A, который НАСА использовало для тренировок астронавтов, уничтожил пять запущенных сверхзвуковых ракет SideWinder, а в период 1994-1998 гг. резко возросло финансирование современной версии проекта ABL: за прошедшие 10 лет на нее потрачено 3 млрд. долл., и еще почти в три раза больше запланировано к освоению в следующую декаду.

Эксперты единодушны во мнении, что уничтожать баллистическую ракету лучше всего в первые несколько минут ее полета, когда она находится на этапе разгона и еще не покинула атмосферу, хорошо засекаема за счет крупных размеров топливных баков и высокой температуры пламени. Предполагается, что комплекс ABL - мегаваттная лазерная пушка, установленная в носу модифицированного самолета Boeing 747, сможет разрушить обшивку или электронные системы ракеты с расстояния в несколько сотен километров. К сегодняшнему дню прошли летные испытания такого Boeing, на нем была установлена полутораметровая линза, закончились первые наземные тесты по генерации мегаваттного луча (его характеристики за счет выбора инфракрасной области излучения не зависят от атмосферных условий), и теперь ведется сборка главного модуля наведения лазера на цель Beam Control Fire Control, управляющего шестью вспомогательными лазерными установками отслеживания мишени (исходно планировалось 14 дополнительных лазеров, однако конструкцию решено было упростить), а также адаптивной оптической системой.

На практике в ходе реализации ABL возникло множество инженерных проблем. Так, первое полноценное испытание по выявлению и уничтожению ракеты Scud над Тихим океаном в условиях атмосферных помех, запланированное на 2003 г., перенесено на декабрь 2008-го, а бюджет проекта вырос по сравнению к первоначально запланированным в два раза, до 10,7 млрд. долл.

Оказалось, что лазерный комплекс слишком тяжел и ресурсов нынешнего самолета ABL недостаточно - приходится жертвовать мощностью луча, вследствие чего для уничтожения ракеты подлетать к ней нужно достаточно близко, что повышает риск обнаружения самолета. Кроме того, если мобильные ядерные установки в таких странах, как Россия и Китай, будут располагаться в глубинах их территорий, то не хватит даже оптимистически предсказанной дальности действия ABL - 400 км, и придется вторгаться в воздушное пространство чужой страны, не владея полной информацией о причинах запуска выявленной баллистической ракеты.

Представители МО США рассчитывали, что будет достаточно пяти - семи машин ABL, чтобы обеспечить круглосуточный контроль за одним театром военных действий, однако с 90-х годов американская военная доктрина сильно изменилась, и теперь акцент в ней делается на участии во множестве одновременно разворачивающихся локальных конфликтов, но для создания большой летной группировки ABL-машин не хватит даже американской промышленной базы. Кроме того, подобные самолеты легко засекаемы с земли, что увеличивает риск их уничтожения. При постоянном барражировании над рядом регионов возможны помехи и в виде самолетов гражданской авиации, двигающихся примерно на тех же высотах, что и ABL-машины.

По этим причинам Пентагон в настоящее время внимательно рассматривает ряд альтернатив для борьбы с баллистическими ракетами. Это прежде всего ударное кинетическое оружие (фактически болванки разных размеров, разгоняемые перед столкновением с мишенью до больших скоростей) - финансирование данного направления начиная с 2003 г. в США резко возросло, и на 2008-й намечены первые испытания такого оружия (интересно совпадение по срокам с тестированием ABL-системы). Весьма перспективными считаются и беспилотные аппараты - они дешевы и слабо засекаемы. Так, Пентагон выделяет 1,5 млрд. долл. на совместный американо-израильский проект по созданию эскадрильи из 20 “беспилотников”, каждый из которых будет оснащен тремя - шестью ракетами-перехватчиками. Не остаются без внимания и классические варианты с развертыванием перехватчиков на обычных кораблях и самолетах. А в рамках ABL тем временем уже начаты работы по созданию второй, более совершенной машины. Изучается возможность использования мощного лазера и для уничтожения движущихся наземных целей.

***

В Еврокомиссии обсуждается возможность введения режима обязательного хранения не только метаинформации о пользователях Интернета и мобильных телефонов (посещаемые сайты, адреса э-писем, номера вызываемых абонентов), но и полного трафика каждого пользователя Сети в течение года - копии всех просмотренных им страниц, содержимое э-переписки и чатов и т. д. С одной стороны, такое решение существенно упростит поиск в отложенном режиме лиц, пользующихся Сетью в преступных целях, однако неясны требуемые технические ресурсы и возможности провайдеров для реализации такого проекта. Кроме того, против подобного плана выступают европейские правозащитники, не без основания считая его вмешательством в личную жизнь.

***

Подразделение компании EADS, занимающееся проектированием систем дозаправки самолетов в воздухе, увеличивает число проектов, разрабатываемых на Аде. В последние годы программисты из EADS выполнили немало задач на С++, однако им так и не удалость достичь надежности, характерной для Ада-продуктов. Поэтому новые решения будут создаваться на базе ОСРВ VxWorks 653 фирмы Wind River Systems, сертифицированной по авиационному стандарту ARINC 653, и платформы Ада-программирования GNAT Pro для VxWorks, выпущенной компанией AdaCore (www.adacore. com). GNAT Pro выбрана, в частности, потому, что она отвечает стандарту DO-178B, требующему защиты приложений от серьезных программных сбоев.

