ГОСУДАРСТВО

В Совете Федерации РФ под руководством заместителя председателя СФ Александра Торшина прошло всероссийское совещание "От сырьевой экономики - к экономике высоких технологий". После зачтения приветствия председателя СФ С. М. Миронова с докладом на нем выступил первый заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев.

В этом программном выступлении г-н Милованцев отметил, что инновационная система, созданная ранее в СССР, перестала действовать и теперь, хотя по числу занятых в ней мы не отстаем от Запада, по производительности труда и внедрению результатов инновационной деятельности Россия отстает не только от Западных государств, но и от стран Восточной Европы. В чем же причина оторванности исследовательских работ от получаемых коммерческих результатов? Если посмотреть на структуру научных учреждений, то 40% из них составляют унитарные предприятия, 58% - государственные и лишь 2% - коммерческие. В настоящий момент коммерческий успех, в том числе в области высоких технологий, не связан с той деятельностью по НИОКР, которую ведут эти учреждения, и расходы на них идут в основном на поддержание существования и содержание инфраструктуры этих учреждений. На новые направления ни сил, ни ресурсов уже не хватает - за исключением крупнейших исследовательских центров и институтов, работающих на оборону.

Александр Торшин

Говоря о тенденциях, докладчик сообщил, что во всем мире 70% инноваций (т. е. изобретений, дошедших до уровня внедрения) сейчас фиксируется в области ИКТ. Это область с максимально высоким инновационным потенциалом, о чем свидетельствуют и темпы роста ИКТ в России - в некоторых ее сегментах он составляет до 100% в год. Естественно, что инновации приходят туда, где есть органический высокий рост. Механизмы поддержки, которые используют разные страны для обеспечения высокого уровня высоких технологий, можно разделить на две группы. Например, в Великобритании до 73% поддержки осуществляется через государственные контракты, направляемые в частный исследовательский сектор. В Германии для этих целей существует достаточно сбалансированная система, организованная следующим образом: прямое государственное финансовое стимулирование - 28%, государственные контракты - 33%, развитие научно-технической инфраструктуры - 39%. Поддержка инноваций в России, подкрепленная соответствующими поручениями Президента, в настоящий момент должна проводиться всем существующим комплексом мер.

Одна из важнейших мер в данном направлении - развитие системы технопарков. В качестве пилотных зон Президентом РФ определены подмосковные научные города, а также Нижний Новгород, Новосибирск и Санкт-Петербург. Эта структура повторяет структуру отделений Академии наук. Принятие госпрограммы ожидается в ближайшее время, после согласования с рядом министерств и ведомств.

Далее г-н Милованцев коснулся кадрового вопроса. Выяснилось, что в некоторых регионах России потребность в кадрах сильно превышает имеющиеся ресурсы. Например, в Санкт-Петербурге стоимость квалифицированного программиста выше, чем в Восточной Европе, и неуклонно приближается к уровню Западной Европы. Это порождает вопросы о целесообразности открытия центров разработки со стороны приходящих туда компаний. Проблема может быть решена только за счет подготовки кадров и обеспечения внятной иммиграционной политики, направленной на приток людей как из регионов, где они не могут получить соответствующее трудоустройство, так и из сопредельных государств. Эти меры также сейчас прорабатываются. Нужно учитывать, что подготовка специалиста всегда запаздывает на 3-5 лет.

Дмитрий Милованцев

Следующий вопрос - защита прав интеллектуальной собственности. Здесь ситуация не такая плачевная, как нередко пытаются представить за пределами нашей страны. Проблема в основном проявляется на потребительском рынке и заключается в низкой платежеспособности населения, но спрос на высокие технологии есть. В этом направлении ведется работа как с поставщиками софта с открытыми исходными текстами, позволяющего минимизировать затраты, так и с крупными иностранными вендорами, такими как Microsoft, развернувшая в России проект Microsoft Start Edition, по условиям которого базовая версия ОС поставляется всего по 8-10 долл. вместо 130 долл., которые эта версия стоит на Западе. Осуществляется работа и с такими компаниями, как AMD, и с Intel, проводящей программу "Народный компьютер".

