ОПРОСЫ

Первые десять лет современного этапа развития российского ИТ-бизнеса (за условную точку его отсчета можно принять 1991 г.) тема сотрудничества с государственными структурами практически не присутствовала в дискуссиях о проблемах развития отечественной компьютерной отрасли. Это было особенно хорошо видно на бизнес-мероприятиях 1997-1998 гг., когда заметно активизировался процесс структуризации отрасли, но представители бизнеса тогда явно не форсировали поиск контактов c чиновниками. Общее настроение тех времен хорошо отражалось в тезисе, который часто звучал в кулуарах: "Лучшая помощь со стороны государства заключается в том, чтобы оно не вмешивалось в наши дела". Даже такую реальную проблему, как пиратство, компании пытались решать собственными силами, не слишком надеясь на помощь правительства.

Правда, кризис августа 1998-го наглядно показал, "кто в доме хозяин". Стало ясно, что ИТ-отрасль - органичная часть экономики страны и потому те или иные шаги властей могут весьма радикальным образом повлиять на развитие этой "элитарной" (как многие тогда считали) индустрии. Но все равно в первые годы после дефолта особых намерений по сотрудничеству не высказывала ни та, ни другая сторона.

Фактически первый серьезный шаг по налаживанию контактов был сделан лишь весной 2001 г., на памятной встрече президента с руководителями ведущих ИТ-компаний. Но и тогда складывалось впечатление, что инициатива шла в основном со стороны властных структур, а ИТ-бизнес занял скорее, выжидательную позицию: дескать, посмотрим, насколько этот интерес серьезен.

Рейтинг приоритетных мер государственной поддержки софтверного экспорта

Однако как раз в это время на отечественном ИТ-рынке широко заявил о себе новый сегмент - офшорные разработчики заказного ПО, которые во главу своей маркетинговой деятельности внутри страны сразу поставили проблемы поддержки со стороны государства. Правда, нужно сказать, что как раз с точки зрения маркетинга такое обращение к властям со стороны офшорных фирм выглядело не очень удачным ходом: само слово "офшор" в тот момент носило явно негативный характер и ассоциировалось чаще всего с не очень законными финансовыми операциями. Впрочем, софтверные разработчики тогда и не ставили вопрос о каких-то материальных поблажках, речь шла в первую очередь об общем повышении авторитета страны на мировой арене и моральной поддержке в виде, например, заявлений официальных лиц о важности ИТ-отрасли для экономики страны.

Но время идет, и мы можем наблюдать, что в последние два года в сообществе офшорных разработчиков, наиболее авторитетным представителем которого является ассоциация "Руссофт", все чаще на передний план стали выходить более практические проблемы, и в их решении должно принимать участие государство. К тому же и властные структуры, похоже, перешли от слов к делу. ИТ-бизнесу очень важно участвовать в этом процессе, чтобы эти шаги делались в правильном направлении. Однако до недавнего времени не было сформулировано понятных и четко изложенных пожеланий офшорной отрасли, что не раз отмечалось в публикациях о деятельности "Руссофта" (см. PC Week/RE, N 36/2005, с. 52).

В то же время актуальность вопросов поддержки сегмента разработки экспортного ПО растет, так как на фоне роста отрасли все более заметными становятся проблемы ее развития (см. также обзор в PC Week/RE, N 43/2005, c. 30). Отвечая на эти веления времени, ассоциация "Руссофт" провела нынешней осенью собственное исследование "Рейтинг мер государственной поддержки экспорта продуктов и услуг в сфере ИТ" на основе мнений руководителей российских компаний-экспортеров. Всего в опросе приняли участие 33 фирмы, из которых около трети относятся к категории средних и крупных (численностью более 100 человек).

Респондентам был предложено расставить рейтинги приоритетов возможных направлений государственной поддержки российского софтверного экспорта. Результаты представлены на рисунке (обобщенный рейтинг) и в таблице (с разбивкой по группам компаний - крупные и небольшие).