По оценкам специалистов AdaCore, на сегодняшний день 70% действующих военных приложений в США и Европе создано с помощью Ады, а спрос на среды Ада-программирования за последние 10 лет увеличился на 20%. На эту тенденцию наверняка положительно повлияет и готовящийся к выходу новый стандарт языка Ada 2005.

***

В бортовых системах европейского истребителя Eurofighter Typhoon (www.eurofighter.com) используется встраиваемая в ПЗУ ОС РВ Integrity фирмы Green Hills Software (www.ghs. com), позволяющая максимально эффективно задействовать ресурсы процессоров PowerPC. При создании бортового ПО для истребителя применяется кросс-платформенная среда разработки AdaMULTI этой же фирмы, включающая компиляторы и отладчики для языков программирования Ada 95, Cи/C++ и Фортран. А версия Embedded C++ получила сертификат высшего уровня А стандарта DO-178B радиотехнической комиссии по аэронавтике (www.rtca.org).

***

Беспилотный вертолет IAV2 фирмы BAE Systems летом 2005 г. выполнил первый официальный самостоятельный полет. Он поднялся в воздух на 2000 м и за семь минут проследовал по десяти заданным точкам маршрута со скоростью 25 км/ч, после чего успешно приземлился без помощи оператора. Диаметр винта устройства, упрятанного в безопасный кожух, составляет около 60 см.

***

Специалисты компании Northrop Grumman (www.northropgrumman.com) выбрали продукты фирмы MathWorks (www. Mathworks.com) для проекта NGTG, в рамках которого рассчитываются в реальном времени траектории движения беспилотных аппаратов. В нем задействованы вычислительная среда MATLAB, программа моделирования динамических систем (Simulink) и систем, управляемых событиями (Stateflow), а также модуль Real-Time Workshop Embedded Coder, генерирующий Си-код на базе моделей, созданных в двух предыдущих продуктах. Работы выполняются на деньги DARPA, заинтересованного в беспилотных технологиях автоматического облета препятствий, надежного маневрирования и перепланирования маршрута при возникновении внезапных угроз и сбоев в работе бортового оборудования. Военные надеются также “научить” аппараты понимать команды, отдаваемые голосом на естественном языке.

***

Компания Eurocopter (www.eurocopter.com) внедрила кластер Evolocity производства фирмы Linux Networx (www.linuxnetworx.com), который будет задействован в задачах проектирования вертолетов. Кластер составлен из 40 процессоров AMD Opteron с общим ОЗУ 160 Гб. Он работает под управлением сред Clusterworx и Icebox, обеспечивающих централизованное администрирование. А для проектирования будет использоваться программа FLOWer - оригинальная разработка немецкого центра аэрокосмических исследований DLR, и коммерческий пакет Fluent (www.fluent.com) одноименной фирмы.

***

На верфи японской компании IHI Marine United закладывается “вертолетоносец” водоизмещением 13 500 т, при создании которого задействованы программные решения фирмы UGS (www.ugs.ru) - AD/CAM/CAE-пакет NX и Web-система управления жизненным циклом продукции Teamcenter. Спроектированный с их помощью корабль будет спущен на воду в 2009 г.

***

На 286 кораблях и подводных лодках ВМС США к 2009 г. будет развернуто коммерческое ПО, которое обеспечит работу штурманских служб с цифровыми картами. Первым модернизированным кораблем стал ракетный крейсер Cape St. George, в следующем году на соответствующее оснащение 59 фрегатов уйдет 19 млн. долл. Перевод морских карт в электронный формат с 1997 г. выполняет национальное агентство геопространственной разведки США NGA, которое поставляет сегодня 5 тыс. таких карт на 29 CD-дисках и выполняет их ежемесячное обновление по сети. Навигационное ПО построено на основе картографической системы Voyage Management System фирмы Sperry Marine (www. Sperrymarine.northropgrumman. com), обеспечивающей работу с картами в векторном и растровом форматах.

***

Стивенсоновский технологический институт США открыл подразделение, которое займется исследованиями по обеспечению безопасности портов. Будут создаваться системы сбора информации от автономных морских датчиков, выявления и классификации подводных движущихся объектов, моделирования погоды и анализа развития критических ситуаций в акваториях. Департамент морских исследований Пентагона выделил на работы 6,8 млн. долл.

***

К 2011 г. компания Northrop Grumman должна выпустить 57 систем ALMDS, устанавливаемых на корабли и вертолеты, способных выявлять и классифицировать плавающие мины и определять их координаты. В качестве средств обнаружения мин задействованы лазеры - инженеры Northrop Grumman заявляют, что ALMDS наконец станет той технологией, которая кардинально повысит эффективность этого процесса, как в свое время - еще в прошлом веке - это сделали сонары. На работы Пентагон выделил 124,5 млн. долл.

***

В 80-х годах XX века в армейском разведывательном центре NGIC МО США была создана Unix-система Pathfinder, объединившая набор средств автоматического анализа содержимого служебных и общедоступных БД. Сегодня она насчитывает 15 тыс. пользователей, и ее возможности расширяются технологией Interceptor фирмы Digital Reasoning Systems (www. digitalreasoning.com), выделяющей скрытые шаблоны в больших объемах текстовых данных.

Версия для печати