"Как известно, три условия необходимы всякому, кто желает в исправности вести торговлю. Самое главное из них - наличные деньги и разного рода другие ценности, без помощи которых трудно вести торговлю... Второе условие торговли состоит в том, чтобы уметь верно вести книги и быстро считать... Третье и последнее необходимое условие - это ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований". Это высказывание итальянского математика Луки Пачоли, который по праву считается основателем бухгалтерии*1. Уже в XVI веке он подчеркивал, что для успешной торговли необходим не только капитал, деньги, но и упорядоченность всей информации, которая дает возможность быстрой обработки данных. Это, собственно, как раз то, что достигается сегодня с помощью внедрения ИС, автоматизации. Если во времена Пачоли достаточно было правильно и разборчиво записывать все в бухгалтерские книги, то сегодня, когда масштабы торговой деятельности и сложность сопутствующих расчетов возросли на порядки, бремя хранения и обработки информации берут на себя ИТ. Действительно, еще пятнадцать лет назад обязательным элементом торгового пейзажа была тетрадка, куда продавщица записывала проданные товары; сейчас, не видя в торговом зале привычной электронной кассы и сканера, мы начинаем сомневаться, в магазин ли мы пришли... А ведь 15 лет - срок очень небольшой...

_____

*1 Его знаменитый "Трактат о счетах и записях" (1594) заложил основные принципы бухгалтерского учета.

 Сегодня российская торговля активно набирает обороты, поспешая вдогонку за "заграницей", учась у нее, активно перенимая лучшее. И информационные системы стали здесь таким же непременным атрибутом, как прежде тетрадка. Уже позади "первый подход" к автоматизации, уже, как правило, не стоит проблема выбора: приоритеты определены, и понятно, какая система нужна данному розничному предприятию, данному торговому формату. Как же живут сегодняшние магазины и торговые сети, какие ИТ-хлопоты у них на первом плане?

 

Характерно, что в настоящее время информационные технологии являются для торговых предприятий (особенно крупных розничных сетей) уже освоенным инструментом, который активно применяется и для повседневной жизни (учет и управление торговым процессом), и в переломные моменты, которые сегодня в этом бизнесе являются событием нередким, - в периоды слияний и поглощений. Используются и обычные торговые системы, и заточенные под те или иные виды торговли, и специализированные пакеты (такие, как "Система для руководителя", CRM и т. п.). В данном обзоре мы приведем именно такие примеры, затронув следующие темы: роль ИС в процессе разделения и слияния торговых сетей; ИС для непродовольственной розницы (специальное решение для сети обувных бутиков); CRM-система в сети, торгующей бытовой техникой.