Из приведенных данных видно, что первоочередной мерой государственной поддержки экспорта директора компаний считают шаги по снижению налогообложения, причем особенно большое значение придают этим мерам крупные и средние компании. То, что этот пункт вышел на первое место, во многом характеризует качественные изменения в данном сегменте ИТ-рынка - его переход к более прозрачным финансовым схемам управления бизнеса. Для решения этого вопроса офшорные фирмы предлагают два основных варианта: за счет расширенного применения схем упрощенного налогообложения (сейчас она охватывает только компании с объемом реализации до 20 млн. руб. в год) или путем введения вмененного налога на каждое рабочее место программиста. На это также нужно обратить внимание - ни на какие особые привилегии ИТ-компании не претендуют.

Второе место в рейтинге значимости заняла поддержка подготовки кадров. Эта проблема все больше волнует компании: конкуренция на рынке труда усиливается за счет появления новых крупных зарубежных игроков, организующих собственные центры разработки ПО в России, а также благодаря повышению спроса на специалистов со стороны ИТ-подразделений российских предприятий. В результате ощущается нехватка профессионалов и быстро растет зарплата сотрудников.

Однако тут нужно сказать, что подготовка кадров, в том числе в высшей школе, - это очень многогранная проблема со множеством взаимосвязанных нюансов, так что простого и быстрого ее решения ожидать не приходится. Не говоря уже о том, что нужно определиться: а есть ли дефицит кадров на самом деле или мы просто приходим к новому состоянию на рынке труда - жесткому, но в целом нормальному? Ведь рост зарплаты - это в том числе и следствие общеэкономической ситуации в стране (инфляция, укрепление рубля по отношению к доллару). И здесь нужно отметить, что жалобы на нехватку кадров слышны в основном от офшорных разработчиков - компании других сегментов ИТ-рынка этот вопрос так остро не ставят.

По мнению руководителей крупных и средних компаний, третье место в рейтинге делят меры по поддержке участия в международных мероприятиях и по созданию современной и недорогой системы связи. Малые же компании, в первую очередь разработчики продуктов, отдают его снижению административных барьеров на пути экспорта и продаж через Интернет.

К созданию ИТ-парков, как и формированию инвестиционных фондов для поддержки инноваций (как раз к тому, чем хочет заниматься государство в области поддержки ИТ-отрасли), руководство компаний относится с заметным недоверием. Хотя в теории эти меры оцениваются положительно, однако бизнес скептически смотрит на эффективность реализации подобных государственных инициатив. При этом называются следующие причины:

- непрозрачность процедур выбора проектов;

- отсутствие гарантии конфиденциальности и неразглашения ноу-хау;

- высокозатратные и сложные процедуры защиты авторских прав;

- недостаточная квалификация персонала и невысокий уровень управления, повышающие риски недополучения и неосвоения финансовых средств;

- отсутствие у компаний положительной кредитной истории и вызывающих доверие поручителей;

- высокие риски невозврата вложенных средств на предпроектном этапе.

Впрочем, средний и крупный бизнес гораздо лояльнее относится к созданию инвестиционных фондов.

Наименьшую оценку в рейтинге получили меры по поддержке сертификации систем управления качеством. Такое мнение трудно назвать неожиданным. Во-первых, значимость самой проблемы подобной сертификации в последние годы представляется явно перегретой. А во-вторых, эта задача является сугубо внутренней для отрасли, и вмешательство государства тут может только повредить делу.

Обобщенный рейтинг мер государственной поддержки российского экспорта ПО

В отчете об исследовании приводятся некоторые другие варианты государственной поддержки, которую хотели бы получить офшорные компании. Наряду с пожеланием в духе "вступления в ВТО" и "изменения законодательной базы, запрещающей российским организациям пользоваться услугами и продуктами зарубежных производителей, если существуют отечественные аналоги", есть и такое, отдающее временами развитого социализма: "внесение в законодательную базу изменений, запрещающих российским гражданам - специалистам в области ИТ выезжать и оставаться работать за границей, за исключением стажировок, обмена опытом, семейных обстоятельств и т. д.".

Подводя итог, нужно сказать: проведенное исследование "Руссофта" - это очень своевременный шаг по изучению рынка офшорного аутсорсинга, определения реальных шагов по его развитию.

Версия для печати