Новые ИТ-революции не за горами

Во время визита в Москву на наши вопросы о целях и перспективах развития ИТ ответили вице-президент HP, директор по исследовательской деятельности в области перспективных технологий Гари Кэмпбелл и вице-президент HP, директор по исследовательской деятельности в области печати и обработки изображения Говард Тоб.

Делают ли современные технологии людей счастливее?

Гари Кэмпбелл: Для меня проще всего было бы ответить на этот вопрос на примере моей семьи и показать, как современные технологии улучшают ее жизнь. Много лет эти технологии развивались ради самих себя и ради бизнеса. Сегодня, когда мы говорим о комбинации компьютеров и коммуникаций, могу отметить, что члены моей семьи остаются на связи каждый день благодаря электронной почте, которая во многих случаях удобнее телефона и гораздо оперативнее обычной почты. Сейчас мы больше общаемся. Мой отец, которому почти 80 лет, находится в отставке. Он пишет книги, используя текстовый процессор, проводит исследования в Интернете, предоставляющем больший доступ к информации, чем специализированные библиотеки. Мои дети и племянники выросли среди этих технологий и могут самостоятельно что-то сделать или настроить. Они не боятся технологий.

Гари Кэмпбелл

Я вижу, какие улучшения дает развитие ИТ для моей семьи. И в будущем мы вправе ожидать новых технологий, которые будут нацелены на улучшение здоровья человека, - я имею в виду специальные оздоровительные программы, возможность выписки лекарств с учетом индивидуальных особенностей организма конкретного человека и т. д.

Говард Тоб: Я согласен с распространенным мнением о том, что многие люди с трудом воспринимают новые технологии. Кто-то борется с ними, кому-то тяжело их осваивать, кто-то даже боится технологий, но в общем и целом следует признать, что они делают нашу жизнь лучше. То поколение, которое выросло среди новых ИТ, считает их само собой разумеющимися. Например, людям моего возраста телевидение в свое время не казалось таким революционным шагом в развитии техники, как нашим отцам. Точно так же и компьютеры для нового поколения, появившегося после их широкого распространения, не представляют ничего необычного. Молодежь использует их как некий инструмент, средство, предназначенное для того, чтобы им пользоваться.

Говард Тоб

Да, не всем технологии даются просто, это все очень индивидуально. Некоторые принимают их и восторгаются ими, другие отказываются от них, поскольку опасаются или не понимают их, но в долгосрочной перспективе те технологии, которые окажутся полезными и воспринятыми большинством, - выживут. Конечно, при этом компании понимают, что технологии необходимо создавать дружественными по отношению к пользователю. Новые устройства, новые изобретения, как правило, довольно сложны, и мы, как технологическая компания, обязаны по мере их развития снижать степень их сложности, добиваясь того, чтобы они были проще в эксплуатации, иначе потребители просто перестанут ими пользоваться.

Поэтому я считаю, что развитие технологий, безусловно, сказывается положительно на всех аспектах нашей жизни, здравоохранении, отдыхе, коммуникациях. А плохие технологии, вызывающие стресс у людей, либо будут усовершенствованы, либо отомрут и им на смену придет что-то другое.

О проблеме цифрового неравенства

Гари Кэмпбелл: Я полагаю, что проблема неравенства весьма актуальна в некоторых сферах, например в образовании. Она существовала всегда, и общество знает, как с ней справляться: надо делать образование доступным. Но тем не менее в Африке, например, с этим большие сложности. Действительно, сегодня появилась современная форма этого неравенства в виде возможности доступа к сети Интернет для одних и невозможности для других. Для изменения такого положения вещей необходимо взаимодействие между государствами, нужен свободный рынок, который позволит снизить стоимость коммуникационных технологий, чтобы все больше и больше людей получало к ним доступ. Например, в США доступ к сети Интернет стоит меньше, чем в России. Проблема в том, что доступом полумонопольно управляют телекоммуникационные компании. Но это обязательно изменится, в частности, благодаря такой технологии, как WiMAX. Уже сейчас люди предлагают собственные WiMAX-сайты, независимые от телекоммуникационных компаний и обеспечивающие свободный доступ к размещенным там ресурсам. Но для того чтобы эти процессы шли, требуются согласованные действия государства, общества и свободного рынка. Только так имеющийся разрыв можно преодолеть.