В настоящее время есть предложения о внесении в налоговое законодательство поправок, касающихся сферы высоких технологий. Они сейчас рассматриваются. При этом, по заявлению МНС, абсолютного снижения налогов, по-видимому, не будет, а будет так называемая секторальная поддержка. В области высоких технологий доля труда в конечном продукте очень высока по сравнению с ресурсодобывающими отраслями, где большую долю составляет природная рента. Поэтому высокие технологии нуждаются в ином налогообложении.

Наконец, последняя мера - создание фонда по поддержке информационных технологий. Соответствующее поручение Президента по этому вопросу имеется. Фонд поможет сдвинуть с мертвой точки вопрос внедрения НИОКР, осуществляемых за счет государственного финансирования. Наметившуюся сейчас положительную тенденцию нужно поддержать и развить, поскольку ИТ обеспечивают повышение производительности труда и в других областях промышленности.

Сейчас наблюдается переток людей в отрасли, где растет занятость, - в торговлю и строительство, где они заведомо деквалифицируются. Выход в том, чтобы специалисты работали здесь в западных компаниях, поскольку когда они востребованы здесь, они переходят в российские компании. Они не уезжают на Запад, не ассимилируются там и не остаются в другой стране. Задача государства - сохранить человеческий потенциал.

Следующий докладчик - Евгений Ипатов, заместитель председателя Секции информационных технологий и коммуникаций при Сенаторском клубе СФ (www.senclub.ru), - представил совещанию основные задачи и планы работы секции. Секция является составной частью Сенаторского клуба, созданного в 2002 г. по инициативе С. М. Миронова. Руководит секцией член СФ от Челябинской области Е. А. Елисеев, а в состав правления секции вошли президент НКК А. Н. Калинин, издатель ИД "СК Пресс" Н. В. Федулов и др. Подробно о секции можно узнать на сайте Сенаторского клуба. Направлениями ее деятельности являются содействие федеральным органам власти и органам государственной власти субъектов РФ в использовании современных ИТ и коммуникаций, помощь в развитии рынка ИТ, поддержка региональной информатизации во всех областях социально-экономической сферы. Предполагается участие секции в обсуждении документов и нормативно-правовых актов, поступающих на рассмотрение СФ и касающихся ИКТ.

Александр Калинин

В следующем году планируется провести мониторинг состояния региональной информатизации. Секция будет также вести научно-практическую и просветительскую деятельность. Она готова сотрудничать с министерствами и ведомствами РФ, представителями науки и бизнеса.

Александр Михайлов из компании Ланит рассказал о подходе к созданию технопарка. Доля ИТ-отрасли в российской экономике намного ниже, чем в экономиках западных стран. Но и доля российской продукции на нашем ИТ-рынке невелика, и ее следует увеличить. Приоритетным направлением развития отечественного ИТ-сектора должно стать создание продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом отрасль сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных кадров: в стране отсутствует механизм подготовки ИТ-специалистов нужной квалификации, поскольку большинство вузов не ориентировано на подготовку таких специалистов. Из-за кадровой проблемы наблюдается быстрый рост заработной платы, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской ИТ-продукции. Другая проблема связана с высоким налоговым бременем на отрасль, что тоже неблагоприятно влияет на конкурентоспособность. Наконец, мы сталкиваемся с трудностями с привлечением инвестиций в развитие бизнеса. Западными инвесторами российская экономика рассматривается как рискованная, и поэтому отечественные компании, которые хотят развиваться, зачастую либо не могут привлечь денежные ресурсы, либо вынуждены обращаться к российским банкам и брать очень дорогие кредиты, делающие часть проектов неэффективными. Чтобы сохранять нынешние темпы роста ИТ-отрасли, нужна адресная государственная поддержка. Докладчик назвал наиболее важные составляющие этой поддержки:

- позиционирование ИКТ-отрасли как существенной части экономики России - отрасли, которую нужно развивать;

- создание положительного имиджа России в области ИТ;

- совершенствование налогового законодательства для стимулирования экспорта ИТ и отечественных высокотехнологичных компаний;

- реализация специальных программ, в том числе создание технопарков.

