ИНТЕРВЬЮ

По данным компании Netcraft, нынешний год стал рекордным по количеству новых интернет-сайтов в мире, превысив показатели роста 2000 г., эпохи бума "доткомов". Интернет переживает сейчас новый подъем, но связан он, по мнению экспертов, с приходом во Всемирную сеть реальной торговли, маркетинга и бизнес-решений. Об этом мы решили поговорить с директором холдинга eHouse по информационным технологиям Иваном Мельником.

Иван Мельник

PC Week: Стремительный рост Интернета в 1999-2000 гг. кончился тем, что "пузырь лопнул" и наступило общее разочарование методами электронного ведения бизнеса и торговли. Чем отличается нынешний рост?

Иван Мельник: Главное отличие заключается в том, что в те годы Интернет рассматривался как перспективная сфера инвестиций. Одни вкладывали деньги, другие их "осваивали", и мало кто задумывался о долгосрочных программах развития бизнеса. Интернет-сайт тогда представлялся исключительно "витриной" компании. Успешных проектов было мало.

Теперь все изменилось, другим стал собственно подход к Интернету. Сеть становится одним из эффективным инструментов ведения бизнеса, проведения активных рекламных и маркетинговых программ, привлечения клиентов. Компании идут в Интернет осмысленно.

PC Week: Как вы оцениваете положение холдинга eHouse на современном рынке интернет-торговли?

И. М.: Очень важно подчеркнуть, что все годы после того, как интернет-пузырь лопнул, работа нашего холдинга не останавливалась ни на минуту. Мы отрабатывали самые разные технологии, создавали единую технологическую интернет-платформу, на которой сейчас работают все интернет-магазины и проекты компании. Этим занималось наше ИТ-подразделение, а потом к нему добавились и ресурсы компании ADT Web Solutions. За это время удалось накопить, как мне кажется, уникальный опыт в области интернет-коммерции, и мы решили его не только использовать внутри холдинга, но и предложить на рынке. По моим скромным оценкам, мы сегодня входим в пятерку ведущих разработчиков интернет-сайтов и интернет-магазинов.

На мой взгляд, сейчас наш холдинг охватывает треть рынка российской розничной электронной торговли. В настоящее время магазины компании сосредоточены в основном на работе с клиентами, улучшении качества обслуживания, изучении спроса и т. п. С момента выхода на рынок мы стараемся ежегодно наращивать оборот на 30%. Этого удается добиться не только за счет открытия новых магазинов, но также и за счет использования наработанных маркетинговых технологий. Например, мы первыми в Интернете стали предлагать клиентам электронные скидочные купоны. Этот элемент привлечения покупателей, широко распространенный в традиционной торговле, оказался очень успешным и в Интернете.

PC Week: Какие отрасли розничной торговли, на ваш взгляд, наиболее успешны в Интернете?

И. М.: Компьютерное оборудование, техника, книги и, как ни странно, парфюмерия и косметика. В будущем, полагаю, к ним добавятся игрушки. У продуктов питания пока перспектив мало. Очень интересное направление сегодня - это электронные универмаги, т. е. гипермаркеты, которые идут по пути Amazon.com и продают практически все. Именно такой магазин - Marex.ru - и был открыт в этом году холдингом. Мы предлагаем всем желающим продавать свои товары через этот универмаг. Самый последний пример - это сайт smirs.com, торгующий часами. Теперь они могут увеличивать свои продажи за счет покупателей магазина Marex.ru, а посетители получают возможность покупать такие товары, которые пока ограниченно представлены в Интернете.

PC Week: Мы говорим о рознице, а как у вас обстоят дела с оптовой торговлей, которой занимается компания холдинга e-Matrix?

И. М.: е-Matrix играет очень важную роль, причем не только для оптовой торговли. Это для нас объективный источник оперативной аналитической информации о том, какие товары и по какой цене доступны и востребованы сегодня на разных товарных рынках. На основе данных от e-Matrix розничные магазины eHouse строят свою политику ценообразования и продаж.

PC Week: Расскажите о ваших ноу-хау.

И. М.: Прежде всего это решение для создания и эксплуатации интернет-магазинов, которое в течение уже 5 лет нами отработано и опробовано на собственных проектах в реальных условиях. Основные преимущества - это высокая производительность, широкие возможности Интернет-магазинов. Во-вторых, это вышеназванная система e-Matrix. В ее основу заложены такие алгоритмы, которые позволяют нашим магазинам быстро и точно определять товарный ассортимент и цены по отношению к спросу.

Третье - новая CMS-система (content management system), которую мы уже около года активно предлагаем нашим клиентам. Это решение реализовано в виде простого и привычного всем приложения, похожего на Windows Explorer. С ним очень легко работать, оно позволяет полностью контролировать интернет-сайт и обеспечивает его безопасность. Очень важным преимуществом является и то, что сайт может успешно развиваться при смене поставщика ИТ-решений. Предлагаемую нами систему уже можно назвать не только системой управления сайтом, но и инструментом его дальнейшей разработки. Отмечу, что в России на рынке представлено много таких решений, в их числе успешными, на мой взгляд, помимо нашего являются Bitrix и Saitistika.

PC Week: Расскажите о наиболее интересных проектах, которые выполнила ADT Web Solutions в этом году.

И. М.: На счету у нас немало крупных проектов, среди наших клиентов - Фонд социального страхования РФ, Ингосстрах, коммерческие банки, удалось нам поработать и с компанией Xerox.

Хочется отметить портал по заказу группы компаний "Тинькофф" в поддержку их нового бренда - Пива "Т". В разработке данного Интернет-решения мы принимали участие вместе с известными российскими и иностранными компаниями. Этот большой портал знакомств с блогами, конкурсами, системой онлайн-сообщений и 3d-чатом - действительно серьезный и высокотехнологичный проект. Особенностью данного проекта было то, что он выполнен в максимально короткие сроки, фактически за полтора месяца. Нам удалось соединить в нем креативные возможности ADT с инструментами отдела информационных технологий eHouse.

Этот проект наглядно отражает возможности использования Интернета как средства продвижения товаров. Компании во главе с г-ном Тиньковым удалось создать вокруг своего нового продукта целое сообщество: они не просто рассказали о новом пиве на улицах Москвы и по телевидению, но и дали возможность объединиться пользователям Интернета, причем под собственной маркой. Это было очень грамотное и нетривиальное решение. Так еще никто не делал.

В этом проекте пригодились уникальный опыт и технологии холдинга eHouse. Серверные решения смогли выдержать пиковый приток посетителей, когда в один день началась рекламная кампания по телевидению, на сайтах Yandex и Rambler, по всему Рунету, на плакатах по всей Москве. Это стало возможным благодаря тому, что последние три-четыре года, пока Рунет отдыхал, профессионалы, к числу которых я отношу и наш холдинг, "качали мышцы".

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати