КОНКУРСЫ

30 сентября в ИТАР-ТАСС состоялась немного странная пресс-конференция "Рунет-2005: развитие научно-образовательного сегмента". Приурочена она была к проведению ежегодного конкурса на присуждение Национальной премии за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет ("Премия Рунета"). Основным выступающим был руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМС) Михаил Вадимович Сеславинский, он же председатель оргкомитета "Премии Рунета - 2005". Из других известных людей в обсуждении активно участвовали академик РАН Е.П. Велихов и профессор С.П. Капица. Приглашенный министр образования и науки РФ г-н А.А. Фурсенко не пришел, хотя к нему-то как раз вопросов по означенной теме накопилось больше всего. Впрочем, из заявленных участников не было около половины списка. Честно говоря, за четырнадцать лет работы в компьютерной прессе я не припомню удачной пресс-конференции с большим количеством участников, поскольку инициативу всегда захватывают два-три лидера.

"Премия Рунета"

Проводимый в этом году конкурс уже второй по счету (хотя у него была более длинная предыстория), но на этот раз его учредителем выступило ФАПМС (www.fapmc. ru), а соорганизаторами стали правительство Москвы, Московская городская дума, ЮНЕСКО, РОЦИТ, РНЦ "Курчатовский институт" и ряд других некоммерческих организаций. Таким образом, Национальная премия наконец-то обрела некоторый официальный статус. На сайте www.PremiaRuneta.ru можно посмотреть списки многочисленных организационных и технических партнеров.

Торжественная церемония вручения Национальной премии состоится 25 ноября на ВВЦ в Москве, а в декабре по телеканалу "ТВ Центр" будет показана телевизионная версия этой церемонии. Одна из задач конкурса, по словам г-на Сеславинского, заключается в том, чтобы донести до населения страны и до руководителей высшего уровня мысль, что Интернет как таковой является не исчадием ада, а отражением реальной жизни, и, как в реальной жизни, в нем есть все. Что касается населения, то оно за Интернет уже проголосовало и его убеждать не надо, ну а у руководства страны, скорее всего, другие проблемы.

Интернет, наука и образование

Из выступления г-на Сеславинского мы узнали, что сейчас в Рунете 180 тыс. сайтов, а зарегистрировано доменных имен около 400 тыс. Образовательных и научных сайтов в российском сегменте Интернета около 19 тыс., что составляет примерно 11% от общего числа действующих сайтов. Численность пользователей Интернета в России увеличилась за последний год на 35% и составляет от 15 до 17 млн. человек. При этом 30% из них - учащиеся и студенты. 77% вузов располагают внутренними сетями, имеющими выход в Интернет, но лишь 20% студентов имеют возможность работать на институтских компьютерах в Сети в удобное для них время. Интернет сейчас постепенно начинает использоваться для дистанционного образования (ДО). Мировым лидером в области ДО являются США, где его предлагают более 200 университетов. В России сейчас есть нормативно-юридическая база для сертификации ДО, определен порядок выдачи дипломов.

Вопрос, по Сеславинскому, заключается в том, чтобы привести всю эту базу в соответствие с международными нормами и существовать внутри единой образовательной системы всего мира. Здесь трудно удержаться от комментариев. Если бы такая согласованная единая система образования существовала, то ее, разумеется, было бы полезно рассматривать и изучать. Но проблема в том, что такой системы просто нет, и, думается, крайне неразумно ее вводить, поскольку есть очевидные культурные, расовые, национальные, экономические и географические особенности, определяющие направление и методики образования в той или иной стране. Если из юных граждан готовить людей, умеющих только бездумно нажимать кнопки, - это одно, а если готовить их к жизни в стране с постиндустриальной экономикой - это, извините, совсем не то, что пропагандируется сейчас в России.

Михаил Вадимович Сеславинский

По словам М.В. Сеславинского, развитие образовательного сегмента Интернета важно не только для студентов и преподавателей, но и для высоких технологий в стране. Тут возражать нечего: общение, проведение конференций, доступ к библиотекам - безусловно, необходимая составная часть научной деятельности. Однако стоит посмотреть на вопрос с другой стороны. Зарплата научного сотрудника и преподавателя вуза без степени (около 2000 руб.) не позволяет ему, как это было в советские времена, приобретать хоть какую-то научную литературу в личное пользование. Фонды научных библиотек, которые многие годы не получали научную периодику, зияют пустотами. Тиражи научных изданий сократились в России по сравнению с СССР в 14 раз, а научно-популярной литературы - в сотни раз. Таким образом, Интернет - эта радость для нищих - уменьшил у ученых России реальный информационный голод. Насколько полно он это делает, вызывает у меня большие сомнения. Во-первых, по большинству наиболее интересных научно-технических тем публикации находятся в платном доступе; кроме того, там есть мало обсуждаемая проблема достоверности информации; а во-вторых, далеко не все из 30 тыс. бумажных научных журналов, которые получает, например, Калифорнийский университет, имеются в Сети.