Ланит - один из соинвесторов создания технопарка в Дмитровском районе Московской области. За счет сотрудничества технопарков с вузами может быть решен вопрос подготовки специалистов для отрасли. Данный ИТ-парк нацелен на разработку заказного ПО. Кроме того, технопарки решают социально-экономические вопросы, и проекты их создания для государства можно рассматривать как инвестиционные. Компания приступила к реализации технопарка в этом году, первая очередь будет сдана в конце 2007-го, а выход его на полную мощность планируется на 2012-й. Общий объем инвестиций составит около 400 млн. долл. Будет создано примерно 10 000 рабочих мест для шестидесяти компаний-резидентов. Общая площадь офисных помещений должна составить 175 тыс. кв. м, жилья - 312,5 тыс., социальная инфраструктура разместится на площади 65 тыс. кв. м.

Юрий Хохлов, директор Института информационного общества (ИО), рассказал о прошедшем в ноябре в Тунисе Международном саммите по ИО, собравшем 19 500 участников из 174 стран. Делегации возглавляли президенты или министры правительств этих стран. Главой российской делегации был министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.

Обсуждались три основных направления:

- каковы должны быть базовые механизмы для решения задач использования ИКТ в целях развития;

- вопросы управления и использования Интернета (в частности, перейдет ли управление Сетью от США к мировому сообществу);

- выполнение решений предыдущего саммита и последующая деятельность после 2005 г.

Всем странам было рекомендовано до 2010 г. разработать национальную стратегию электронного развития, которая должна стать существенной частью национальных планов развития и снижения уровня бедности. Те программы, которые есть в России, не скоординированы и не нацелены на получение измеримых показателей. Подобные документы не приняты только в трех странах Европы (России, Украине и Сербии-Черногории). Институт ИО провел анализ готовности регионов к созданию информационного общества. К сожалению, здесь особенно нечем похвастаться. Регионы-лидеры - Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область.

Президент НКК Александр Калинин высказал два очень важных замечания, касающихся ЭР и проводимых государственных тендеров.

Программа "Электронная Россия", сказал он, идет сверху, и нужно подумать о том, чтобы население наших городов и сел могло воспользоваться удобством электронного общения с властью.

Во всех странах есть большие программы информатизации, рассчитанные на несколько лет. Российский бюджетный кодекс позволяет нам получать финансирование по конкурсу только на один год, равно как и заключать контракты с подрядчиками только на один год. В результате в отрасли царит мелкотемье. Если за рубежом бюджеты тоже принимаются на один год, то это не мешает тому же МО США заключать многомиллионные контракты с системными интеграторами на 5-10 лет. По мнению г-на Калинина, нужно рассмотреть возможность создания аналогичных условий и в России.

В данном репортаже я не стал приводить все выступления, прозвучавшие на совещании. Нужно отметить, что большинство из них было полезно законодателям для понимания насущных проблем ИТ-отрасли, хотя в меньшей степени касалось рассмотрения вопросов, связанных с сырьевой экономикой. Напомню, что сейчас она составляет 62% ВВП России, т. е. на 20% больше, чем во времена СССР. Здесь тоже множество проблем, таких, как увеличение числа переделов сырья, что также требует развития технологий.

В своих рекомендациях совещание признало опыт проведения таких мероприятий полезным и сочло целесообразным регулярное проведение подобных дискуссий. Оно рекомендовало опубликовать материалы совещания и осуществить их адресную рассылку в органы государственной власти и управления РФ. В целях распространения позитивного опыта по внедрению современных информационных технологий, особенно в регионах страны, совещание рекомендовало руководству СФ ФС рассмотреть возможность создания экспертного совета по развитию информационных технологий при Совете Федерации и пригласить для участия в его работе представителей власти и государственного управления, администраций регионов, ведущих научных организаций, российских и международных компаний.

Версия для печати