Говард Тоб: Я согласен с тем, что за решение этой задачи отвечает общество в целом, но роль авангарда должны играть государственные и частные компании и университеты. Уже сейчас имеются такие компании. Скажем, в уставе индийского филиала лаборатории HP записано требование об использовании новых технологий для развития экономики страны. Культивируемые там технологии, возможно, неприменимы на Западе, но они актуальны для развивающихся стран, в частности, когда у людей не хватает средств на покупку компьютеров.

В Массачусетском технологическом институте есть похожий проект по разработке портативного компьютера стоимостью менее 100 долл. И я считаю такой подход правильным. Нужно лишь, чтобы государство оказывало подобным программам широкую поддержку. Преодолеть цифровое неравенство можно, и мы все несем за это ответственность.

Киберпространство - плюсы и минусы

Гари Кэмпбелл: Я наблюдаю за тем, как дети и внуки вклиниваются в киберпространство. Мы говорим с детьми и обучаем их правилам поведения. Здесь очень важен вопрос доверия - они должны понимать, почему эти правила важны. Мой сын увлекается кибериграми. С одной стороны, мне бы хотелось, чтобы он посвящал этому меньше времени, но с другой - он общается с людьми по всему миру, пользуясь e-mail, и в этом есть положительный аспект. Мой внук, которому 9 лет, прочел пять книг о Гарри Поттере, полных фантазий и воображаемых вещей, которые тоже нельзя отнести к миру реальному. Где провести границу между фантазиями книжными и киберпространством? Я считаю, что все это должно укладываться в правила допустимого поведения, которые я задал для своего сына, в том числе и в киберпространстве.

Говард Тоб: У меня тоже двое детей. Дочь использует компьютер только для учебы, а сын... Такое впечатление, что все сыновья любят игры! Сейчас ему двадцать, и он играет в компьютерные игры с младенчества. Меня это слегка беспокоит, но в то же время он научился многому благодаря компьютеру. Японский язык мой сын знает лучше меня, поскольку многие игры используют японские слова. Я думаю, что если бы разработчики игр подходили грамотно к их созданию, то они могли бы вас многому научить, а вы бы даже этого не заметили! Это было бы образование "под прикрытием".

Игры учат детей относиться к компьютеру без всякого страха, использовать его как средство для проведения исследований. И сегодня можно найти через Интернет практически все, что хочешь узнать. Когда-нибудь, через много лет, мы оглянемся назад, и окажется, что все, что мы считали плохим, не так уж и страшно. Вы не допускаете, что мы просто стары и не понимаем последствий, которые это может иметь? Не исключено, что развитие коммуникаций приведет к новому качеству общения, к образованию новых сообществ. И для той молодежи, что сейчас играет в игры, это новый способ коммуникаций, который мы не совсем понимаем и не очень-то ценим. Мой сын играет в игры с детьми из других стран, и мы даже не знаем, где они живут. У всех у них есть своя сущность, некоторая своеобразность. Я не хочу оценивать, хорошо это или плохо, - просто у них многое иначе. И только время все расставит по своим местам. Возможно, мы стоим на пороге появления нового способа взаимодействия между людьми.

Новые рубежи high-tech

Говард Тоб: Я полагаю, что следующий прорыв будет связан с переходом от кремниевых компьютеров к молекулярным. Мы ожидаем существенного скачка в скорости обработки данных, поскольку будет обеспечен значительный параллелизм. Здесь нарушится закон Мура, и скачок в производительности будет значительно сильнее, чем он предсказывает. Получаемые вычислительные мощности будут сравнимы с возможностями мозга. Вернется тема искусственного интеллекта, и машины будут думать практически так, как мы, в отличие от сегодняшних, которые пока "глупы". Над собственной программой молекулярных вычислений мы работаем уже более пяти лет, и есть ощущение, что это займет больше времени, чем первоначально прогнозировалось, - может, пройдет еще лет двадцать, прежде чем у нас появится масштабируемое высокопроизводительное решение, повторяющее возможности мозга.

Гари Кэмпбелл: Системы диагностики здоровья или системы коррекции веса будут выполнены в виде устройств, встроенных в человеческое тело. Они будут работать с геномом человека, чтобы оперативно выявить и превентивно устранить проблемы со здоровьем и даже поменять цвет глаз. Здесь встает проблема поиска нужных данных в огромном объеме информации и связывание их с физическими свойствами организма человека. И я думаю, что это произойдет не через сто лет, а достаточно скоро - скажем, лет через десять. Но это просто догадка!

Версия для печати