Утверждение докладчика о том, что "государство, не развивая Интернет во всех его аспектах и проявлениях, тем не менее самое серьезное внимание уделяет развитию его инфраструктуры и внедрению в образовательный процесс", мне показалось некоторым образом беспочвенным. Развитием инфраструктуры, планированием и прогнозированием развития российского Интернета как общенациональной сети государство непосредственно никоим образом не занимается - это отдано на откуп интернет-провайдерам. (В США я был в 2000 г. в научной лаборатории в Пало-Альто, которая моделировала развитие Сети на десяток лет вперед до терабитных скоростей передачи.) Внедрение же собственно Интернета в образовательный процесс при среднем возрасте учителя в школе 53 года вызывает массу эмоций. Через пять лет учить детей будут только бабушки, а через десять - это совсем некому будет делать. Интернет в школе - это вообще отдельная тема, но вернемся к нашему событию.

Академик Е.П. Велихов рассказал о двух крупных международных проектах: ускорителе в Церне, где работает 400 российских физиков, и глобальной 10 Гбит/с-сети обмена научными данными, проходящей по маршруту Чикаго - Канада - Нью-Йорк - Амстердам - Москва - Новосибирск - Хабаровск -Пекин - Гонконг - Пномпень - Токио - Сиэтл. Международное соглашение о таком кольце подписано месяц назад. Мне показалось, что г-н Велихов на последних пресс-конференциях старается все больше держаться в тени и дипломатично уходит от острых тем.

Евгений Павлович Велихов

Профессор С.П. Капица отметил, что человечество с самого начала своего существования развивалось как информационное общество, благодаря чему оно стало в сотни тысяч раз многочисленнее всех остальных сравнимых с ним тварей. Сегодня информационная мощь стала еще более решающим фактором. По его словам, сейчас есть невероятное обилие информации, однако оказалось, что главное в наше время не знание, а понимание. Вацлав Гавел, президент Чехии, драматург и мыслитель, например, заявил: "Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю". Спрашивается, в какой мере Интернет, который дает возможность получить знания, позволит перейти к пониманию. Мы должны, считает Капица, перестроить систему образования с получения знаний на понимание, опираясь на информационный потенциал Интернета.

Сергей Петрович Капица

Он отметил также, что сейчас становятся особенно важными умение ориентироваться в мире науки и понимание того, что в ней происходит. Здесь не следует выделять значение популяризации науки, а стоит уделить внимание интерфейсу между наукой и обществом, т.е. насколько люди представляют себе значение науки. Именно такого понимания сегодня и не хватает, причем на всех уровнях - от правительства до широких масс. Без него крайне сложно управлять научным прогрессом, отделять важное от второстепенного. Поэтому все большее значение приобретает экспертиза крупных научных проектов. Профессор Капица обратил внимание на то, что успех выпускников МФТИ, где от студентов прежде всего требуется понимание, показал, что они востребованы в очень многих областях деятельности и что наша система образования, основанная на понимательном подходе, имеет большое преимущество перед западными. Заставляет задуматься сказанная когда-то деканом физфака МГУ им. М.В. Ломоносова Леонтьевым замечательная фраза, что избыток информации ведет к оскудению души. Трудно не согласиться также с утверждением С.П. Капицы, что Интернет является материализацией общественного сознания человечества. В этом сознании мы действуем, и оно влияет на нас.

По окончании пресс-конференции, так и не получив от ведущего возможность задать вопрос, я задал его Сергею Петровичу Капице, поинтересовавшись тем, как он оценивает состояние российской науки. "Как катастрофическое, - ответил профессор, - и я говорил об этом премьер-министру. Самое страшное, что нарушена преемственность поколений". Напомню, что в 1920-х годах большевикам удалось быстро и эффективно решить проблему высшего образования, поскольку сохранилась царская профессура. Через пять лет для решения подобной задачи по многим научным направлениям России придется воспользоваться методом Петра Великого - приглашать иностранных профессоров.

10 ноября в РНЦ "Курчатовский институт" пройдет приуроченная к 15-летию доменной зоны .su конференция на тему "Наука и Интернет - 15 лет пути". Будем надеяться, что на ней можно будет получить ответы на многие вопросы, которые старательно обошли в большинстве своем участники пресс-конференции.

Версия для печати